Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышения уровня рентабельности предприятия.

Задачи курсовой работы:

 рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;

 исследование динамики изменения основных экономических показателей прибыли и рентабельности предприятия и установление факторов, преимущественно влияющих на значения этих показателей;

 на основе расчетно-аналитической части предложить ряд мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1 Прибыль. Виды прибыли 4

1.3 Показатели прибыли 9

1.4 Распределение прибыли 13

1.5 Рентабельность предприятия 18

1.6 Пути повышение прибыли и рентабельности на предприятии 20

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22

2.1 Краткая характеристика предприятия 22

2.2 Анализ динамики основных технико-экономических показателей работы предприятия 23

2.3 Факторный анализ прибыли на предприятии 25

2.4 Анализ рентабельности предприятия 29

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 32

3.1 Автоматизация системы управления деятельностью 32

3.2. Организация услуги бронирования билетов через Интернет 33

3.3 Организация дополнительных рейсов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ A 41

ПРИЛОЖЕНИЕ В 42

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности предприятия.doc

— 873.50 Кб (Скачать файл)

     Главная задача – полное удовлетворение населения и гостей пассажирскими перевозками и расширение предлагаемых пассажирам услуг.

     Основными целями являются:

     - обеспечение конкурентоспособности пассажирских перевозок;

     - укрепление и достижение стабильного финансового положения;

     - создание отлаженной технологии обслуживания пассажиров;

     - расширение сфер предлагаемых услуг, то есть, в конечном счете, повышать культуру обслуживания населения и обеспечивать безопасные методы перевозки.

     Директор  предприятия является непосредственным начальником для своих заместителей и начальников всех отделов.

     Бухгалтерия занимается финансовыми делами предприятия.

     Отдел кадров занимается подбором персонала, оформлением документации, связанной  с принятием на работу, увольнениями, изменениями должности или разряда. Через начальника отдела кадров проходят все распоряжения и приказы.

     Юридический отдел занимается заключением необходимых  договоров, решает вопросы, связанные  с их выполнением или невыполнением, контролирует правильное заполнение различной документации.

     Отдел пассажирских перевозок (пассажирский отдел) составляет расписание движения автобусов, занимается анализом пассажиропотока  и контролем выполнения плана  перевозок. Анализ пассажиропотока  позволяет оценить эффективность действующего расписания и определить, какие рейсы необходимо убрать, какие добавить. Данный отдел занимается также анализом нарушений, связанных выполнением плана перевозок, выявляет перевозчиков, наиболее часто нарушающих свои обязательства.

     Ревизорский отдел занимается контролем за деятельностью автовокзалов и автостанций. Это заключается в полной проверке подразделения за его финансовой, хозяйственной деятельностью, за ведением различной отчетности, за порядком исполнения приказов и распоряжений.

     Технический отдел занимается хозяйственной деятельностью автовокзалов, следит за потреблением электроэнергии и газа, состоянием зданий, сооружений. Также занимается организацией строительства различных объектов.

     Отдел информационных технологий занимается обслуживанием компьютерной, телефонной, радио и техники. Этот отдел также занимается автоматизацией продажи билетов, написанием необходимого программного обеспечения[3, c.46]. 

  • 2.2 Анализ динамики основных технико-экономических  показателей работы предприятия
  •     Основные  технико-экономические показатели финансовой деятельности  предприятия  Автовокзал «Симферополь» приведены в таблице 2.1. 

             Таблица 2.1 - Технико-экономические показатели финансовой деятельности предприятия

    № п/п Наименование Годы Изменение, в %
    2004 2005 2006 2007 2005/ 2004 2006/ 2005 2007/ 2006 2007/ 2004
    1 Основные средства, тыс. грн 17487 17269 20397,5 23157,25 98,75 118,12 113,53 132,43
    2 Оборотные фонды, тыс. грн 799,75 335,25 841,75 717 41,92 251,08 85,18 89,65

    Продолжение Таблицы 2.1- Технико-экономические показатели финансовой деятельности предприятия

    3 Доход, тыс. грн план 24000 27270 34867,5 43513,75 113,63 127,86 124,80 181,31
    4 факт 24937,75 28246 37620 49378,75 113,27 133,19 131,26 198,01
    5 Расход, тыс. грн план 22035 26771,75 31538 38989,25 121,50 117,80 123,63 176,94
    6 факт 23194 25938,75 32673,25 43387,5 111,83 125,96 132,79 187,06
    7 Прибыль тыс. грн план 1965 498,25 3329,5 4524,5 25,36 668,24 135,89 230,25
    8 факт 1743,75 2307,25 4946,75 5991,25 132,32 214,40 121,11 343,58
    9 Выполнено рейсов, шт план 773431 686568 701196 740997 88,77 102,13 105,68 95,81
    10 факт 771190 685280 699489 739394 88,86 102,07 105,70 95,88
    11 Перевезено  пассажиров, чел 19229242 15710862 15795164 15905294 81,70 100,54 100,70 82,71
    12 Себестоимость  одного пассажира,грн 1,205 1,65 2,0675 2,7275 136,88 125,29 131,87 226,16
    13 Фонд  заработной платы, тыс. грн. (с начала года) (ФЗП) 8776,25 12254,75 15546,75 18673,5 139,64 126,86 120,11 212,77
    14 Среднесписочная численность работников, чел. (с начала года) 9337 10066 10228 9959 107,81 101,61 97,37 106,66

  • 2.3 Факторный анализ прибыли на  предприятии
  •     Для факторного анализа прибыли нашего предприятия возьмем данные за  2011 год. Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице  2.2.

        Таблице 2.2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. грн.

    Показатель план План, пересчитанный  на фактический объем продаж факт
    Доход, тыс. грн 43513,75 43419,5 49378,75
    Расход, тыс. грн 38989,25 38905 43387,5
    Прибыль, тыс. грн 4524,5 4514,75 5991,25

         Из  этой таблицы следует, что план по сумме прибыли от реализации услуг  в отчетном периоде перевыполнен в 2011 году на 1466,7 тыс. грн. (5991 — 4524), или на 32%.

         Если  сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаём, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

         ΔП  (VРП уд) = 4514 — 4524 = -10 тыс грн

         Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении (184848 : 185249 х 100 - 100 = -0,22%) и результат разделить на 100:

         ΔП  VПР = 4524 х (-0,22 %) / 100 = -10,2 тыс грн

         Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно  вычесть второй):

         ΔП  уд = -10 - ( - 10,2) = 0,2 тыс грн

         Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

         ΔП  с  = 38905 - 43387 = -4482 тыс. грн.

         Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

         ΔП  ц = 49378 - 43419 =  5959 тыс. грн.

         Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (табл. 2.3).

         Таблица 2.3 - Расчет влияния факторов первого  уровня на изменение суммы прибыли  от реализации продукции

    Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс. руб.
    объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
    План

    Усл. 1

    Усл. 2

    Усл. 3

    Факт

    План

    Факт

    Факт

    Факт

    Факт

    План

    План

    Факт

    Факт

    Факт

    План

    План

    План

    Факт

    Факт

    План 

    План

    План

    План

    Факт

    Впл - Зпл

    Ппл х Крп

    Вусл - Зусл

    Вф - Зусл

    Вф - Зф

    4524

    4514

    4514

    10473

    5991


     

         Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (Крп), а затем  плановую сумму прибыли скорректировать  на этот коэффициент.

         Выполнение  плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (в данном примере  тысячи условных банок) и стоимостном  выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

         

    = 0,9978

         Если  бы не изменилась величина остальных  факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,22% и составить  4514 тыс. грн. (4524 х 0,9978).

         Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

         

         Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

         

         По  данным табл. 2.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

         В 2011 году средний процент повышения цены составил 9,1%.

         Изменение суммы прибыли за счет:

         объема  реализации продукции

         

         структуры товарной продукции

         

         средних цен реализации

         

         себестоимости реализованной продукции

         

         в том числе за счет:

         роста цен на ресурсы: -4482 х 90,9 % : 100 % =  -4074 тыс. грн.

         изменения ресурсоемкости:           -4482 х 9,1 % : 100 % =  -408 тыс. грн.

         Итого: 1466 тыс. руб.

         По  результатам факторного анализа  можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

         На  анализируемом предприятии сумма  прибыли возросла в основном за счет увеличения средне реализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4482 тыс. грн., в том числе за счет роста цен на ресурсы - на 4074 тыс. грн. и повышения ресурсоемкости продукции - на 408 тыс. грн.

         Из  приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. На данном предприятии индекс цен на продукцию составляет 1,1372 (48378 / 43419), а на ресурсы - 1,1047 ((43378-408)/38905). Значит, дефлятор цены положительный. Его величина равна 1,0294 (1,1372/1,1047). Это способствовало увеличению прибыли на 1884тыс. грн. (5959 - 4074).

    Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия