Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:19, курсовая работа
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Введение………………………………………………………………………………………………4
1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов,
причины их возникновения……………………………………………………………………..6
Виды внебюджетных фондов, их классификация,
источники формирования и задачи……………………………………………………………..9
2 Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ
2.1 Сущность, проблемы и перспективы развития
страховых взносов в социальные фонды………………………………………………………15
2.2. Пенсионная реформа, её сущность, и результаты введения…………………………………20
2.3 Анализ функционирования ФОМС…………………………………………………………….22
3 Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения.
3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………………………….26
3.2 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………………………... 31
3.3 Фонд социального страхования…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………………………………39
Приложение 1…………………………………………………………………………………………41
Приложение 2…………………………………………………………………………………………42
Приложение 3…………………………………………………………………………………………43
Приложение 4…………………………………………………………………………………………44
Приложение 5…………………………………………………………………………………………45
Приложение 6…………………………………………………………………………………………46
Список используемой литературы…………………………………………………………………..47
Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды
и взаимоотношения,
- на отношения, связанные с
исчислением, уплатой и
- денежные ресурсы фонда находят
- расходование средств из
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.
Материальным источником внебюджетных
фондов является национальный доход. Преобладающая
часть фондов создается в процессе
перераспределения
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
• специальные целевые налоги и
сборы, установленные для
• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.
Пенсионный фонд Российской Федерации.
ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти третью часть средств внебюджетных социальных фондов.
ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Первоочередной задачей
Для этого он организует:
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.
Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.
Руководство ПФР осуществляет Правление
и его постоянно действующий
орган - Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).
Т.о., система пенсионного
В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что признается многими экономистами.
В настоящее время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам с соответствующими субъектами Федерации назначение и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает (и достаточно эффективно) единая пенсионная служба. К примеру, в Московской области после передачи функций назначения и выплаты пенсий отделению ПФ РФ сократились сроки назначения пенсий, их перерасчет стал осуществляться за 2—3 дня, доставка пенсий на дом стала проводиться точно по графику. Развиваются новые технологии выплаты пенсий через банк. При создании объединенной службы дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2 раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет:
Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля их надлежащего распределения.
Фонд социального страхования РФ.
Фонд социального страхования
РФ является вторым по объему аккумулируемых
средств государственным
ФСС создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе
социального страхования и
Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются:
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.
Бюджет Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Филиал отделения Фонда
Средства для государственного
социального страхования
Отделения Фонда ежеквартально
финансируют расходы своих