Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:19, курсовая работа
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Введение………………………………………………………………………………………………4
1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов,
причины их возникновения……………………………………………………………………..6
Виды внебюджетных фондов, их классификация,
источники формирования и задачи……………………………………………………………..9
2 Анализ функционирования внебюджетных фондов РФ
2.1 Сущность, проблемы и перспективы развития
страховых взносов в социальные фонды………………………………………………………15
2.2. Пенсионная реформа, её сущность, и результаты введения…………………………………20
2.3 Анализ функционирования ФОМС…………………………………………………………….22
3 Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения.
3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………………………….26
3.2 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………………………... 31
3.3 Фонд социального страхования…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………………………………39
Приложение 1…………………………………………………………………………………………41
Приложение 2…………………………………………………………………………………………42
Приложение 3…………………………………………………………………………………………43
Приложение 4…………………………………………………………………………………………44
Приложение 5…………………………………………………………………………………………45
Приложение 6…………………………………………………………………………………………46
Список используемой литературы…………………………………………………………………..47
Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль полноты и своевременности начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.
Фонд обязательного
ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики
в области обязательного
На территории России создаются
страховые медицинские
Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:
Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования в области
финансово-кредитной
Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:
Одной из важных проблем на протяжении ряда последних лет - особенно после введения в 1999 г. в действие части первой Налогового кодекса - была проблема правового статуса отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Эта проблема неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне и дважды Конституционный Суд РФ в своих постановлениях подчеркивал, что, несмотря на определенную специфику этих платежей, они имеют налоговую природу. Однако эти платежи не были поименованы в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и, следовательно, не подпадали под категорию законно установленных налогов, что позволяло на основании положений Конституции РФ ставить под сомнение необходимость их уплаты.
Конечно, решение о признании платежей во внебюджетные фонды незаконными налогами было бы не только правовым решением, но и необычайно важным по своим политическим и экономическим последствиям событием, сравнимым с катастрофой, поскольку, будучи принятым, оно немедленно разрушило бы пенсионную систему и систему социального страхования, поставило бы под угрозу существование миллионов пенсионеров и государства. В этих условиях в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса совместные пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приняли специальное решение, определив при этом, что эти платежи не относятся к налогам на том основании, что обязанность по их уплате установлена не Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а специальными актами законодательства.
Другая группа проблем состояла в том, что существовавшие независимо друг от друга налоговая система и система платежей в государственные социальные внебюджетные фонды приводили к неэффективному расходованию государственных средств, дублированию функций разных органов и дополнительным сложностям в выполнении требований налогового законодательства. Эти проблемы являлись следствием того, что Пенсионный фонд РФ и другие социальные фонды объективно не могли создать столь же эффективную систему налогового администрирования и организовать такую же систему налогового контроля, какие были созданы ФНС, хотя контролируемыми плательщиками взносов в государственные внебюджетные фонды имели тех же лиц, которые в качестве налогоплательщиков подлежали контролю со стороны налоговых органов. Неудивительно, что даже число организаций, состоящих на учете в налоговых органах, существенно отличалось от числа организаций, состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ.
В то же время органы внебюджетных социальных фондов, в соответствии с частью первой Налогового кодекса, были признаны полноценными участниками налоговых правоотношений и были наделены практически всеми правами налоговых органов, включая право проводить налоговые проверки, предъявлять требования об уплате налогов (взносов), осуществлять списание средств с банковских счетов организаций и реализовывать другие полномочия налоговых органов. Из всех полномочий налоговых органов органы социальных внебюджетных фондов не были наделены только правами приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков и арестовывать имущество налогоплательщика.
Такое положение приводило к тому, что к одному и тому же налогоплательщику с проверками независимо друг от друга могли приходить представители налоговых органов, а также проверяющие от четырех социальных фондов. При этом каждая команда контролеров могла проверять налогоплательщика только в отношении правильности уплаты им тех налогов или взносов, которые относились непосредственно к их компетенции. Таким образом, контролируя при проведении налоговой проверки организации правильность уплаты подоходного налога (в отношении которого организация выступает в роли налогового агента), сотрудники налоговых органов не могли проверить начисление и уплату взносов в Пенсионный фонд РФ, имеющих сходную налоговую базу.
Для налогоплательщиков трудности соблюдения налогового законодательства и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой платежей (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды, дополнительно усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по подоходному налогу и взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности. Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало дополнительных административных и финансовых ресурсов. Не совпадали также порядок и сроки уплаты этих налогов и сборов.
Одно из направлений мобилизации
средств, предназначенных для
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.
Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).
В составе ЕСН консолидированы
взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования и фонды
С 1 января 2010 года ЕСН отменяется, и вместо него налогоплательщики станут уплачивать взносы во внебюджетные фонды - ПФР, ФСС РФ и ФОМС (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ). В настоящей справочной таблице мы рассмотрим основные положения нового документа, которые будут действовать в 2010 году (с 2011 года правила несколько поменяются). Хотя ряд нормативных предписаний по взносам во внебюджетные фонды дублирует прежние правила по ЕСН, большинство из них существенно отличается.
Сумма страховых взносов по соц.страхованию должна исчисляться налогоплательщиками отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС, Федеральному и территориальным ФОМС) и, скорее всего, будет перечисляться на счета фондов отдельными платежными поручениями.
Ставки страховых взносов по ЕСН 2001 – 2005 гг. указаны в следующей таблице:
Налог. База на кажд. Отд. Раб-ка нарастающим итогом с нач. года |
Пенсионный фонд РФ |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
Федеральный фонд |
Территориальные фонды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
До 100 000 руб. |
28,0% |
4,0% |
0,2% |
3,4% |
35,6% |
|
От 100001 руб. до 300000 руб. |
28000 р. + 15,8% с суммы, превыш. 100000 руб. |
4000р.+2,2% с суммы, превыш. 100000 руб. |
200 руб. + 0,1% с суммы, превыш. 100000 руб. |
3400руб.+1,9% с суммы, превыш. 100000 руб. |
35600 руб. + 20,0% с суммы, превыш
100000 руб. |
|
От 300001 руб. до 600000 руб. |
59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб |
75600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
|
Свыше 600000 руб. |
83300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
11700 руб. |
700 руб. |
9900руб. |
105600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |