Курс лекций по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:53, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Финансам предприятия"

Вложенные файлы: 1 файл

(Соколов)Лекции - Финансы предприятий.docx

— 238.41 Кб (Скачать файл)
 
 

Излишек средств  – хорошо. Недостаток – берем  кредит.  

     Кроме платежного календаря на квартал  разрабатывается кассовый план, где  отражаются наличные доходы и наличные расходы. Кассовый план согласуется  с банком. Кассовый план контролирует и балансирует поступление наличных денежных средств.

           Перспективное финансовое планирование представляется в виде прогноза о прибылях и убытках, прогноза движения денежных средств и прогнозного  баланса. Прогноз составляется от 3 до 5 лет. По форме перспективный  план соответствует годовому. Для его разработки задаются такие показатели, как среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников (прибыль – основной внутренний  источник), минимальная доля собственного капитала, коэффициент рентабельности собственного капитала, соотношение оборотных и внеоборотных активов. Создается прогноз развития и по истечении каждого года перспективные планы корректируются.  

Анализ  финансового состояния  предприятия

  Различают 5 основных подходов:

  1. горизонтальный или временной анализ – каждый последующий период (как правило, год), сравнивается с предыдущим;
  2. трендовый анализ – показывает тенденцию по каждой позиции анализа за ряд лет по отношению к самому раннему (базовому);
  3. вертикальный (или структурный) анализ – показывает удельный вес каждой позиции по отношению к базе, принимаемой за 100%;
  4. сравнительный (или пространственный) анализ – совокупность родственных предприятий между собой (конкурентами) или по отношению к среднеотраслевым показателям;
  5. анализ с использованием показателей (финансовые коэффициенты).
 
 
 
 
 

Рассмотрим  все подходы на примерах:

    1. Начнем с горизонтального анализа.
 

Произведем  горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках.

Показатель 3-й  год 2-й  год 1-й  год Увеличение (уменьшение)
В течение 3-го года В течение 2-го года
Выручка,

т.р.

120 100 80 20 20% 20 25%
Чистая  прибыль, т.р. 12 8 10 4 50% -2 -20%
 

Горизонтальный  анализ позволяет выявить причины  роста или снижения того или иного  показателя 

    1. Трендовый анализ – разновидность горизонтального. Он позволяет выявить тенденцию. Он производится обычно на период не менее 5-ти лет для выявления той или иной тенденции.

Возьмем отчет  о прибылях и убытках:

Показатели 2007 2006 2005 2004 2003 2002
Выручка 858 803 781 744 719 737
 
116
109 106 101 98 100%
Себестоимость 513 509 490 464 450 471
  109 108 104 99 96 100%
Прибыль до налогообложения (валовая прибыль) 345 294 291 280 269 206
  130 111 109 105 101 100%
 

Первый год  здесь является базовым, в отличие  от горизонтального анализа.

То есть мы видим, что темп роста выручки  больше темпа роста себестоимости.

То есть тенденция такова, что прибыль  постоянно растет. Растет она за счет того, что темпы роста выручки  опережают темпы роста себестоимости.  
 

    1. Сравнительный (или вертикальный) анализ:
Показатель 2007 2006
Выручка 858 100% 803 100%
Себестоимость 513 59,8% 509 63,4%
Валовая прибыль 345 40,2% 294 36,6%
Коммерческие  расходы  126 14,7% 114 14,2%
Управленческие  расходы  118 13,7% 123 15,2%
Операционная  прибыль 101 11,8% 57 7,1%
Доходы  по проценту 4 0,4% - -
Расходы по проценту 24 2,8% 14 1,8%
Прибыль до налога 81 9,4% 43 5,3%
Налог на прибыль 19 2,2% 10 1,2%
Чистая  прибыль 62 7,2% 26 4,1%
 

     То  есть мы можем по структуре посмотреть, из чего состоит выручка, и определить, какой показатель повлиял на чистую прибыль. Вертикальный анализ дополняет  горизонтальный и позволяет выяснить причину уменьшения/увеличения прибыли.  

    1. Сравнительный (или пространственный) анализ –  позволяет сопоставить свою работу с одним из конкурентов или  еще лучше – со среднеотраслевыми  показателями.
Показатель Предприятие А Среднеотраслевые
Выручка 100 100
Себестоимость, % 59,8 59,7
Валовая прибыль 40,2 40,3
Коммерческие  и управленческие расходы 28,4 37
Операционная  прибыль 11,8 3,3
Прочие  расходы -2,4 -0,4
Прибыль до налогообложения 9,4 2,9
Налог 3,8 0,9
Чистая  прибыль 5,6 2
 
    1. Анализ на основе финансовых коэффициентов:

     Используются  коэффициенты, которые анализируют  показатели оборачиваемости и показатели управления активами. Рассматривается  коэффициент общей оборачиваемости капитала:

Кок = ВР/А

ВР –  выручка;

А – среднегодовая  стоимость активов.

Чем он больше, тем лучше. 

Коэффициент оборачиваемости  оборотных (мобильных) средств:

Коо = ВР/ОА

ОА –  среднегодовая стоимость оборотных  активов.

Чем он больше, тем лучше. 

Коэффициент отдачи нематериальных активов:

Кон = ВР/НА

ВО – 

НА –  нематериальные активы 

Коэффициент фондоотдачи:

Кф = ВР/ОС

ОС –  среднегодовая стоимость основных средств. 

Коэффициент отдачи собственного капитала:

Кск = ВР/СК

СК –  средняя стоимость собственного капитала.  

Всё это  – коэффициенты деловой активности. Они показывают, какая выручка  с того или иного актива. 

Еще одна группа – показатели управления активами.

1) Оборачиваемость  материальных средств  (запасов) в днях:

Км = З/ВР * t

З – средняя стоимость запасов

t – период – как правило год, но может быть квартал (360 или 90); 

2) Оборачиваемость  денежных средств в днях:

Кд = Д/ВР * t

Д – средняя  стоимость денежных средств 

3) Срок погашения дебиторской задолженности в днях:

Кдз = ДЗ/ВР * 100

ДЗ –  средняя стоимость дебиторской  задолженности 

4) Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности:

Ккз = ВР/КЗ

КЗ –  средняя стоимость кредиторской задолженности.

Чем КЗ больше, тем лучше.  

5) Срок погашения  кредиторской задолженности:

Кпз = КЗ/ВР * t 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция  № 5

Оценка  стоимости предприятия

Существует 3 подхода:

  1. доходный
  2. затратный
  3. сравнительный.
 

При оценке с позиции доходного подхода следует, что стоимость определяется тем доходом, который приносит предприятие.  

Затратный подход при оценке стоимости проявляется в следующих случаях:

  1. оценка недавно созданных предприятий, когда отсутствуют данные о результатах деятельности (о прибыли), и поэтому трудно посчитать прибыль и доход;
  2. нет рыночной информации о предприятиях-аналогах;
  3. в случае ликвидации предприятий.
 

Сравнительный подход используется и дает точные результаты, если существует рынок  близких или аналогичных предприятий.  

На практике оценочной деятельности предусматривается  использование всех трех подходов. 

Доходный  подход

Доход интересует, прежде всего, инвесторов (инвестировать = вкладывать). При доходном подходе  используется 2 метода:

  1. метод капитализации доходов.

При этом методе стоимость предприятия V рассчитывается так:

V = D / R

D – чистый доход предприятия за год

R – коэффициент дисконтирования или коэффициент капитализации (часть прибыли, вкладываемой в рост стоимости предприятия) 

Например:

V = 10/0,1 = 100 (млн.) 

Этот подход имеет недостатки: считается, что  каждый год один и тот же доход  и одна и та же капитализация. А  на самом деле бывает не так: доход  растет и деньги теряют в стоимости. Поэтому наиболее часто при расчете стоимости предприятия применяется 2-й метод. 

  1. метод дисконтирования  денежных потоков

PV – текущая стоимость предприятия

PV = I1/(1+Y) + I2/(1+Y)2 + I3/(1+Y)3 + … + In/(1+Y)n

In – доход n-го года

Y – ставка дисконтирования – учитывает безрисковую ставку (процент по государственным ценным бумагам или, чаще всего, средний годовой процент по вкладам депозита). К этой безрисковой ставке добавляется премия за инвестирование. Она включает все риски, с которыми может столкнуться инвестор.

     Таким образом, в доходном подходе рассчитывается стоимость предприятия с точки  зрения того дохода, который оно  дает.

     При доходном подходе по 2-му методу существует 2 подхода при оценке денежных потоков:

Информация о работе Курс лекций по "Финансам"