Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышения уровня рентабельности предприятия.

Задачи курсовой работы:

 рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;

 исследование динамики изменения основных экономических показателей прибыли и рентабельности предприятия и установление факторов, преимущественно влияющих на значения этих показателей;

 на основе расчетно-аналитической части предложить ряд мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1 Прибыль. Виды прибыли 4

1.3 Показатели прибыли 9

1.4 Распределение прибыли 13

1.5 Рентабельность предприятия 18

1.6 Пути повышение прибыли и рентабельности на предприятии 20

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22

2.1 Краткая характеристика предприятия 22

2.2 Анализ динамики основных технико-экономических показателей работы предприятия 23

2.3 Факторный анализ прибыли на предприятии 25

2.4 Анализ рентабельности предприятия 29

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 32

3.1 Автоматизация системы управления деятельностью 32

3.2. Организация услуги бронирования билетов через Интернет 33

3.3 Организация дополнительных рейсов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ A 41

ПРИЛОЖЕНИЕ В 42

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности предприятия.doc

— 873.50 Кб (Скачать файл)

     Эта прибыль находится в полном распоряжении организации и используется ею самостоятельно. На рисунке 1.4 представлена общая схема  образования и распределения  прибыли.

     Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли (за исключением налоговых льгот), организация получает в своё распоряжение оставшуюся так называемую чистую прибыль. Эта прибыль используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

     В соответствии с этим по мере поступления  чистая прибыль организации направляется на финансирование НИОКР, а также  работ по созданию, освоению и внедрению  новой техники, на совершенствование  технологии и организации производства; на модернизацию оборудования, улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль является источником уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также процентов по просроченным и отсроченным кредитам. Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд.

     Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счёт чистой прибыли, организация должна стремиться к  установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.

     Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит источником финансирования не только производственного и материального развития, а также материального поощрения, но и в случаях нарушения действующего законодательства – уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная прибыль[17, c.115].

     В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведение рисковых операций и, как следствие этого – потерей доходов. Поэтому при использовании чистой прибыли организация вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.

     Размер  этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счёт отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении организации. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники и технологии, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

     С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, на оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

     Итак, наличие чистой прибыли, создающей  стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.

     На  рисунке 1.5 изображено более подробное  формирование фонда накопления и  фонда потребления.

     

     Рисунок 1.5 — Формирование фонда накопления и фонда потребления 

  • 1.5 Рентабельность предприятия
  •      Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим  факторам. Кроме методов факторного анализа прибыли в числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

         Существуют  следующие показатели рентабельности:

    1. Рентабельность продукции - отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости
    2. Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств
    3. Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение (чистой) прибыли к выручке.
    4. Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов
    5. Рентабельность активов (ROA) — отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов
    6. Рентабельность собственного капитала (ROE):
      1. - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала;
      2. - отношение дохода на обыкновенную акцию к балансовой стоимости фирмы в расчете на одну акцию.
    7. Рентабельность инвестированного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и заёмному капиталу
    8. Рентабельность примененного капитала (ROCE)
    9. Рентабельность суммарных активов (ROTA)
    10. Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
    11. Рентабельность чистых активов (RONA)
    12. Рентабельность наценки (Profitability of the margin) - отношение себестоимости продукции к его продажной цене.

         Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный  показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определённой базы. Организация  рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному[19].

         Рентабельность  производства исчисляется по формуле:

    ,

         где Р – уровень рентабельности производства, %;

         П – сумма валовой прибыли, грн.;

         ОФсрг–среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн;

         ОСсрг – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), грн.

         Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчётах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

         Учитывая, что прибыль связана как с  себестоимостью изделия, так и с  ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может  быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам.

         Рентабельность  продукции в двух её разновидностях исчисляется по формулам:

     и 
    ,

         где Р – рентабельность продукции, %;

         П – валовая прибыль предприятия, грн.;

         СП – полная себестоимость реализованной продукции, грн.;

         ЦП – объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), грн.

         Рост  любого показателя рентабельности зависит  от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.

         Важнейшими  факторами роста прибыли являются рост объёма производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

         Основной  источник денежных накоплений предприятий  и организаций – выручка от реализации продукции, а именно та её часть, которая остаётся за вычетом  материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путём соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования[19].

         Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру её себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации становится одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создаёт заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объёма выпускаемой продукции, сколько в увеличении объёма реализованной продукции (с учётом снижения остатков нереализованной продукции).

         Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу  между выручкой от реализации по соответствующим  ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объёма реализованной продукции.

  • 1.6 Пути повышение прибыли и рентабельности  на предприятии
  •      Увеличить прибыль предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер:

         1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

         2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

         3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

         Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.

         4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

         5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы[17].  
     
     
     
     
     
     
     
     

  • 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 2.1 Краткая характеристика предприятия
  •      Автостанция «Симферополь» является крупной,  географически распределенной организационно-техническое системой. В состав объединения входит 22 автостанции и более 6 контрольно-кассовых пункта. Автостанция «Симферополь» занимается организацией перевозок пассажиров на автобусах пригородного, междугородного и межобластного сообщения. В его функции входят предварительная продажа билетов, составление расписания движения автобусов, заключение договоров с перевозчиками, распределение выручки между автовокзалами и перевозчиками.

         Для нормального функционирования строго определенная структура должностей: директор автовокзала, диспетчер, начальник  смены, старший кассир, бухгалтер, кассиры.

         Деятельность  автовокзала и автостанций контролируют специальные руководящие органы.

    Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия