Анализ рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 07:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт.
Цель предопределила постановку и решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ функционирования платежных систем, основанных на пластиковых картах;
анализ практики использования пластиковых крат коммерческими банками;
анализ развития российского рынка пластиковых карт;
рассмотрение проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт и разработка предложений по совершенствованию системы расчетов, пластиковыми картами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ, ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ…………………………...

5
1.1 Анализ развития рынка пластиковых карт в РФ …………………………..
5
1.2 Зарубежный рынок пластиковых карт……………………………………...
15
1.3 Анализ динамики развития расчетов с помощью банковских пластиковых карт в Российской Федерации…………………………………...

23
1.4 Тенденции развития современного рынка пластиковых карт…………….
29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУРЯТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ 8601 СБЕРБАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ …………….

35
2.1 Анализ деятельности и финансового состояния Бурятского отделения 8601 ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………..

35
2.2. Анализ организации работы с пластиковыми картами в Сбербанке России на примере Бурятского отделения 8601………………………………..

43
2.3. Современное состояние проблем рынка пластиковых карт и перспективы его развития……………………………………………………….

51
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕВОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАСТИКОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА ……………………………………………………………………………


56
3.1 Модель расчета доходности зарплатного проекта…………………………
56
3.2 Экономическое обоснование принятия решения…………………………..
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ пластиковые карты.doc

— 3.47 Мб (Скачать файл)

По результатам первого полугодия 2009 г. состав топ-5 крупнейших российских банков по количеству эмитированных карт, находящихся в обращении, несколько изменился. В частности, свои позиции утратил Росбанк, сокративший этот показатель примерно на 25%. Так, если по итогам 2008 г. в пятерку лидеров карточного рынка данному показателю входили Сбербанк России, Альфа-Банк, ВТБ24, БАНК УРАЛСИБ и Росбанк, то по итогам первого полугодия 2009 г. Росбанк покинул первую пятерку, уступив свою позицию Транскредитбанку, который за полгода увеличил этот показатель с 2,78 млн. до 2,8 млн. карт (табл. 1.8).

Таблица 1.8 - Крупнейшие банки по количеству пластиковых карт в обращении на 1 июля 2009 года

Банк

Количество выпущенных новых пластиковых  карт за I полугодие 2008 года

Количество выпущенных пластиковых  карт за I полугодие 2008 года

Количество пластиковых карт в  обращении на 1 июля 2008 года

Количество выпущенных новых пластиковых  карт за I полугодие 2009 года

Количество выпущенных пластиковых  карт за I полугодие 2009 года

Количество пластиковых карт в  обращении на 1 июля 2009 года

Сбербанк

3 647 052

5 915 957

26 193 984

4 841 219

7 173 651

33 938 347

Банк Москвы

977 850

1 137 263

6 598 874

717 606

945 355

8 662 238

Альфа-банк

734 442

818 347

4 490 078

692 657

901 523

5 248 575

ВТБ 24

919 548

1 022 361

2 680 952

1 343 669

1 575 366

4 940 379

Уралсиб

476 373

616 745

3 512 681

466 472

568 629

3 979 153

ТрансКредитБанк

335 895

503 425

2 784 265

-

1 182 400

2 802 070

Росбанк

-

604 917

3 497 833

0

397 554

2 789 137

Балтийский банк

202 301

256 088

1 490 258

123 452

191 744

1 558 944

Национальный Банк Траст

326 930

1 255 767

1 255 767

57 931

1 543 096

1 543 096

Возрождение

206 986

-

1 158 941

133 683

-

1 350 413

             

Как видно из представленных данных, крупнейшим эмитентом карт на рынке России остается Сбербанк России, лидирующий с большим отрывом. По данным на 1 сентября 2009 г. объем эмиссии банка уже превышал 35,4 млн. карт. Интересно также, что по информации журнала The Nilson Report, по итогам 2009 г. Сбербанк занял I место по количеству эмитированных карт Visa Inc. и MasterCard Worldwide не только в России, но и в Европе в целом.

Количество установленных  на территории России банкоматов на 1 июля 2009 г. оценивалось в 82 800 устройств, 75 000 из которых осуществляли функцию только выдачу наличных, а 20 000 – поддерживали функцию автоматизированного депозита. По сравнению с показателем за II квартал 2008 г. число установленных в РФ банкоматов выросло на 18,6%. При этом если количество ATM с функциями cash-out выросло на 20%, то прирост ATM с функцией cash-in составил почти 38%.

Лидером по количеству инсталлированных АТМ, как среди кредитных организаций, так и среди операторов банкоматных  сетей из числа небанковских структур, стал Сбербанк России: к 1 сентября 2009 г. банк установил и ввел в эксплуатацию около 21 тыс. АТМ, 20% из которых поддерживают автоматизированный прием наличных, а также около 8,5 тыс. информационно-платежных терминалов.

К 1 июля 2009 г. число банкоматов в сети ВТБ24 составляло почти 3600 устройств, на долю Банка УРАЛСИБ приходилось свыше 2500 устройств, МоскомПриватБанка – свыше 2000 ATM, число банкоматов в сетях Мастер-Банка, ТрансКредитБанка и Росбанка достигало почти по 2 000 ATM, Банк Москвы располагал свыше 1800 устройств.

Количество установленных  в России POS-терминалов превысило к концу первого полугодия 2009 г. 378200 устройств, увеличившись по сравнению в 2008 г. почти на 5%. Из них 65500 POS-терминалов предназначены для выдачи наличных и 312700 устройств установлены в предприятиях торговли и сервиса.

Финансовый кризис, несомненно, наложил свой отпечаток на рынок  банковских карт, нанеся особо чувствительный удар по сектору кредитных карт. На первоначальном этапе ухудшения финансовой ситуации в России наблюдалось резкое снижение объемов потребительского кредитования, связанное с усложнением и удорожанием доступа для банков к внешним заимствованиям. В результате рынок кредитных карт существенно замедлил свой рост: крупные игроки в секторе кредитных карт либо снизили объемы карточного кредитования, сделав акцент на более гибкие кредитные продукты, либо поддерживая имеющийся портфель кредитных карт на текущем уровне. Почти все российские банки ужесточили требования к потенциальным держателям кредитных карт, а также снизили кредитные лимиты, а также лимиты овердрафта, что сократило объем средств, доступных клиенту по кредитной карте. Сегодня значительная часть российских банков предпочитает выдавать кредитные карты только проверенным клиентам: сотрудникам компаний в рамках зарплатных и иных корпоративных проектов, вкладчикам и заемщикам банка с положительной кредитной историей [11].

Параллельно с этим ведущие  игроки карточного рынка стали активно  развивать карточные VIP-программы, стимулируя состоятельных клиентов активнее открывать и использовать в торгово-сервисной сети карты премиальных категорий. Так, к эмиссии карт Platinum платежных систем MasterCard Worldwide и Visa Int. приступил Сбербанк России; к эмиссии карт Visa Platinum готовится ВТБ24; СДМ-Банк приступил к эмиссии дебетовых и кредитных карт MasterCard Platinum в рублях и долларах США; банк «Стройкредит» начал эмиссию Visa Platinum; Национальный банк «ТРАСТ» объявил о выпуске карты Visa Infinite. Банковскую карту Visa Infinite предложил своим VIP-клиентам, обслуживающимся в рамках пакета услуг «А-Клуб», Альфа-Банк. Уже имеющиеся держатели Visa Gold и Visa Platinum Альфа-Банка получили доступ к дополнительным сервисам, повышающим привлекательность и комфорт использования премиальных карт Visa Inc [14].

Росбанк представил платежную  карту с авторским дизайном от Валентина Юдашкина – Visa Platinum by V. Yudashkin. В свою очередь, Сбербанк России так же предлагает клиентам оформление индивидуальной карты с собственным дизайном.

В числе не менее заметных тенденций российского карточного рынка следует отметить и активизацию  банков в секторе социально-значимых проектов. Так, к 1 сентября 2009 г. объем эмиссии карт Сбербанк-Maestro «Социальная», предназначенных для получения пенсий, пособий, дотаций и иных выплат социального характера, превысило 6,8 млн. карт.

Высокими темпами развиваются  удаленные каналы продвижения услуг: сегодня редкий российский банк, эмитирующий  карты, не имеет системы интернет-банкинга, от систем SMS-оповещения банки перешли к полноценным системам SMS-платежей.

В последние годы существенно  расширен спектр услуг, предоставляемых  в банкоматах и информационных киосках. Еще одной заметной тенденцией стала ориентация банков на создание зон и полностью автоматизированных офисов банковского самообслуживания, в том числе и для держателей карт.

Так же одной из главной  тенденций последнего времени это  усиление контроля над законностью  безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий в отношении пластиковых карт и их владельцев, так как число мошенников растет, но так же неизменно растет число средств, для защиты клиентов банков и их средств.

Таким образом, можно  сделать вывод, что растет число  пользователей пластиковыми картами, так как улучшаются условия для использования такого банковского продукта, как пластиковые карты. Увеличивается число граждан, которые пользуются услугами одного банка и несколькими продуктами банка, так и совмещающих услуги нескольких банков, оптимально для них подходящих. Конкуренция между банками предоставляет потребителю широкий выбор банковских продуктов, из которых каждый может  выбрать именно то, сто ему подходит на данный момент и обслуживать себя самостоятельно, в удобной для него самого форме. Так же с ростом защиты собственных средств граждан растет и их доверие к такому банковскому продукту как банковский карты. Так же растет число банковских отделений и средств обслуживания  в городах, что способствует доступности услуг, которыми клиент может воспользоваться, получив пластиковую карту. Доступность информации и широкий спектр услуг позволяет надеяться, что в скором времени все большее число граждан России будут приобретать банковские карты.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУРЯТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ 8601 СБЕРБАНКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

2.1 Анализ деятельности и финансового состояния Бурятского отделения 8601 ОАО «Сбербанк России»

Коммерческие банки, как  и другие субъекты хозяйственных  отношений, для обеспечения своей  коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение.

Масштабы деятельности банков, определяемые  объектом его  активных операций, зависят от совокупной суммы ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов.

Ресурсы коммерческих банков представляют собой совокупность всех средств, имеющихся в распоряжении банков и используемые для осуществления активных операций [23].

1. Анализ состояния собственных и привлеченных средств.

По способу образования  ресурсы делятся на собственные  и привлеченные средства.

Собственные средства – средства, полученные от акционеров банка при  его создании и образованные в процессе его деятельности, которые находятся в распоряжении банка без ограничения сроков.

Привлеченные средства – средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования, так же к ним относятся средства, полученные от кредитных организаций.

Собственные средства банка  представлены рядом фондов. К ним  относятся уставный фонд; резервный  фонд; специальные фонды; фонды экономического стимулирования; резервы, создаваемые на покрытие кредитных рисков и обесценение ценных бумаг; средства, направляемые на производственное и социальное развитие; курсовые разницы по валютным операциям банка. Кроме того, к собственным средствам банка относится прибыль текущего года, нераспределенная прибыль прошлых лет. Большое значение в составе фондов банка имеет уставный фонд, который создает основу экономической устойчивости коммерческого банка.

Привлеченные средства банка составляют: депозиты — до востребования, срочные, в валюте Российской Федерации и  в иностранной валюте; обращаемые на рынке долговые обязательства в виде депозитных сертификатов, сберегательных сертификатов, облигаций, собственных векселей выпускаемых банком; в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; межбанковские кредиты и централизованные ресурсы, приобретенные на аукционах либо полученные в Центральном банке. Анализ собственных и привлеченных ресурсов целесообразно начинать с оценки их структуры в целом и по каждой группе. При этом необходимо проследить, как складываются соотношение между собственными и привлеченными ресурсами и темпы их роста. Бухгалтерский баланс банка приведен в приложении А. Отчет о прибылях и убытках в приложении Б.

Таблица 2.1 – Структура собственных и привлеченных средств банка

Показатели

01.01.2009

01.01.2010

01.1.2011

Изменения

за

3 года

Темп прироста, %

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

%

2010 к 2009

2011 к 2010

Собственные средства

77551702,5

11,54

84825311

11,95

104988715,4

11,54

35,38

9,40

23,77

Привлеченные средства

594350242,2

88,46

624874218,3

88,05

747336007,6

88,46

25,74

5,14

19,60

Итого

671901944,7

100,0

709699529,3

100,0

852324723

100,0

26,85

5,63

20,01

                   

 

Проанализировав данные за три периода, можно сделать следующие выводы:

- доля собственных и привлеченных средств банка на протяжении анализируемого периода остается неизменной: в среднем собственные средства составляют 11,6%, привлеченных средств – 88,4%;

- собственные средства характеризует стремление банка обеспечить собственную капитальную базу, положительные итоги работы банка за анализируемый период в виде роста прибыли.

Следующий этап анализа  – оценка состояния собственных  средств и их составляющих. С этой целью проводится оценка структуры  собственных средств и тенденций  изменений каждого элемента.

Таблица 2.2 – Структура собственных средств банка (тыс.руб.)

Наименование статьи

01.01.2009

01.01.2010

01.1.2011

Изменения

за 3 года,%

Темп прироста,%

2010

к

2009

2011 к 2010

Средства акционеров (участников)

6776084,4

6776084,4

6776084,4

0,00

0,00

0,00

Собственные акции (доли), выкупленные  у ацкионеров (участников)

64,3

0

0

-100,00

-100,0

0,00

Эмиссионный доход

22805422,6

22805422,6

22805422,6

0,00

0,00

0,00

Резервный фонд

352742,9

352742,9

352742,9

0,00

0,00

0,00

Переоценка по справедливой стоимости  ценных бумаг, имеющихся в наличии  для продажи

-7602820,8

-1399862

1583544,1

120,83

-81,58

213,12

Переоценка основных средств

8182643,7

8178389,6

8171309,9

-0,14

-0,052

-0,08

Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет

36043713,8

45943084

47901755,2

32,90

27,47

4,26

Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период

10993980,2

2169449,5

17397856,3

58,25

-80,27

701,95

Итого

77551702,5

84825311

104988715,4

35,38

9,38

23,77

             

Информация о работе Анализ рынка пластиковых карт