Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышения уровня рентабельности предприятия.

Задачи курсовой работы:

 рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;

 исследование динамики изменения основных экономических показателей прибыли и рентабельности предприятия и установление факторов, преимущественно влияющих на значения этих показателей;

 на основе расчетно-аналитической части предложить ряд мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1 Прибыль. Виды прибыли 4

1.3 Показатели прибыли 9

1.4 Распределение прибыли 13

1.5 Рентабельность предприятия 18

1.6 Пути повышение прибыли и рентабельности на предприятии 20

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22

2.1 Краткая характеристика предприятия 22

2.2 Анализ динамики основных технико-экономических показателей работы предприятия 23

2.3 Факторный анализ прибыли на предприятии 25

2.4 Анализ рентабельности предприятия 29

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 32

3.1 Автоматизация системы управления деятельностью 32

3.2. Организация услуги бронирования билетов через Интернет 33

3.3 Организация дополнительных рейсов 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ A 41

ПРИЛОЖЕНИЕ В 42

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности предприятия.doc

— 873.50 Кб (Скачать файл)

     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости  (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

     

     Расчет  влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки:

     Для междугородних рейсов                                     

     

     

     

     

     

     

     

     Для пригородных рейсов

     

     

     

     

     

     

     

     

     Таблица 2.4 - Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Вид продукции Количество  рейсов, шт Средняя цена рейса, грн. Себестоимость 1 рейса, грн. Сумма прибыли от реализации, тыс. грн. Отклонение  от плановой прибыли, тыс. грн.
общее в том  числе за счет
план факт план факт план факт план факт объема реализации цены себестоимости
Межгород

Пригород

203435

537562

202864

536530

1089

843

1143

855

1083

837

1135

847

1242

3282

1643

4347

401,5

1065

-3,5

-6,25

4137

1821

-3732

-749

Итого 740997 739394         4524 5991 1466 -9,75 5958 -4481

 

     Данные, приведенные в табл. 2.4, показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие — отрицательное и в какой степени[10, c.95].

  • 2.4 Анализ рентабельности предприятия
  •      Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

         Показатели  рентабельности можно объединить в несколько групп:

         1) показатели, характеризующие окупаемость  издержек производства и инвестиционных  проектов;

         2) показатели, характеризующие прибыльность  продаж;

         3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

         Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

         Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного притока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (3):

         

     или 
    или

    Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  или самофинансируемого дохода с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, а всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования[14, c.125].

         Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ  и услуг, или чистой прибыли, или  чистого денежного потока на сумму  полученной выручки (В). Характеризует  эффективность производственной и  коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции: 

         

     или 
    или
     

         Рассчитаем  рентабельность для нашего предприятия 
     

         Таблица 2.5 - Рентабельность предприятия

    п/п

    Наименование Годы
    2008 2009 2010 2011
    1 Доход, тыс. грн 24937,75 28246 37620 49378,75
    2 Расход, тыс.грн 23194 25938,75 32673,25 43387,5
    3 Прибыль тыс. грн 1743,75 2307,25 4946,75 5991,25
    4 Рентабельность  производственной деятельности, % 7,52% 8,89% 15,14% 13,81%
    5 Рентабельность  продаж (оборота), % 6,99% 8,17% 13,15% 12,13%

     

         На  основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что  рентабельность производственной деятельности Автовокзал «Симферополь» увеличилась к 2010 и снизилась на 1,33% в 2011 году., возможно это связано с уменьшением количества пассажиров.

    Рисунок 2.1 - Рентабельность предприятия

  • 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  • 3.1 Автоматизация системы управления  деятельностью
  •      Необходимым условием роста продаж и повышения  эффективности автобусных перевозок  является комплексная автоматизация всей коммерческой деятельности автовокзалов. Автоматизированная система управления деятельностью автовокзалов состоит из следующих основных элементов:

          - автоматизированная система продажи  автобусных перевозок; 

          - автоматизированная система управления финансовой деятельностью предприятия, которая обеспечивает автоматизацию всей планово-финансовой и учетной деятельности предприятия и включает расчеты с АТП и другими предприятиями;

         Автоматизированные  системы продажи пассажирских перевозок позволяют решать первоочередные задачи, которые можно разделить наследующие основные группы:

      1. Повышение качества обслуживания пассажиров, в том числе:

         - ускорение процесса продажи билетов,

         - повышение точности предоставляемой  пассажирам информации,

         - увеличение глубины продажи на  рейсы,

         - предоставление возможности приобретения  билетов на сложные маршруты, включая маршруты «туда-и-обратно», а в дальнейшем на комплексные  маршруты на разных видах транспорта,

         - приближение точек продажи к  населению (продажа через агентства),

         - внедрение современных методов  продажи билетов, включая Интернет-бронирование  и продажу электронных билетов.

         2. Автоматизация учета выручки. В результате уменьшается трудоемкость сбора и анализа финансовой отчетности, появляются средства защиты от нарушений финансовой дисциплины со стороны агентов, а в случае автобусных перевозок — и водителей.

         3. Повышение безопасности перевозок за счет внедрения именных проездных документов и ведения списков пассажиров в централизованных базах данных.

         4. Максимизация доходов перевозчиков и других участников перевозочного процесса. Достигается благодаря оперативному анализу спроса на перевозки и реагированию на изменение внешних условий, например, путем применения гибкой тарифной политики.

         Системы управления финансовой деятельностью на основе информационных технологий занимают сегодня все большее место в функционировании предприятий и организаций народного хозяйства Украины.

         В результате создания подобного решения  становится возможным решение следующих задач:

    1. Долгосрочное и текущее планирование финансовой и инвестиционной деятельности автотранспортной системы области.
    2. Контроль и анализ исполнения финансовых планов.
    3. Обеспечение бухгалтерского и управленческого учета с учетом специфики взаимодействия между автовокзалами, автостанциями и автотранспортными предприятиями.
    4. Консолидация статистической и финансовой отчетности по украинским и международным стандартам.
    5. Управление рабочим капиталом с целью повышения ликвидности системы автовокзалов.
    6. Создание системы внутренних электронных коммуникаций и документооборота с целью повышения оперативности прохождения информации в управленческой структуре автовокзалов.
    7. Поддержка принятия управленческих решений администрацией автовокзалов на основе визуального анализа агрегированных показателей деятельности (например, относительная доля дебиторско-кредиторской задолженности, состояние активов и др.).
    8. Управление целевыми значениями основных показателей деятельности системы автовокзалов.

  • 3.2. Организация услуги бронирования билетов через Интернет
  •      С течением времени в любом бизнесе  развилось и укрепилось направление  по продаже продукции через  Интернет. В настоящее время эта технология обширно используется на Западе и  является неотъемлемой частью многих торговых компаний. В Украине данное направление только начинает развиваться, но имеет хороший потенциал. На сегодняшний день, несмотря на то, что доля продаж  через Интернет сравнительно небольшая, и, несмотря на недостаточность развития и отсутствие финансово-правовой базы, на данный момент, список компаний торгующих через Интернет постоянно растет.

         Принцип продаж через Интернет можно описать  так: клиент делает заказ через сервер компании, которая за оговоренные  сроки делает поиск на возможное  бронирование билета, и высылает клиенту (в зависимости от положения клиента или наличия необходимой брони):

    Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия