Анализ рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 07:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт.
Цель предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;
рассмотрение проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт и разработка предложений по совершенствованию системы расчетов, пластиковыми картами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ, ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ…………………………...

5
1.1 Анализ развития рынка пластиковых карт в РФ …………………………..
5
1.2 Зарубежный рынок пластиковых карт……………………………………...
15
1.3 Анализ динамики развития расчетов с помощью банковских пластиковых карт в Российской Федерации…………………………………...

23
1.4 Тенденции развития современного рынка пластиковых карт…………….
29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУРЯТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ 8601 СБЕРБАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ …………….

35
2.1 Анализ деятельности и финансового состояния Бурятского отделения 8601 ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………..

35
2.2. Анализ организации работы с пластиковыми картами в Сбербанке России на примере Бурятского отделения 8601………………………………..

43
2.3. Современное состояние проблем рынка пластиковых карт и перспективы его развития……………………………………………………….

51
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕВОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАСТИКОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА ……………………………………………………………………………


56
3.1 Модель расчета доходности зарплатного проекта…………………………
56
3.2 Экономическое обоснование принятия решения…………………………..
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ пластиковые карты.doc

— 3.47 Мб (Скачать файл)

Первой массовой кредитной карточкой, предоставляющей возможность продленного  кредита, была выпущенная в 1958г. банком «Bаnk оf Аmеriса», ныне «Visа». Объем операций с «Bаnk оf Аmеriса» возрос в 1961-67г.г. с 75 до 335 млн. долл., количество держателей карточки – с 1 до 2,7 млн. человек, число участвовавших в программе торговцев с 35 до 83 тыс.

В 1966 г. произошло событие, оказавшее  серьезное влияние на весь последующий  ход развития карточных систем. «Bаnk оf Аmеriса» учредил отдельную организацию – «Bаnk Аmеriсаrd Sеrviсе Со», в которой сосредоточились все операции с карточками этого банка. Но самым важным было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. Они получали ноу-хау и необходимые технические средства, но вынуждены были поставить свои карточные операции под жесткий контроль «Bаnk Аmеriсаrd Sеrviсе Со», которая устанавливала стандарты и определяла правила обращения с карточками. К 1970 г. уже 3 300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые зарубежные банки, например, «Bаrсlау’s Bаnk» (Великобритания).

Параллельно с развитием американского  рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Dinеrs Сlub дала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании.

Развитие карточных операций в  Европе повторяет процесс становления  американской системы карточек, когда безналичные платежи, по имеющимся оценкам, составляют почти 100% от суммы всех операций.

Так, в Великобритании первая кредитная  карточка – «Bаrсlаусаrd»была выпущена в 1965г. В 1966 «Bаrсlау’s bаnk» заключил соглашение с «Bаnk оf Аmеriса» о сотрудничестве, что позволило использовать инфраструктуру американской ассоциации для введения «Bаrсlаусаrd» в международный оборот [5].

Структура управленческих органов международных карточных  ассоциаций определяется масштабами их деятельности. Так, «Visа Intеrnаtiоnаl» имеет несколько дирекций, каждая из которых отвечает за деятельность ассоциаций в определенном регионе мира: отдельную зону составляют США, еще одну – Европа, затем – Средний Восток и т.д. «MаstеrСаrd» имеет единый совет директоров, но треть мест в нем принадлежит иностранным финансовым институтам. Эта ассоциация располагает представительствами в семи европейских странах.

Следует отметить, что  изначально в зарубежной классификации  универсальные карточки разделялись  на карточки для «путешествий и развлечений» и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Dinеrs Сlub, Аmеriсаn Ехрrеss , Карт Бланш и предназначались главным образом для оплаты гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карточки же, вы пускаемые банками, имели более «потребительский» характер и предназначались для «обычных клиентов». К настоящему времени эти различия в значительной степени исчезли, и такое разделение является весьма условным.

Характеристика зарубежных рынков платежных карточек достаточно сильно различается между собой. Наиболее развитыми являться рынки таких стран, как США и Великобритании. Количество платежных карточек, предназначенных для совершенствования безналичных операций в этих странах составляет соответственно 5,30 и 2,37 карточки на одного жителя. Для сравнения: в странах Западной Европы (Германия, Франция и Бельгия) количество платежных карточек колеблиться от 1,22 до 1,57 карточки на одного жителя.

В Российской Федерации  сегодня этот показатель составляет 0,73 карточки на одного жителя и, учитывая высокие темпы прироста их эмиссии, можно прогнозировать, что в ближайшие годы этот показатель достигнет уровня Западной Европы (рис 1.9).

Рисунок 1.9 - Количество платежных карточек на одного жителя на конец 2010 года

На конец 2010 года по количеству POS-терминалов на миллион жителей значительно лидирует Франция (18 071 терминал), Великобритания (17 384) и США (17 288), что подтверждает развитость рынка платежных карточек в этих странах [39]. В тоже время данный показатель на территории Российской Федерации на конец 2010 года составил 1686 терминалов на миллион жителей.

Оценка показателя размера  среднего платежа, совершенного с использованием карточек, не выявила значительных различий между странами и варьируется  от 55,8 долл. до 105,0 долл. (рис. 1.10.)

 

Рисунок 1.10 - Средний платеж, совершаемый с использованием карточек, выпущенных в стране в 2010г., долл.

Сопоставимость среднего платежа в Российской Федерации  с аналогическим показателем  в анализируемых странах, а так  же отмеченная ранее позитивная тенденция использования на территории Российской Федерации клиентам кредитных организаций – резидентов банковских карточек в целях оплаты товаров (работ, услуг) позволяет рассматривать банковскую карточку в качестве розничного платежного инструмента для осуществления повседневных расходов.

Средний объем операций по выдаче наличных через банкоматы  в Российской Федерации составил 150,0 долл., в то же время во Франции, где инфраструктура для проведения платежей наиболее развита, средняя операция по получению наличных составила 86,5 долл. Наиболее высокий уровень снятия наличных в Италии и в Германии, где в среднем около 210 долл.

Как по количеству терминалов, так и по количеству банкоматов, приходящихся на миллион жителей, ведущее  место занимает США (1318 банкоматов) и Великобритания (998 банкоматов). Россия значительно уступает этим странам, и на конец 2010 года количество банкоматов составило 386 на миллион жителей. В прошлом году зарубежом выпуск платежных карточек достиг отметки 4,14 млрд. штук, что выше на 5,2%, чем в 2009 году. Они включают в себя как карточки с магнитной полосой, так и микропроцессорные карточки. Из общего объема платежных карточек на дебетовые, кредитные и предоплаченные карточки с логотипом Visa приходиться 2,49 млрд.

Общая эмиссия Visa, MasterCard, American Express и Diners Club, включающая как кредитные и дебетовые, так и предоплатные карточки, на Ближнем Востоке и в Африке насчитывает 81,7 млн карточек на конец 2009г., что на 21,4% больше, чем в предыдущем году. При этом карточки Visa и MasterCard составляет 98,5% от общей эмиссии. На рисунке 1.11 представлены крупнейшие эмитенты карточек.

Рисунок 1.11 - Топ-10 крупнейших эмитентов дебитовых карточек, млрд. долл.

Bank of America (Bofa) является крупнейшим эмитентом с максимальными расходами по его платежным карточкам в США. В 2010 году по его карточкам потребителям было потрачено 451,76 млрд долл. Второе место по расходам – 445,32 млрд долл. – занимает компания American Express, причем учитываются только собственные карточки AmEx, без учета карточек, выпущенных третьими лицами. Расходы по карточкам AmEx лишь на 6,44 млрд меньше расходов по карточкам Bank of America, тогда как в 2006 году эта разница составляла 24,89 млрд долл.

У пяти крупнейших карточных  эмитентов суммарная задолженность по карточкам Visa, MasterCard, American Express и Discover за период с декабря 2009 года по декабрь 2010 г. Увеличилось на 5,5% - с 550,51 млрд долл до 580,99 млрд долл. (табл. 1.3).

          Таблица 1.3 - Крупнейшие эмитенты кредитных карточек в США, млрд. долл.

Банк

Задолженность, 2009 год

Задолженность, 2010 год

Изменение за год, %

Bank of America

151,55

164,19

8,3

JPMorgan Chase

147,68

150,46

1,9

Citigroup

108,54

110,57

1,9

American Express

83,00

96,80

16,6

Capital One

59,75

58,96

-1,3

Discover

45,71

47,93

4,9

HSBC

28,34

31,00

9,4

Washihgton Mutual

23,50

27,24

15,9

Well Fargo

20,87

26,08

24,9

USAA Savings

11,54

17,04

47,6

U.S. Bank

12,75

15,65

22,7

Target

6,22

8,13

30,8

GE Money

4,41

7,45

68,8

Barclays

3,97

6,51

63,9

Advanta

5,21

6,35

21,9

TOTAL

713,33

774,36

8,6

       

В 2010 году в Канаде по кредитным карточкам марок Visa, MasterCard, American Express было совершено 2,43 млрд. транзакций, что на 11,1% больше, чем в предыдущем периоде. При этом следует заметить, что в Канаде имеют хождения только кредитные карточки этих марок, тогда как дебетовые не присутствуют. Поскольку в этой стране есть собственная марка дебетовых карточек Interac (рис 1.12).

Рисунок 1.12 - Количество торговых транкзаций по кредитным карточкам в Канаде, млрд.

Чистая прибыль 10 крупнейших американских эмитентов кредитных карточек в 2010 году снизилось на 15,6%, упав до отметки в 18,76 млрд долл. В 2009 году чистая прибыль этих 10 карточных компаний составляла 22,23 млрд долл. Только трое из 10 эмитентов продемонстрировали в 2009 году увеличение чистого дохода: Capital One – на 293 млн долл., U.S. Bancorp – на 108 млн долл. и Target – на 103 млн долл. При этом чистая прибыль Target, имеющей наименьший портфель, выросла почти на 21% (рис 1.13)

Рисунок 1.13 - Чистая прибыль 10 крупнейших американских эмитентов кредитных карточек

Таким образом, карточки торговых марок Visa, MasterCard, American Express, JCB и Diners Club в Европе эмитируются в 49 странах. На конец 2010 года общая эмиссия карточек пяти крупнейших карточных брендов составила 627,4 млрд штук, что на 14% больше, чем в 2009 году. Суммарно карточки Visa и MasterCard в Европе насчитают 612 млн штук или 97,5% рынка.

          Общее количество карточек Visa, MasterCard, American Express, JCB и Diners Club в мире на конец 2010 года достигло 3,03 млрд штук, это на 13,6% больше, чем в 2009 г. При этом Visa и MasterCard суммарно насчитывают 2,88 млрд карточек, что составляет 95% (в 2008 году – 94,74%) [10].

 Российский рынок пластиковых банковских карт возник относительно недавно, но на волне «зарплатных проектов», он демонстрирует впечатляющие темпы роста [28]. По оценкам Центробанка, на 01.07.2010 г. было выпушено 42,5 млн. пластиковых карт, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 г. по оценкам экспертов, количество карт в 2011 г. достигло отметки 54,8 млн. Для сравнения, в США в 2011 г. было выпущено 71,3 млн. пластиковых карт (рис.1.14).


 

 

 

                  2008                              2009                         2010                              2011

Рисунок 1.14 - Сравнительный анализ количества выпущенных пластиковых карт в России и США с 2008 по 2011 годы [8].

 Таким образом,  можно сделать вывод, что внедрение  банковских карточек в качестве  одного из основных средств  безналичных расчетов является  важнейшей задачей «технологической  революции» банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда.

          1.3 Анализ динамики развития расчетов с помощью банковских пластиковых карт в Российской Федерации

Анализ ситуации на российском рынке пластиковых карт позволяет отметить, что Россия по сравнению с другими странами с переходной экономикой демонстрирует относительно высокий коэффициент восприятия карточных платежных технологий, однако большая часть эмитированной базы – это дебетовые карты, выданные в рамках «зарплатных» схем, т.е. не по требованию потребителей, а по распоряжению работодателей. Можно утверждать, что большинство населения, участвующего в «зарплатньх» схемах, использует свои карты главным образом для снятия наличных. Чтобы Россия могла рассчитывать на полную экономическую отдачу, которую способны обеспечить карточные платежи, необходимо стимулировать использование карт в розничной торговой сети.

Конкуренция способствует быстрому росту этого рынка. Практически все 150 крупнейших банков России выпускают карты как отечественных, так и международных платежных систем; при этом важной отличительной чертой российского рынка карточных платежей является то, что отечественные системы, как правило, имеют региональное происхождение. К тому же в них применяются собственные, закрытые технологии, не обеспечивающие полную совместимость и прием карт в терминалах различных платежных систем.

Однако из определяющих характеристик рынка платежей в России – продолжающееся доминирование наличных средств в качестве инструмента розничных платежей и перевода денег населению, включая выдачу заработной платы, пенсий, пособий и субсидий. Платежи в налично-денежной форме составляют 97% от всех индивидуальных потребительских расходов. Эта цифра свидетельствует о сегодняшней зависимости российской экономики от налично-денежного оборота.

Россия довольно поздно вступила в «международный клуб»  банковского «пластика». В текущем  году отечественному рынку банковских карт исполняется только 18 лет. Настороженно-сдержанное отношение большинства граждан к данному виду банковских услуг приводит к тому, что большое распространение в стране получили «добровольно-принудительные» зарплатные карточные проекты [13].

По данным экспертов  рынка, от 80 до 95% активированных и реально работающих банковских карт и свыше 90% всех операций с их использованием в России приходится как раз на карты по зарплатному проекту.

Но если банк ничего не начисляет на остатки по карточному счету, либо декларирует процентную ставку, соответствующую вкладу «до востребования», денежные средства с зарплатного счета, как правило, снимаются без остатка.

Информация о работе Анализ рынка пластиковых карт