Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:55, курсовая работа
Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
1.1 Структура и порядок формирования собственных ресурсов коммерческого банка
1.2 Классификация пассивных операций коммерческого банка
1.3 Зарубежный опыт привлечения денежных средств коммерческими банками
2 АНАЛИЗ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬЯНС БАНК» ЗА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ.
2.1 Анализ собственного капитала коммерческого банка
2.2 Анализ депозитных операций коммерческого банка
2.3 Анализ недепозитных источников привлечения средств
3 ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы управления пассивами в коммерческих банках
3.2 Перспективы развития пассивных операций коммерческих банков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Требования ликвидности для привлеченных средств, относящихся к центру срочных вкладов и депозитов, будут ниже по сравнению с предыдущими, а поэтому основная часть этих средств размещается в ссуды банка, в меньшей мере - в первичные и вторичные резервы, в незначительной части - в ценные бумаги.
Средства, принадлежащие центру уставного капитала и резервов, в определенной мере вкладываются в здания, оборудование, технику и т.п. и частично - в низколиквидные ценные бумаги, паи.
Основным достоинством метода распределения активов по сравнению с методом общего фонда средств считается то, что на основе расчета он позволяет более точно установить долю высоколиквидных активов и за счет ее уменьшения вложить дополнительные ресурсы в высокодоходные активы - ссуды предприятиям и организациям.
В соответствии с данными методами коммерческие банки должны постоянно поддерживать определенное соотношение между привлеченными средствами в разрезе таких источников, как вклады, депозиты, межбанковские кредиты, собственные средства на счетах до востребования, и размещенными средствами в краткосрочные и долгосрочные ссуды банка. При этом учитываются конкретные сроки, на которые привлечены и размещены средства.
В условиях развития конкуренции банки производят начисление процентов по среднегодовым остаткам на расчетных счетах клиентов, чего ранее не производилось. Такая политика банков повышает заинтересованность клиентов в накоплении свободных денежных средств на своих счетах.
Таким образом, банкам следует соблюдать оптимальное соотношение между пассивными и активными депозитными операциями, т.е. вкладами предприятий в банк и вкладами, размещенными одними банками в других банках; определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг для повышения уровня и качества мобильных средств; найти целесообразное минимальное соотношение собственных средств и рисковых активов; разработать методы расчета коэффициента связанности депозитов с учетом особенностей данного банка и руководствоваться ими при размещении депозитов [28, с. 37].
Любая банковская операция имеет свою технологию реализации с первостепенными требованиями обеспечения надежности, срочности, максимальной комфортности предоставления банковской услуги, в частности депозита. Для достижения поставленных конкретных целей в банках задействуются соответствующие организационные структуры, техника и опыт.
Для привлечения денежных средств банк должен грамотно и эффективно преподнести для населения информацию о предложенных услугах и продуктах, для чего используется банковский маркетинг.
Современный банковский маркетинг предполагает не только решения пассивной задачи детального и тщательного изучения требований клиентуры к услугам, оказываемым банком, но и адаптации к ним этих услуг, а также решение активной задачи по формированию спроса на различные банковские услуги в целях увеличения объемов реализации, повышения их эффективности и предпринимательской деятельности банка. Именно для этого разрабатывается коммуникационная политика в составе комплекса маркетинговых мер воздействия на рынок, которая включает в себя развитие отношений с общественностью, рекламу, многочисленные средства стимулирования сбыта, услуг, сервисную политику, организацию участия в различных выставках, фирменный стиль и знак, работу со средствами массовой информации.
С точки зрения ликвидности пассивов, банки с наилучшим качеством активов и высокой долей акционерного капитала имеют больший доступ к покупным средствам. Они также платят более низкие процентные ставки и сообщают о более низких прибылях в краткосрочной перспективе. Предполагаемые доходы по кредитам и ценным бумагам увеличиваются по мере роста риска неплатежа. Банки приобретают активы с низким риском неплатежа, как, например, государственные ценные бумаги и отказываются от премии за риск, которая могла бы быть получена.
В качестве источников формирования базы данных рассматриваются заключенные и прорабатываемые кредитные договоры, договоры о займах у других банков, сведения о плановой потребности в кредитах, ежедневная сводка остатков по балансовым счетам, сведения об оборачиваемости кредитов.
Для проведения сбалансированной активной и пассивной политики коммерческого банка может использоваться система анализа размещения кредитов и пассивов по срокам на основе базы данных. В частности, метод анализа предстоящего погашения и предстоящей выдачи кредитов в ближайшие 30 дней по отдельным клиентам и видам ссуд (на основе кредитных договоров и оборачиваемости кредитов) позволяет контролировать высвобождение ресурсов или возникновение потребности в них. Результаты анализа используются коммерческими банками для оперативного решения вопросов по покупке или продаже ресурсов.
Управление рисками несбалансированности и неплатежеспособности банка снижает возможные убытки банков, создает прочную основу для их деятельности в будущем.
Таким образом, эффективное управление пассивами коммерческого банка позволяет оптимизировать его финансово-экономическую деятельность. В Приложении Г рассмотрены основные проблемы и пути их решения, адаптированные для банков Казахстана. Отсюда следует, необходимость обеспечения процесса привлечения финансовых ресурсов правильным алгоритмом их применения. Также немаловажную роль в управлении пассивными операциями играет банковский маркетинг, который увеличивает привлечение средств физических лиц.
Таким образом, с помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.
Особую форму банковских ресурсов представляют собственные средства (капитал) банка. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка. Он позволяет осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банков.
В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль.
Основным элементом собственного капитала банка является уставный фонд. В зависимости от формы организации банка по-разному формируется его уставный фонд. Если банк создается как акционерное общество, то его уставный фонд образуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации акций. Банк, являющийся обществом с ограниченной ответственностью, формирует уставный фонд за счет паевых взносов участников. Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд полностью формируется за счет вкладов участников (юридических и физических лиц) и служит обеспечением их обязательств.
В результате расширения границ (пределов) имеющихся у банка ресурсов коммерческий банк становится более свободным по сравнению со средними и мелкими банками в проведении своих активных операций при соблюдении установленных экономических нормативов. Особенность соблюдения коммерческими банками основополагающего принципа деятельности банка состоит во все возрастающей заинтересованности крупных банков в привлечении депозитов, развитии конкуренции за пассивы, выходящей за национальные границы, в сочетании с поиском крупными банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов.
В современных казахстанских условиях только в случаях крупных банков происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли. Так, если в условиях инфляции наиболее доходной являлась сфера обращения - торговля, биржевой бизнес и т.п., то банковский капитал и стимулировал нарастание в них спекулятивных операций. В условиях намечающейся финансовой стабилизации ситуация изменяется, и для банков наибольшее значение приобретают не спекулятивные операции, а операции, связанные с обслуживанием реального сектора экономики. Указанная особенность соблюдения фундаментального принципа коммерческой деятельности затрагивает все стороны функционирования и управления, меняет акценты в развитии крупного банка при доминирующем значении управления пассивами коммерческого банка.
Функционировать и развиваться в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, крупный банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность, подразумевающая экономическую (наряду с социальной) ответственность крупного банка за результаты своей деятельности, является вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков. Эта самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами крупного банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Общим при соблюдении данного принципа является то, что действующее банковское законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. В целях обеспечения финансовой устойчивости крупные банки обязаны действовать в определенных рамках.
Как видим управление пассивами коммерческого банка позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
В данной работе было исследовано управление пассивными операциями в одном из казахстанских банков АО «Альянс банк». В ходе анализа мы выяснили, что в АО "Альянс банк" правильно поставлено управление пассивными операциями банка. Баланс исследуемого банка является высоко ликвидным, коэффициент покрытия показывает, что кредитный портфель обеспечен срочными ресурсами, а коэффициент достаточности капитала говорит о потенциальном развитии банка за счет привлечения дополнительных ресурсов и увеличения валюты баланса. Следовательно, АО "Альянс банк" имеет достаточный уровень капитала (оцененный пока без учета риска по активам), достаточный для обеспечения значительного роста валюты баланса.
Информация о работе Анализ пассивных операций коммерческого банка на примере АО "Альянс банк"