Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:19, курсовая работа
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Введение………………………………………………………………………………………………4
1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов,
причины их возникновения……………………………………………………………………..6
Виды внебюджетных фондов, их классификация,
источники формирования и задачи……………………………………………………………..9
2 Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ
2.1 Сущность, проблемы и перспективы развития
страховых взносов в социальные фонды………………………………………………………15
2.2. Пенсионная реформа, её сущность, и результаты введения…………………………………20
2.3 Анализ функционирования ФОМС…………………………………………………………….22
3 Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения.
3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………………………….26
3.2 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………………………... 31
3.3 Фонд социального страхования…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………………………………39
Приложение 1…………………………………………………………………………………………41
Приложение 2…………………………………………………………………………………………42
Приложение 3…………………………………………………………………………………………43
Приложение 4…………………………………………………………………………………………44
Приложение 5…………………………………………………………………………………………45
Приложение 6…………………………………………………………………………………………46
Список используемой литературы…………………………………………………………………..47
Взносы во внебюджетные фонды в 2010 году
Наименование показателя |
Комментарий |
Ссылка на НПД |
Плательщики взносов |
1) Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) Не производящие
выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам |
ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ |
Объект обложения взносами
для организаций и |
Вознаграждения, начисляемые по: - трудовым договорам
и гражданско-правовым - договорам авторского
заказа, договорам об отчуждении
исключительного права на |
ст. 7, 9 Федерального закона № 212-ФЗ |
Предельный размер базы для начисления взносов |
С сумм вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются |
ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ |
Тарифы взносов |
Для плательщиков на ОСНО: В ПФР - 20 %, в ФСС РФ - 2,9 %, в ФФОМС - 1,1 %, в ТФОМС - 2 %. Исключения из данного порядка (например: в отношении выплат инвалидам) приведены в статье 57 Федерального закона № 212-ФЗ. Сумма взносов в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обеспечения по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Для "спецрежимников", применяющих УСН и ЕНВД: В ПФР - 14 %, в ФСС РФ - 0 %, в ФФОМС - 0 %, в ТФОМС - 0 %. Для "спецрежимников", применяющих ЕСХН: В ПФР - 10,3 %, в ФСС РФ - 0 %, в ФФОМС - 0 %, в ТФОМС - 0 %. Для "самозанятых" лиц: В ФСС РФ - 0 %, в ПФР и ФОМС - в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года |
ст. 57, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ |
Периодичность начисления взносов |
Ежемесячно - для организаций и предпринимателей, производящих выплаты физлицам. Ежегодно - для "самозанятых" лиц |
ч. 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ |
Сроки уплаты ежемесячного обязательного платежа |
Для организаций и предпринимателей, производящих выплаты физлицам: Не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если указанная дата приходится на выходной или праздничный день, срок переносится на ближайший следующий рабочий день Для "самозанятых" лиц: Не позднее 31 декабря текущего календарного года |
ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ |
Отчетность по взносам |
Ежеквартальная для
организаций и предпринимателей 1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год) в территориальный орган ПФР; 2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ. Ежегодная для "самозанятых" лиц - в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего за расчетным периодом года. В 2010 году отчетными периодами
для представления - за полугодие - не позднее 01.08.2010; - за год - не позднее 01.02.2011. |
ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ |
Величина страховых взносов по соц. страхованию в части, касающейся зачисления в Пенсионный фонд РФ, разделяется на единый социальный налог (взнос), который идет в федеральный бюджет фонда для финансирования страховой и накопительной пенсии, и страховые взносы (сборы), зачисляемые в бюджет фонда для финансирования страховой и накопительной пенсии. Все вместе они составляли 28% от фонда оплаты труда.
Первая часть обезличена и по настоящее время составляет 14% от фонда оплаты труда. Она отчисляется предприятием в бюджет, оттуда поступает в ПФР, который, в свою очередь, обязуется тут же выплачивать из этих денег базовую пенсию россиян . Другие 14% пойдут на выплату страховой и накопительной частей пенсий – 8-12% и 2-6% соответственно. Эти деньги за каждого работника предприятие перечисляет непосредственно в ПФР, который предприятие инвестировало до 2003 г. (с 2003 года, право инвестирования перешло к самим работникам).
Однако, несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.
Страховые взносы по соц. страхованию сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по страховым взносам по соц.страхованию право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.
Законодатели могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.
Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок страховых взносов по соц.страхованию и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. Страховые взносы по соц.страхованию - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.
Также, к сожалению, ожидаемого снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда налогоплательщиков не получилось. Совокупная ставка налога для налогоплательщиков - работодателей в размере 34% остается высокой.
Федеральный бюджет |
26% |
Фонд социального страхования |
2,9% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
2% |
ИТОГО: |
34% |
Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения. Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.
Принимаемые оперативные меры по стабилизации ситуации с пенсионным обеспечением в Российской Федерации не могли заменить необходимости глубинного реформирования пенсионной системы в целях ее адаптации к формирующимся рыночным отношениям. Поэтому необходим был переход от действующей перераспределительной системы к накопительным принципам финансирования пенсий, дабы предотвратить углубление кризиса пенсионной системы страны и одновременно создать предпосылки для быстрого и устойчивого экономического роста. Все законы пакета федеральных правовых документов («О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и др.) вступили в силу. В них в качестве страховщика наряду с Пенсионным фондом РФ обозначены и негосударственные пенсионные фонды. Но более четко статус, права и обязанности последних в процессе формирования накопительной составляющей трудовой пенсии регламентированы специальными законами, в первоначальной версии названными «Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» и др..
Ставка тарифа, предусмотренная в социальном налоге для Пенсионного фонда (26% от фонда оплаты труда), будет разделена на три равные части. Первая из них будет поступать в федеральный бюджет, и из них предполагается выплачивать так называемую базовую пенсию, одинаковую для всех граждан.
Вторая половина пенсионных направлена в Пенсионный фонд, откуда будут выплачиваться страховая и накопленная части трудовой пенсии, размер которых зависит от трудового стажа человека и его заработков в течение жизни. Все эти деньги будут зачисляться на именные пенсионные счета граждан, но при этом делиться на две неравные части – накопительную и условно – накопительную. Накопительная часть счета инвестируется, условно – накопительная часть не инвестируется , а пойдет на текущие выплаты пенсий. При этом введен раздельный учет взносов в накопительную и условно - накопительную системы. Размер взносов в накопительную часть установлен в размере 2% фонда оплаты труда для граждан, которым сейчас от 35 до 50 лет и 6% - для более молодых россиян. При этом для лиц, возраст которых превышает 50 лет, вообще признано нецелесообразно вводить накопительные счета. Для организации работы с именными пенсионными счетами граждан, контроля за перечислением и инвестированием пенсионных средств и решения других проблем, связанных с функционированием накопительных счетов, создан специальный федеральный орган исполнительной власти.
Пакет законопроектов по пенсионной реформе предполагает, что к моменту выхода человека на пенсию его пенсионные права, накопленные на именном пенсионном счете, будут конвертироваться в реальные деньги. Конкретные суммы ежемесячных выплат определят исходя из так называемого коэффициента дожития – средней продолжительности жизни человека после его выхода на пенсию, который по расчетам Пенсионного фонда, составляет сегодня 19 лет. То есть для установления размера ежемесячной пенсии накопленная на счете сумма будет делиться на 228 (19 лет, умноженные на 19 месяцев). Но пенсия, как и сейчас, будет выплачиваться из текущих налоговых поступлений.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на достаточно высокий единый социальный налог. Известно, что высокий уровень налогов провоцирует уклонение от них. В российских же условиях этот налог просто заставляет уводить зарплату «в тень», тем самым, разрушая собственную базу. Принимая во внимание, что и взносы на страховую часть трудовой пенсии (8-12%), и взнос в федеральный бюджет (14%) подлежат выплате непосредственно сразу сегодняшним пенсионерам, можно утверждать, что у нас преимущественно сохраняется распределительная система. Получается, что от нынешней распределительной системы мы переходим к ещё более запутанной и сложной, но по сути той же самой распределительной системе.
Обратим внимание и на расплывчатость норм относительно обязательств государства по выплате пенсий. Полномочия по установлению размера пенсии делегируются правительству, а потому рассчитать сегодня будущую пенсию невозможно.
Новое российское пенсионное законодательство представляет пенсию как результат пенсионного страхования. Между тем никаким страхованием эта система не является. Государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам даже в том случае, если ПФР не сможет собрать ни копейки взносов. Страхование, даже если оно обязательно в силу закона, подразумевает договорные отношения. Между тем предоставление государством пенсии есть его конституционная обязанность во всем мире, в том числе в России. Более того, произошедшая в новых законах подмена понятий противоречит Конституции РФ (ст. 72, пункт 1-ж), согласно которой социальное обеспечение отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что новая пенсионная система полностью игнорирует. Все решения о размещении средств ПФР будут приниматься в Москве ограниченным кругом федеральных чиновников.
Условия для собственно накопительной части нашей пенсионной системы вроде бы должен создать проект закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». Согласно проекту, средства накопительной части трудовой пенсии объявляются собственностью государства и передаются в управление ПФР. Последний как представитель собственника получает право распоряжаться этими деньгами, передавая их избранным на конкурсной основе управляющим компаниям. Граждане имеют право выбрать «инвестиционный портфель», а в будущем – и инвестиционную компанию. Предлагаемый ПФР «портфель» имитирует свободу выбора, но возлагает на гражданина ответственность за этот выбор. Окончательное решение о переводе активов в инвестиционную компанию принимает ПФР.
ПФР также не отягощен никакими определенными обязательствами по выплате пенсий из накопительной части, сказано только, что право на выплаты из этих денег гражданин получает только по достижении пенсионного возраста. Небольшой нюанс заключается еще и в том, что размер выплат будет определяться делением накопленной суммы на число месяцев – так называемый срок дожития, который будет устанавливаться и изменяться отдельным законом.
В российских условиях передача государственному учреждению фактически прав собственника пенсионных накоплений может привести к самым печальным последствиям.
Во-первых, проект допускает продажу активов по цене ниже рыночной стоимости, а приобретение – выше. Расходы ПФР на собственную деятельность ничем неограниченны, а определить эффективность его затрат будет невозможно. Система и размер оплаты услуг управляющей компании и специализированного депозитария (0,9 и 0,1% средней стоимости чистых активов вне зависимости от их размеров соответственно) не создают стимулов для эффективного управления. А вводимая проектом система административного контроля кажется неэффективной, поскольку это попытка заставить одного чиновника следить за другим, имеющим доступ к миллиардам долларов.