Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:52, курс лекций

Краткое описание

Тема I: Финансы организаций в системе экономических отношений
Тема II: Экономическое содержание внеоборотных активов организаций
Тема III : Экономическое содержание оборотного капитала организации
Тема IV: Доходы организаций
Тема V: Расходы организаций
Тема VI: Экономической содержание, функции, виды прибыли
Тема VII: Финансовое планирование

Вложенные файлы: 1 файл

краткий курс лекциq по финансам организации.doc

— 812.50 Кб (Скачать файл)

Система финансовых планов (бюджетов) западных корпораций включает;

    • прогноз баланса активов и пассивов;
    • прогноз отчета о прибылях и убытках;
    • прогноз отчета о движении денежных средств;
    • прогноз ключевых финансовых показателей (объема продаж, издержек производства (включая условно переменные и условно постоянные затраты), прибыли, рентабельности активов, собственного капитала и продажи товаров;
    • долгосрочный бюджет капитальных вложений и оценку инвестиционных проектов;                                                                                        
    • долговременную стратегию финансирования корпорации.

Разработка бюджета капиталовложений предполагает:

    • классификацию инвестиционных проектов;
    • сравнение и оценку альтернативных проектов при помощи анализа показателей чистого приведенного эффекта, внутренней нормы доходности, периода окупаемости и других параметров;
    • выбор наиболее перспективных проектов;    
    • обеспечение выбранных проектов соответствующими инвестиционными ресурсами.                                                                                                                

Сущность долгосрочной стратегии  финансирования заключается:

    • в установлении источников долгосрочного финансирования (банковский кредит, облигационные займы, финансовая аренда-лизинг, эмиссия собственных акций) и способов использования финансовых резервов;
    • в выборе способов увеличения долгосрочного капитала;
    • в определении объема и структуры авансированного капитала. К основным краткосрочным (оперативным) бюджетам относятся:
    • бюджет движения денежных средств;
    • бюджет по балансовому листу;
    • бюджет оборотных активов;
    • бюджет доходов и расходов.

В корпорациях США широко применяют  модель финансового планирования {LONCER), построенную С. Майерсом и Р. Брейли на базе линейного программирования. Модель LONCER отличается от других типовых методов финансового планирования двумя важными особенностями:

  1. Она оптимизирует финансовые решения, т. е. с помощью этой модели рассчитывают наиболее удачный финансовый план в рамках заданных ограничений. С помощью типовых финансовых моделей прогнозируют только последствия финансовой стратегии, которую избрал пользователь;
  2. Модель построена на теоретических концепциях корпоративных финансов, а не на бухгалтерском подходе. Модель LONCER базируется на функционировании отлаженного рынка капитала. Ее цель — максимизация чистой приведенной стоимости компании в соответствии с принципом слагаемоести стоимостей и концепцией Модильяни—Миллера, в соответствии с которой основным достоинством заемного капитала является налоговый щит, создаваемый процентными выплатами по долговым обязательствам кредиторам.

Некоторые западные экономисты рассматривают финансовое планирование как управление портфелем опционов. Проблема планирования связана с зависимостью будущих инвестиционных возможностей компании от ее текущих управленческих решений. На практике часто возникают ситуации, в которых корпорации начинают осваивать новые рынки исходя из стратегических соображений. Эти соображения заключаются в том, что новые капиталовложения не обязательно эффективны сегодня, но они укрепляют позиции компании на рынках и создают возможности для будущих инвестиций.

Процесс инвестирования часто связан с принятием решений на двух уровнях:

    • на первом уровне проекты могут представлять определенную ценность для развития компании в будущем;
    • на втором уровне (последующие проекты) инвестиционный менеджер сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективных проектов с позиции их доходности, безопасности и ликвидности.

Специалисты компании могут  оценить эффективность проектов первого уровня, используя теорию оценки опционов. Например, решение  о начале пилотного проекта по производству нового продукта идентично покупке опциона на производство и испытания данного продукта на коммерческой основе. Инвестиции в разработку нового изделия можно рассматривать как приобретение опциона на организацию пилотного производства этого изделия.

С позиции Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование можно представить как портфель опционов:

    • приобретение реальных опционов;
    • поддержание этих реальных опционов, поскольку они основаны на новых продуктах и технологиях;
    • реализация наиболее выгодных опционов в нужный момент;
    • избавление от опционов, выходящих за рамки капитального бюджета корпорации и требующих высоких затрат на их поддержание.

Таким образом, большинство  финансовых моделей, применяемых финансистами западных корпораций, представляют собой имитационные модели. Они предназначены для прогнозирования последствий будущих альтернативных финансовых и инвестиционных стратегий при различных исходных ограничениях и допущениях предстоящих событий. Важно подчеркнуть, что идеальной модели финансового планирования и прогнозирования, обеспечивающей выбор оптимальной финансовой стратегии, не существует. Финансовому менеджеру следует рассчитать (методом проб и ошибок) множество финансовых стратегий, соответствующих вероятным будущим условиям, чтобы выбрать наиболее приемлемую из них.

Важнейшими условиями эффективного финансового планирования являются:

    • наличие на предприятии технологии и специалистов, способных разрабатывать обоснованные финансовые планы;
    • отлаженная система бюджетного управления доходами, расходами и капиталом:
    • система учета, анализа и контроля над выполнением показателей финансовых планов (бюджетов).

Процесс финансового планирования включает ряд этапов:

    • анализ финансовых показателей за предыдущий период на базе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и др.;
    • долгосрочное финансовое планирование (на период свыше одного года);
    • краткосрочное финансовое планирование (на период до одного года);
    • практическое внедрение планов и контроль их выполнения.

Важнейшим элементом  обеспечения финансового равновесия корпорации является система финансового  планирования, которая состоит из:

1.Системы бюджетного планирования  структурных подразделений (филиалов).

2.Системы сквозного (комплексного) бюджетного планирования деятельности корпорации в целом.

Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно  внедрять для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности управления этими ресурсами, снижения непроизводительных расходов и потерь, обеспечения нормальной платежеспособности, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования).

Основные преимущества бюджетного планирования:

1.  Помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более реальные показатели объема доходов и расходов, чем в ныне действующей отчетности.

2.  В рамках утвержденных бюджетов  структурным подразделениям предоставляют большую самостоятельность в расходовании средств на оплату труда.

3.  Минимизация числа показателей  бюджетов позволяет снизить затраты  рабочего времени персонала экономических служб предприятия.

4.  Бюджетное планирование позволяет  экономить денежные ресурсы, что  особенно важно при выходе предприятия из финансового кризиса.

Для организации эффективной системы  бюджетного планирования деятельности структурных подразделений (филиалов) предприятия (корпорации) составляют следующую сквозную систему бюджетов:

  • бюджет материальных затрат;                                         
  • бюджет потребления энергии;                                          
  • бюджет фонда оплаты труда;
  • бюджет амортизационных отчислений;
  • бюджет прочих расходов;          
  • бюджет погашения ссуд банков;
  • налоговый бюджет.

Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия (корпорации). Сводный бюджет равен сумме бюджетов структурных подразделений, кредитного и налогового бюджетов.

Руководству предприятия необходимо добиваться более активного участия  всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализирующим для бюджетов более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считают такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды  предприятия (корпорации) вправе разрабатывать  несколько видов финансовых планов (бюджетов), таких как:

  1. график безубыточности
  2. баланс доходов и расходов
  3. инвестиционный бюджет
  4. план распределения бухгалтерской прибыли
  5. платежный баланс
  6. кассовый план
  7. кредитный план
  8. валютный план
  9. налоговый бюджет
  10. бюджет доходов и расходов
  11. бюджет движения денежных средств
  12. бюджет по балансовому листу
  13. бюджет формирования и финансирования оборотных активов.

Первым этапом разработки финансового  плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей, взятых из бухгалтерских и статистических отчетов предприятия (корпорации) за период, предшествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям относятся: выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг), себестоимость проданных товаров, прибыль, объем капиталовложений, рентабельность активов и собственного капитала, показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса.

Можно рекомендовать финансистам  составлять динамические ряды данных показателей за несколько периодов (месяцев, кварталов, лет) для использования их в финансовом планировании.

Второй этап - составление специальных  расчетов и таблиц к финансовому  плану (расчеты бухгалтерской и  чистой прибыли и ее распределение  по направлениям, амортизационных отчислений, источников финансирования капиталовложений, потребности в оборотных средствах и др.).

В литературе по бизнес-планированию рекомендуют составлять несколько  вариантов финансовых расчетов для  выбора оптимального решения.

Третий этап - разработка отчетов об исполнении финансовых планов (бюджетов). Они используются для финансового анализа и разработки планов на предстоящий период.

В зарубежной финансовой литературе обычно рекомендуют составлять перспективные (на 2-5 лет) и краткосрочные (на месяц, квартал/год) бюджеты. Применительно к сегодняшней экономической ситуации в России вряд ли возможно составление перспективных планов (на период более одного года). Поэтому можно ограничиться разработкой оперативных финансовых планов (на месяц, квартал).

Следует отметить, что в акционерных обществах годовой финансовый план должен быть предметом обсуждения общего собрания акционеров (собственников).

Рассмотрим содержание и назначение отдельных видов финансовых планов.

Составной частью бизнес-плана на действующем предприятии является график безубыточности. Он необходим также при создании новой фирмы, при разработке инвестиционного проекта и т. д. В процессе планирования объема реализации продукции (объема продаж) возникает необходимость определения минимальной величины этого показателя по предприятию в целом как первоначальной критической точки, ниже которой будет получен убыток. Обычно для этих целей рекомендуют строить график безубыточности (как самостоятельный финансовый расчет).

График показывает влияние на прибыль  объема производства и себестоимости продукции (в разбивке на условно переменные и условно постоянные издержки). С помощью данного графика можно найти точку безубыточности, т. е. такой объем производства, при котором прямая выручка от реализации при заданном уровне цен пересечется с прямой общих издержек (себестоимостью реализованной продукции). При прохождении предприятием точки безубыточности (критической точки) в результате роста объема производства будет наконец получена прибыль.

Следующим необходимым документом является баланс (план) доходов и расходов, или план притока и оттока финансовых ресурсов. Состав показателей баланса определяется источником поступления средств и планируемыми расходами на осуществление хозяйственной деятельности. К балансу прилагают расчеты конечных финансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений, средств на потребление и накопление. Перечень показателей баланса позволяет определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Так, оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль направляют на выплату дивидендов владельцам акций, финансирование капиталовложений, пополнение резервного капитала и т. д.

Информация о работе Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»