Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:00, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет, метод и содержание дисциплины «Внебюджетные фонды»
Тема 3. Система социальной защиты населения
Тема 4.Пенсионный фонд Российской Федерации
Тема 5.Общая характеристика пенсий и порядок их исчисления
...
Тема 9. Фонды обязательного медицинского страхования РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды Конспекты лекций.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)


Конспекты лекций

 

Тема 1. Предмет, метод и  содержание дисциплины «Внебюджетные  фонды»

 

Важным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды государства  —совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных  или региональных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

В целом наблюдалась  тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная  новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах— нехватка средств, в других — избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом  превращается в закон, обязательный к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются  количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд  особенностей и преимуществ:

  • у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
  • строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны государства;
  • возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях — наличии активного сальдо.

Внебюджетные фонды  создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой — формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, созданные во многих странах фонды социального страхования предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.

Создание других фондов обусловлено возникновением новых  ранее неизвестных расходов, которые  заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так, в ряде государств появились внебюджетные экономические фонды.

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и  сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь появляется при  формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами, т. е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция выражается в распределении через ВБФ части национального дохода между социальными слоями населения, либо отдельных отраслей экономики в целях обеспечения их развития.

Контрольная функция проявляется в информировании общества в возникновении отклонений в производственном, либо социальном процессах.

Через создание внебюджетных фонды  соответствующая часть национального  дохода превращается в личные доходы, конкретные блага и услуги, причем четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения.

 Внебюджетные фонды - это денежные отношения, по поводу распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода путем формирования и использования специальных фондов государства, предназначенных для решения приоритетных социальных и/или экономических задач.

 
Тема 2. Особенности организации внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды  в финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"(от 17 октября 1991 г. ). В дальнейшем процесс создания и функционирования регламентировался следующими законами РФ: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995г.; «О финансовых основах местного самоуправления в РФ от 23 сентября 1997г.;  законодательными актами, на основе которых были созданы отдельные ВБФ.

Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно  важных для общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  Собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды  находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
  • средства бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации  с 1992 г. начало действовать более  двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе:

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости  населения РФ (ГФЗН – упразднен с 2001г.), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

экономические — Федеральный  и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования  и др.

По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г. ) преобладающая часть  внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, должны объединиться с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). В федеральный бюджет на 1996 г. были включены средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др.

Для учета доходов  и расходов этих фондов в Центральном  Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина  РФ открываются специальные бюджетные  счета, руководство которыми возлагается  на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации  рекомендовано также консолидировать  в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и  других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

Необходимость объединения  внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным  финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку  налоговые органы по существу ответственности  за эти средства не несут.

С принятие Бюджетного Кодекса  РФ в 1998 году статус государственных  легитимно был закреплен только за социальными внебюджетными фондами: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Социальные внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение  национального дохода в интересах  органов государственной власти и реализации конституционных прав граждан.

Спецификой социальных внебюджетных фондов является четкое закрепление  за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

Источником формирования внебюджетных фондов, из которых финансируется  мероприятия по определенным целям служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Порядок организации и функционирования ВБФ позволят выделить следующие  специфические признаки ВБФ:

  1. не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы;
  2. являются автономными (самостоятельными);
  3. находятся в собственности государства;
  4. формируются на случай наступления события;
  5. для них закрепляются четко доходные источники;
  6. используются строго на определенные цели.

Регулирующая роль государства  выражается в функциональной деятельности ВБФ:

  1. утверждение состава ВБФ;
  2. целевое назначение ВБФ;
  3. область применения ВБФ;
  4. источники формирования и направления расходования средств фонда, определенных законодательными и нормативными документами.

Основой формирования государственных  внебюджетных фондов социального назначения являются финансы предприятий и организаций, а также других работодателей, так как платежи работодателей имеют решающее значение в составе доходов этих фондов: в свою очередь, значительная часть расходов государственных внебюджетных фондов направляется на нужды работников предприятий, организаций, других работодателей во всех сферах жизнедеятельности общества.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной Думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов Российской Федерации и принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации одновременно с принятием законов о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

Информация о работе Лекции по "Финансам"