Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:00, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет, метод и содержание дисциплины «Внебюджетные фонды»
Тема 3. Система социальной защиты населения
Тема 4.Пенсионный фонд Российской Федерации
Тема 5.Общая характеристика пенсий и порядок их исчисления
...
Тема 9. Фонды обязательного медицинского страхования РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды Конспекты лекций.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Контроль за формированием и использованием средств бюджета ПФР 
ежегодно осуществляется Счетной палатой РФ и иными компетентными органами согласно законодательству РФ. Кроме того, по специальному решению органов государственной власти в системе ПФР должен проводиться аудит его финансового состояния.

Единый социальный налог

С 1 января 2001 г. основным источником формирования доходов внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН), заменивший обязательные отчисления от фонда оплаты труда работающих. База для начисления ЕСН существенно не изменилась по сравнению с ранее принимавшейся для начисления страховых взносов, но отказ от отчислений и переход к уплате ЕСН привел к значительным изменениям в порядке финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов.

В то же время следует отметить, что ЕСН имеет специфику, поскольку в отличие от обычных налогов, в отношении которых действует принцип безэквивалентности и безвозмездности, ЕСН находится под воздействием этого принципа только до наступления страхового случая. Если при уплате обычных налогов государство не несет конкретных обязательств по отношению к отдельному налогоплательщику, то при уплате ЕСН это положение сохраняется только до момента наступления страхового случая, после чего государство обязано осуществить соответствующее страховое обеспечение.

Единый социальный налог является первым налогом в современной российской налоговой системе, шкала ставок которого является регрессивной, т.е. с увеличением суммы доходов, включаемых в налоговую базу по ЕСН, понижается уровень его ставки. Таким построением шкалы налогообложения сделаны попытки стимулирования декларирования средних и высоких доходов, их легализации и, соответственно, налогообложения. Изменения в пенсионном законодательстве должны подкрепить стимулирующее воздействие регрессивной шкалы ЕСН.

Ставки Единого социального  налога для работодателей 

Размер годового дохода работника

На финансирование пенсий

В фонды ОМС

В фонд социального страхования

для лиц 1967 г. рождения и моложе

для лиц 1966 г. рождения и  старше

на базовую часть  пенсии

на накопитель-ную часть пенсии

на страховую часть  пенсии

на страховую часть  пенсии

До 280 000 руб.

6%

8%

14%

6%

3,1%

2,9%

14%

От 280 001 до 600 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы свыше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы  свыше 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы  свыше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы  свыше 280 000 руб.

8 680 руб. + 1,1% с суммы  свыше 280 000 руб.

8 120 руб. + 1,0% с суммы  свыше 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы свыше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

24 480 руб.

32 320 руб.

56 800 руб.

24 480 руб. + 2,0% с суммы  свыше 600 000 руб.

12 200 руб.

11 320 руб.

56 800 руб.


 

 

Статьей 241 НК РФ для разных категорий  налогоплательщиков установлены разные шкалы ставок.

Размеры отчислений от ЕСН, направляемые из федерального бюджета в ПФР  на выплату базовой части трудовых пенсий, находятся в зависимости  от категории налогоплательщиков и  налоговой базы на каждое физическое лицо.

В соответствии со ст.235 Налогового Кодекса РФ (часть П), налогоплательщиками признаются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные    предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • индивидуальные предприниматели,  адвокаты,  нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Налогоплательщики, производящие выплаты  физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, применяют с 1 января 2006 г. базовую ставку 26% при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. руб.

Налоговая база определяется как сумма  доходов, выплаченных работнику  за налоговый период. Налогоплательщики  определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Страховые взносы - наиболее весомая  часть бюджета ПФР. Для страховых  взносов объектом обложения является налоговая база ЕСН.

Тарифы страховых взносов зависят от возраста застрахованного лица и от размера налогооблагаемой базы. В соответствии с этими критериями, устанавливаемыми Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании», размеры страховых тарифов при величине базы начисления страховых взносов на каждое физическое лицо до 280 тыс. руб. колеблются от 6 до 14%.

С 1 января 2005 г. в накопительной пенсионной системе принимают участие только лица 1967 г. рождения и моложе.

Негосударственная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, экономических, социальных институтов и норм, цель которых – дополнительное материальное обеспечение нетрудоспособного и населения на основе добровольных договорных отношений, которые оформляются в период трудоспособного возраста человека. Неотъемлемым элементом этой системы являются НПФ.

Согласно закону о НПФ видами деятельности НПФ  являются:

1) деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  фонда в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения

2) деятельность в качестве страховщика по ОПС в соответствии с ФЗ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и договорами об ОПС»;

3) деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Управляющая компания – это акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

 

 Тема 5.Общая характеристика пенсий и порядок их исчисления

По источнику  финансирования пенсии подразделяются на 2 группы:

  1. трудовые пенсии
  2. пенсии по государственному обеспечению

трудовые пенсии:

- по старости

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

пенсии по государственному обеспечению:

- по старости

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

- за выслугу лет

- социальная пенсия

Условием назначения пенсии является:

  1. наступление страхового случая:

– при достижении пенсионного возраста

мужчинам по достижении возраста 60 лет

женщинам по достижении возраста 55 лет

- при наступлении инвалидности;

- при потере кормильца;

-при отсутствии возможности  осуществления трудовой деятельности;

2) уплата страховых взносов в  ПФР;

3) наличие минимального страхового  стажа:

- не менее 5 лет для получения  пенсии по старости;

- не менее 1 дня для получения  пенсии по инвалидности;

- не менее 1 дня кормильца  на иждивении которого находятся отдельные категории лиц, для получения ими пенсии по потере кормильца.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии или утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Право на трудовую пенсию имеют:

  1. граждане РФ, застрахованные в системе ОПС, при соблюдении ими условий, предусмотренных ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях»;
  2. нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц;
  3. иностранные граждане, проживающие на территории РФ и уплачивающие страховые взносы в ПФР.

Гражданам, имеющим право на одновременное  получение трудовых пенсий различных  видов, устанавливается одна пенсия по выбору.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Трудовые пенсии финансируются  за счет средств работодателей или  физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Государственная пенсия – это пенсия, финансируемая за счет средств федерального бюджета при наступлении права на государственное пенсионное обеспечение.

На государственное  пенсионное обеспечение имеют право:

- федеральные государственные  служащие;

- военнослужащие;

- ветераны и участники ВОВ;

- граждане пострадавшие  в результате радиационных и  техногенных катастроф;

- нетрудоспособные граждане.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу  лет (федеральные государственные  служащие, военнослужащие)

- пенсия по старости (граждане, пострадавшие в результате  радиационных и техногенных катастроф)

- пенсия по инвалидности (федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие в результате радиационных  и техногенных катастроф)

- социальная пенсия (нетрудоспособные  граждане)

Допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии:

  1. федеральные государственные служащие:

- пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней;

  1. гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:

- гос.пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

  1. участникам ВОВ:

- гос.пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

  1. родителям военнослужащих, проходившим военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий:

- гос.пенсия по случаю потери кормильца и трудовая

пенсия по старости (инвалидности)                                                         или

- гос.пенсия по случаю потери  кормильца и социальная пенсия.

  1. вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, в ВОВ, в войну с Японией, не вступившим в новый брак:

- гос.пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности)

-  гос.пенсия по  случаю потери кормильца и  социальная пенсия

6) нетрудоспособным членам семьи  граждан, принимавшим участие  в ликвидации аварии на Чернобыльской  АЭС, получивших или перенесших  лучевую болезнь, ставших инвалидами:

- гос.пенсия по случаю  потери кормильца и трудовая  пенсия по старости (инвалидности)

- гос.пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия

Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится только за счет средств федерального бюджета:

Расчет трудовых пенсий

Размер трудовой пенсии (П) определяется суммированием ее базовой, страховой и накопительной частей по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ

Базовой части  – это фиксированная часть, устанавливаемая государством в трудовой сумме.

Страховая часть  – дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала.

Накопительная часть – выплачивается в пределах сумм, отраженны в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Страховая часть трудовой пенсии рассчитывается следующим образом:

  1. по старости:

СЧ = ПК / Т

ПК – сумма расчетного пенсионного  капитала застрахованного лица, уточненного  по состоянию на день назначения трудовой пенсии;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии в зависимости от года ее назначения.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии

Показатель, рассчитываемый на основе статистических данных и используемый для определения страховой и  накопительной частей трудовой пенсии.

Величина ожидаемого периода выплат пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) установлена в законе о трудовых пенсиях в качестве общей нормы.

Однако до 2013г. в целях расчета  размера страховой части трудовой пенсии этот показатель будет применяться  в уменьшительном размере

По инвалидности:

СЧ = ПК / (Т * К)

Информация о работе Лекции по "Финансам"