Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:52, курс лекций

Краткое описание

Тема I: Финансы организаций в системе экономических отношений
Тема II: Экономическое содержание внеоборотных активов организаций
Тема III : Экономическое содержание оборотного капитала организации
Тема IV: Доходы организаций
Тема V: Расходы организаций
Тема VI: Экономической содержание, функции, виды прибыли
Тема VII: Финансовое планирование

Вложенные файлы: 1 файл

краткий курс лекциq по финансам организации.doc

— 812.50 Кб (Скачать файл)

Распределению подлежит чистая прибыль, из которой возможны отдельные отчисления в местные бюджеты и финансовые санкции. Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ.

Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных  обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам. Распределение  прибыли регламентируется в уставных документах.

В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не формируются, то в целях планового расходования средств создаются сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием  производства, относятся расходы  на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические  работы, финансирование разработок и  освоение новой продукции и технологических  процессов, затраты, связанные с техническим перевооружением, расширением организации, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов. Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других организаций, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных культурно-массовых мероприятий. К материальным поощрениям относятся выплаты премий за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременного пособия, компенсации стоимости питания.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в накоплении, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимость имущества. Если прибыль не расходуется, она остается как нераспределённая прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие суммы такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема VII: Финансовое планирование

 

1.Содержание и задачи  финансового планирования

2. Принципы финансового  планирования

3.Методы финансового  планирования                                         

4. Виды финансовых  планов

5. Цель и задачи  бюджетирования

 

 

1.Содержание и задачи финансового планирования

 

Устойчивая работа организаций в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля. Отечественный и зарубежный практический опыт говорит о том, что проблема совершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной. Планирование стабилизирует деятельность предприятия в условиях непредсказуемости рыночных отношений.

Планирование деятельности организации  имеет два тесно связанных  и взаимообусловленных аспекта:

  1. общеэкономический — с точки зрения теории фирмы;
  2. управленческий — как функция менеджмента, которая заключается в умении прогнозировать деятельность компании и использовать этот прогноз в целях ее развития.

Финансовый план — это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков. Данный плановый документ предполагает составление текущих и капитальных бюджетов, а также прогнозирование финансовых ресурсов на один-три года. В России до недавнего времени такой план составлялся в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой).

Задачи финансового планирования заключаются:

    • в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;
    • в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансировании и инвестициях;
    • в прогнозировании последствий управленческих решении, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений;
    • в выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;
    • в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и целей, установленных финансовым планом.

Значение корпоративного финансового  планирования заключается в следующем:

1.  Намеченные стратегические  цели корпорации находят отражение  в финансово-экономических показателях: объеме продаж, себестоимости проданных товаров, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2.  Стандартизируется поступающая финансовая информация, приобретая форму финансовых планов и отчетов об их исполнении.

3.  Определяются границы финансовых  ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов корпорации.

4.  Оперативные финансовые планы  (на месяц, квартал) предоставляют информацию для разработки и корректировки корпоративной финансовой стратегии на рынке товаров, денег и капитала.

В современных условиях роль финансового  планирования принципиально изменилась. В отличие от положения, существовавшего в период централизованно управляемой экономики, предприятия теперь сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение как сегодня, так и в ближайшем будущем, чтобы:

    • преуспеть в своей хозяйственной деятельности;
    • своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций;
    • координировать и контролировать деятельность структурных подразделений (филиалов), дочерних и зависимых обществ в рамках корпоративной группы.

В связи с этим целесообразно  заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия  инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, возможные нарушения договорных обязательств партнерами.

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования.

Данная цель подразумевает:

    • обеспечение производственного, научно-технического и социального развития корпорации прежде всего за счет собственных средств;
    • увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;
    • обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса корпорации, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

Финансовый план взаимосвязан с  планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, маркетингу, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др.

Назначение финансового плана:

    • в прогнозировании среднесрочной финансовой перспективы. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам;
    • в определении текущих доходов и расходов. Оперативный финансовый план составляют на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам или пятидневкам.

В рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние  происходящих в течение месяца отклонений от плановых показателей, которые отражаются на финансовом состоянии компании, и прежде всего на ее ликвидности. Такие отклонения чаще случаются в течение первых 15-20 дней месяца из-за сбоев в платежах за отгруженную продукцию и в оплате закупок материальных ресурсов. Поэтому рекомендуют разрабатывать ежемесячные финансовые планы с разбивкой валовых доходов и расходов по декадам, а также отчеты об их исполнении, что позволяет осуществлять детальный анализ финансовой деятельности компании за более короткие временные лаги и принимать оперативные решения.

 Важнейшие объекты финансового  планирования:

    • выручка (нетто) от продажи продукции (товаров, работ, услуг);
    • прибыль и ее распределение;
    • фонды специального назначения и их использование;
    • объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов:
    • взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога;
    • объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
    • плановая потребность в оборотных средствах и источниках финансирования их пополнения;
    • объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

 

2. Принципы финансового планирования

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности организации.

1.  Принцип системного планирования подразумевает:

    • существование совокупности элементов (подразделений),
    • взаимосвязь этих элементов;
    • наличие единого направления развития подразделений, входящих в систему, в соответствии с целями корпорации.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства фирмы.

2.  Принцип координации  планов отдельных подразделений  выражается в том, что:

    • нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими;
    • всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других.

Следовательно, взаимосвязь и одновременность  — ключевые особенности координации планирования в корпорации.

3.  Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) компании становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4.  Принцип непрерывности заключается  в том, что:

    • процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла;
    • разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок —> план производства —> план по маркетингу (сбыту) —> план движения денежных средств).                   

В то же время неопределенность внешней  среды и наличие непредсказуемых  изменений внутренней обстановки требует корректировки и уточнения планов корпорации.

5.  Принцип гибкости  тесно связан с принципом непрерывности.  В соответствии с этим принципом  допускается вероятность наступления  непредвиденных обстоятельств, в связи с которыми корпорация будет вынуждена выйти за рамки плановой деятельности. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (производственных мощностей, ресурсов и т. п.).

6.  Принцип точности предполагает, что корпоративные планы должны  быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности компании.

                                                                                       

3.Методы финансового планирования 

                                       

Стратегия финансового планирования предусматривает определение центров  доходов (прибыли) и центров затрат организации. Центр доходов — это подразделение, которое приносит корпорации максимальную прибыль. Центр затрат —  это подразделение с максимумом издержек или имеющее убыток, но играюшее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Например, многие западные компании придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20% затрат капитала должно обеспечивать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Планирование финансовых показателей  осуществляют с помощью нескольких методов. Методы планирования — это  конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:                              

Информация о работе Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»