Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:00, курс лекций
Тема 1. Предмет, метод и содержание дисциплины «Внебюджетные фонды»
Тема 3. Система социальной защиты населения
Тема 4.Пенсионный фонд Российской Федерации
Тема 5.Общая характеристика пенсий и порядок их исчисления
...
Тема 9. Фонды обязательного медицинского страхования РФ
Источниками формирования доходов бюджетов социальных внебюджетных фондов являются:
В Бюджетном кодексе РФ излагаются
общие принципы, правовой статус, порядок
организации Государственных
Государственные внебюджетные фонды социального назначения выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общественного значения.
Тема 3. Система социальной защиты населения
В отличие от социального обеспечения ориентированного на всестороннее государственное попечение, система социальной защиты многосубъектна, ориентирована на широкое участие институтов гражданского общества.
Термин «социальная защита» является наиболее подходящим для стран с рыночной экономикой. Этот термин способствовал созданию системы социальной защиты, как части инфраструктуры, способствующей нормальному функционированию рыночной экономики.
Для того, чтобы подойти к определению понятия «социальная защита» выделим ее наиболее сущностные базовые признаки:
1) предназначена для защиты
2) обеспечивает реализацию законодательно установленных государством социальных гарантий и прав гражданина – базовых норм защиты, отраженных в конституционном праве, трудовым и социальном законодательстве;
3) охватывает не только
В широком значении, социальная защита населения – это совокупность общественных связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков, основой которой являются отношения по поводу обеспечения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности и охватывает все население.
Предмет СЗ – это общественные связи и отношения, складывающиеся по поводу защиты (предупреждение, блокирование, компенсация) граждан и их семей от факторов снижающих уровень и качество жизни, ухудшающих социальное положение.
Объекты СЗ – социальные институты и учреждения социальной сферы, категории населения и сам человек, являющийся важнейшим объектом.
Субъекты СЗ
- Индивид.
- Семья.
- Хозяйствующий субъект.
- Государство
- Общество. Социальная защита
населения обладает
Социальная защита – направлена на поддержание социального положения человека при воздействии различных рисков, содержащих угрозу ухудшения этого положения. Здесь модно выделить шесть основных функций:
- защитная. Заключается в защите социального положения граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.п.)
- реабилитицонная. Состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических и иных качеств человека, приспособление его к полноценной жизни в обществе, труду, самообеспечению;
- компенсационная. Это возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков (утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в связи с болезнью, потерей кормильца, беременностью и родам и т.п.
- экономическая функция. Распределяя создаваемый общественный продукт, государство оказывает определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ и социальных услуг вместо утраченного заработка, либо наряду с ним, при наступлении указанных в законах социальных рисков. Перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП) происходит путем обязательной аккумуляции финансовых ресурсов в целевых общественных фондах: бюджетах всех уровней, внебюджетных фондах социального страхования.
- политическая функция. Она дает возможность государству посредством системы социальной зашиты населения, реализовать основные направления социальной политики, нацеленные, главным образом, на условиях жизни людей с целью реализации конституционных положений. От того, насколько эффективно система СЗН реализует свою политическую функцию, зависит стабильность, устойчивость общества, социальный мир и социальная безопасность.
- демографическая функция. Реализуется посредством воздействия системы СЗ на демографические процессы: продолжительность жизни населения, его воспроизводство, стимулирование рождаемости или ее содержание, смертность и т.п.
В мировой практике выделяют два типа социальной защиты: активную и пассивную.
Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей - в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании.
Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.
Цель социальной защиты – защита положения человека в обществе во всем многообразии отношений, факторов, обуславливающих социальное положение.
Одной из организационно-правовых форм социальной защиты является государственное социальное страхование.
Суть социального страхования заключается в распределении социального риска, потери, либо снижения заработка по независящим от работника обязательствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования.
Основной функцией государственного
социального страхования
Тема 4.Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд РФ (ПФР) – одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Его территориальные органы доходят до уровня районной во всех субъектах РФ, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы РФ – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
ПФР создан Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1991г. № 212-1 «Положение о ПФ РФ» в целях государственного управления средствами пенсионной системы РФ».
При этом решались принципиально важные задачи:
Первая задача – средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.
Вторая задача – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных лиц работодателями. В результате источников выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
ПФР является самостоятельным финансово-
Правовая база функционирования ПФР регулируется следующим законодательными и нормативными актами:
1) Постановление Верховного
2) Постановление Верховного
№2122-1 «Положение о ПФ РФ»;
3) ФЗ от 1 апреля 1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС»;
4) БК РФ – ФЗ от 31 июля 1998г. №145;
5) ФЗ от 16 июля 1999г. №165 «Об основах обязательного социального страхования»;
6) ФЗ от 15 декабря 2000г. №166 «О
государственном пенсионном
7) ФЗ от 15 декабря 2001г. «Об
обязательном пенсионном
8) ФЗ от 17 декабря 2001г. №173 « О трудовых пенсиях в РФ»;
9) ФЗ от 31 декабря 2001г. №198 «О внесении изменений в НК РФ и некоторые законодательные акты о налогах»;
10) ФЗ от 24 июля 2002г. № 111 «Об
инвестировании средств для
11) Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития»;
12) ФЗ «О бюджете ПФР на очередной финансовый годи плановый период».
ПФР является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда.
В основные задачи ПФР входят:
1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;
2) организация работы по
3) капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц (а также валютных ценностей);
4) контроль, с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
5) межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий.
Средства бюджета ПФР формируются за счет:
1) части, направляемой на
2) страховых взносов на
3) средств федерального бюджета на финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
4) сумм пеней, штрафов и иных финансовых санкций;
5) доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств
6) добровольных взносов
7) иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с действующим
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимосвязи с федеральным бюджетом на определенный финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. Бюджет Пенсионного фонда РФ, а также отчет о его исполнении согласовываются и одобряются Правительством РФ, которое, в свою очередь, представляет его на утверждение в Федеральное Собрание РФ.