Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышения уровня рентабельности предприятия.

Задачи курсовой работы:

 рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;

 исследование динамики изменения основных экономических показателей прибыли и рентабельности предприятия и установление факторов, преимущественно влияющих на значения этих показателей;

 на основе расчетно-аналитической части предложить ряд мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1 Прибыль. Виды прибыли 4

1.3 Показатели прибыли 9

1.4 Распределение прибыли 13

1.5 Рентабельность предприятия 18

1.6 Пути повышение прибыли и рентабельности на предприятии 20

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22

2.1 Краткая характеристика предприятия 22

2.2 Анализ динамики основных технико-экономических показателей работы предприятия 23

2.3 Факторный анализ прибыли на предприятии 25

2.4 Анализ рентабельности предприятия 29

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 32

3.1 Автоматизация системы управления деятельностью 32

3.2. Организация услуги бронирования билетов через Интернет 33

3.3 Организация дополнительных рейсов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ A 41

ПРИЛОЖЕНИЕ В 42

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности предприятия.doc

— 873.50 Кб (Скачать файл)

     - рентных платежей в бюджет;

     - доходов по ценным бумагам  и от долевого участия в  деятельности других предприятий;

     - доходов от казино, видеосалонов  и пр.;

     - прибыли от страховой деятельности;

     - прибыли от отдельных банковских  операций и сделок.

     Чистая  прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных  платежей, налога на экспорт и импорт.

     Оценочная функция прибыли состоит в  том, что она представляет собой необходимый элемент цены (оптовая цена предприятия = себестоимость продукции + ….. + прибыль). Следовательно, как и цена в целом, прибыль учитывает общественно необходимые затраты труда, необходимые для обеспечения воспроизводства, расширения его масштабов, удовлетворения общественных нужд (управление, оборона). Именно воспроизводимыми потребностями определяется нижняя, минимальная граница размеров прибыли, закладываемой в цену каждого товара и услуги.

     Другая  функция прибыли – распределительная. Суть ее заключается в том, что с помощью прибыли формируются доходы всех участников производства – предприятий (фирм), государства, работников. При первичном распределении прибыли формируются различные денежные фонды, обеспечивающие при последующем использовании (перераспределении) финансирование проектов фирм и расходов государства, других рыночных структур – финансовых и кредитных организаций, банков, страховых компаний, бирж; создаются резервные фонды и др.

     Следующая функция прибыли – стимулирующая. Прибыль обеспечивает главный экономический интерес фирмы – обеспечение наиболее полного удовлетворения спроса в продукции и услугах по ценам, приносящим достаточный доход для расширения деятельности и удовлетворения личных потребностей. Для получения достаточной прибыли необходимо снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований. Часть прибыли используется для стимулирования труда всех работников, что способствует лучшей организации и росту производительности труда[2, c.39]. 

  • 1.3 Показатели прибыли
  •      Прибыль как главный результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  фирмы и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли  предприятия представляет собой  валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

         Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

         К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

         Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.

         В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль  включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

         Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера.

         В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

         Наконец, в составе валовой прибыли  отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций[9, c.125].

         Подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия  получают от реализации товарной продукции. На прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем  больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.

         Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции, является изменение  объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

         Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализации, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно – увеличению за счет этого прибыли.

         Фактором, напрямую определяющим величину прибыли  предприятий от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.

         На  величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре  производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли[13, c.275].

         Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе фирмы, могут от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что, соответственно, скажется на объеме валовой прибыли.

         Отдельной составной частью валовой прибыли  выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У  фирмы могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков  в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации излишних товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

         Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между  продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий  индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.

         Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно  не связаны с производством и  реализацией продукции:

         - доходы от долевого участия  в деятельности других организаций;

         - доходы от сдачи имущества  в аренду;

         - дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным  бумагам, принадлежащим предприятию;

         - суммы полученных и уплаченных  экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.)

         В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

           Для фирмы важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный  показатели прибыли. Результат деятельности фирмы определяется абсолютной суммой прибыли, которая характеризует возможности развития фирмы. Важно оценивать и результативность использования ресурсов фирмы путем сопоставления прибыли с вложенным капиталом.

           Каждая фирма ведет дело на свой страх и риск и по собственному разумению. Предпринимательская деятельность, как фактор производства, настолько сложен и непредсказуем, что всегда есть в отрасли лучшие и отстающие фирмы. Лучшие фирмы всегда получают благоприятствующие экономические позиции, в том числе и большую массу прибыли. Экономические результаты в ходе конкуренции нивелируются. Рынок выступает великим учителем. Поэтому складывается отраслевая норма средней прибыли.

           Каждая  предпринимательская фирма ориентируется на достижение в долговременной перспективе такой степени прибыльности или эффективности использования капитала как и другие фирмы отрасли[16, c.274].

           Отраслевая  средняя норма прибыли – результат  внутриотраслевой конкуренции. Существует так же и межотраслевая конкуренция. Сложность межотраслевой конкуренции состоит в том, что в разных отраслях национальной экономики используются разные производительные силы, разные капиталы с разным техническим строением. Заметно отличие, например, между легкой промышленностью и металлургией, производством конфет т грузовых автомобилей, сыра и кефира. Там, где высокое органическое строение – капитал оборачивается медленнее, стоимость одного рабочего места из-за стоимости оборудования выше. Поэтому в разных отраслях складываются разные отраслевые нормы прибыли.

  • 1.4 Распределение прибыли
  •      Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского  государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Распределение чистой прибыли предприятия в самом общем виде представлено на рисунке 1.3.

         В зависимости от объективных условий  общественного производства на различных  этапах развития российской экономики  система распределения прибыли  менялась и совершенствовалась. Одной  из важнейших проблем распределения  прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. С развитием приватизации и акционирования организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той её части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

         Таким образом, возникает необходимость  в чёткой системе распределения  прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций[8, c.107].

         Экономически  обоснованная система распределения  прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций. Отметим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения.

         Валовая прибыль уменьшается на сумму: платежей за использование природными ресурсами (так называемых рентных платежей); доходов от долевого участия в деятельности других организаций, находящихся в пределах Российского государства; дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данной организации; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.

         Оставшаяся  после этих корректировок валовая  прибыль является объектом налогообложения  и именуется налогооблагаемой прибылью. После уплаты налога остаётся так называемая чистая прибыль.  

     

    Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия