Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:00, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет, метод и содержание дисциплины «Внебюджетные фонды»
Тема 3. Система социальной защиты населения
Тема 4.Пенсионный фонд Российской Федерации
Тема 5.Общая характеристика пенсий и порядок их исчисления
...
Тема 9. Фонды обязательного медицинского страхования РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды Конспекты лекций.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам. Правом на получение социальной пенсии имеют следующие лица:

  • инвалиды, имеющие ограничение трудоспособности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, либо на пенсию по инвалидности;
  • дети-инвалиды:
  • дети в возрасте до 18 лет, а также до достижения ими 23 лет, обучающиеся по очной форме в, образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, до окончания ими такого обучения, потерявшие одного пли обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца:
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет, не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Социальная пенсия, назначенная  гражданам, достигшим возраста 65 и 60лег, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы .

Размер социальной пенсии нетрудоспособным гражданам представлен в табл. 2.4.

Размеры социальных пенсий с 1.08.08г.

Вид пенсии/ категория  пенсионера

Размер социальной пенсии

инвалиды с детства III и II степени, дети инвалиды

3588

инвалиды III степени, дети, потерявшие обоих родителей

3588

инвалиды II степени, дети, потерявшие одного родителя

1794

граждане, достигшие 65 и 60 лет (народы Севера — 55 и 60 лет)

1794

инвалиды I степени

1524,90


 

Тема 6. Пенсионная реформа в РФ

Пенсионная  система РФ – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

С 1 января 2002г., в РФ началась практическая реализация пенсионной реформы. Главной целью пенсионной реформы является построение новой системы пенсионного обеспечения граждан, основанной на накопительном, а не на распределительном подходе.

Смысл этого – в точной увязке трудового вклада и пенсии гражданина.

Новая пенсионная система РФ базируется на следующих основополагающих принципах:

  1. определяет категории граждан в соответствии с законодательством имеют право на государственное пенсионное обеспечение;
  2. государственные пенсии, полагающиеся отдельным категориям граждан, финансируется за счет  средств федерального бюджета;
  3. размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению могут быть перерасчитаны по заявлению граждан в случаях, установленных действующим законодательством;
  4. каждый гражданин подлежит обязательному государственного пенсионному страхованию;
  5. каждый застрахованный гражданин имеет право на трудовую пенсию;
  6. пенсионное обеспечение застрахованных граждан осуществляется исключительно за счет средств обязательного государственного пенсионного страхования, аккумулированных на индивидуальных лицевых счетах граждан;
  7. каждый гражданин имеет право на передачу своих накоплений в НПФ и получение пенсий за счет средств НПФ (т.е. страховщикам по ОПС наряду с ПФР могут быть НПФ, при этом они наделены теми же правами, что и ПФР)

Структура новой  пенсионной системы включает следующие  элементы:

- Государственное обеспечение

- Обязательное пенсионное страхование

- Дополнительное пенсионное страхование  и обеспечение

Государственное пенсионное обеспечение – это часть пенсионной системы, которая за счет сумм ЕСН обеспечивает предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Обязательное  пенсионное страхование – это часть пенсионной системы, которая за счет обязательных страховых взносов обеспечивает предоставление страховой части пенсий инвалидам и членам семьи умершего кормильца, а также страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам по достижении ими пенсионного возраста.

Дополнительное  страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, которая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию обеспечивает  предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц, а также доплат к пенсиям за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций.

 
Тема 7. Фонд социального страхования РФ

 

Внебюджетный Фонд социального  страхования был образован на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990г. и начал функционировать с 1 января 1991г.

В настоящее время действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального  страхования Российской Федерации  представляет собой централизованный аккумулирующий фонд финансовых ресурсов, предназначенных для оказания социальной помощи и социальных услуг, денежные средства, формируемые на страховой основе и распределяемые по территориальному принципу.

Фонд социального страхования  в настоящее время осуществляет свою деятельность по двум направлениям: во-первых, это обязательное государственное социальное страхование, а во-вторых, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В своей деятельности Фонд руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, Положением о фонде социального страхования № 101, федеральными законами № 165-ФЗ,№ 125-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и другими нормативно-правовыми документами.

ФСС является автономным и строго целевым. Создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и улучшения материальных условий определенных групп населения.

Функциональная  значимость ФСС проявляется в  том, что он является:

  1. инструментом социальной защиты населения
  2. специализированной структурой, обеспечивающей функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
  3. финансово-кредитным учреждением
  4. инструментом организации предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  5. источником финансовых ресурсов осуществления оздоровительных мероприятий работающих граждан, членов их семей и их детей.

К задачам  ФСС относятся:

1) Обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности: по беременности  и родам; единовременное пособие  при рождении ребенка; женщинам, ставшим на учет на ранних сроках беременности (до 12 недель); по уходу за ребенком до 1,5 лет; социальное пособие на погребение;

2) санитарно-курортное обслуживание  работников и членов их семей;

3) участие в разработке и реализации  государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию. Социального страхования;

4) осуществление мероприятий, обеспечивающих  финансовую устойчивость системы  социального страхования

Основные направления деятельности Фонда социального страхования осуществляются в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101.

Согласно данному положению  Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Это значит, что Фонд самостоятельно формирует средства и распоряжается ими, но формирование бюджета Фонда и контроль за его исполнением производится на основе законов Российской Федерации.

Основными источниками средств  Фонда социального страхования являются:

1) налоги и взносы на социальные нужды, в том числе:

  • единый социальный налог, зачисляемый в ФСС;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) налоги на совокупный доход:

  • единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  1. задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  1. доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (доходы от размещения временно свободных средств ФСС);
  2. доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  3. штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  4. прочие неналоговые доходы;
  5. безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:
  • на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
  • на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению;
  • на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • средства Федерального фонда ОМС, передаваемые на оплату диспансеризации работающих граждан, оказание им первичной медико-санитарной помощи, на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.

Средства Фонда  социального страхования предназначены для:

- выплаты различных пособий  (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при  рождении ребенка и ежемесячного  пособия до достижения ребенком  возраста полутора лет, а также  пособия на погребение умерших;

- оплаты путевок санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию;

- оплаты дополнительных выходных  дней по уходу за ребенком  – инвалидом или инвалидом  с детства до достижения ими  возраста 18 лет;

- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ для детей работающих граждан;

- осуществление различных видов  социальной помощи.

Самостоятельным разделом системы  обязательного социального страхования  является страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые предусматривают:

  • обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении обязанностей по трудовому договору;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к труду страхователем.

Средства на осуществление обязательного социального страхования по данному направлению формируются за счет:

Информация о работе Лекции по "Финансам"