Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:52, курс лекций

Краткое описание

Тема I: Финансы организаций в системе экономических отношений
Тема II: Экономическое содержание внеоборотных активов организаций
Тема III : Экономическое содержание оборотного капитала организации
Тема IV: Доходы организаций
Тема V: Расходы организаций
Тема VI: Экономической содержание, функции, виды прибыли
Тема VII: Финансовое планирование

Вложенные файлы: 1 файл

краткий курс лекциq по финансам организации.doc

— 812.50 Кб (Скачать файл)

Финансовое планирование во многом зависит от качества прогноза основных показателей, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения в стране и курса рубля. Баланс по приведенному формату до недавнего времени составляли многие бывшие государственные предприятия. Наряду с плановым составляют отчетный баланс доходов и расходов. Он представляет собой сводный документ, который характеризует выполнение финансовых показателей за определенный период. Отчетный баланс является базой для разработки баланса на предстоящий квартал (год).

Источниками при этом информации служат:

  • Главная книга и соответствующие журналы-ордера;
  • данные оперативного финансового учета;    
  • бухгалтерская отчетность за предшествующий период (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.)                                                                           

Составление отчетного баланса способствует выявлению негативных моментов в хозяйственной деятельности и определению резервов роста объема продаж, прибыли, доходности. Отчетный баланс составляют по форме финансового плана. Наличие отклонений по общему объему финансовых ресурсов и отдельным статьям свидетельствует об излишке средств либо их дефиците (отвлечении на внеплановые цели или о перерасходе по отдельным статьям).

На основе исполнительного (отчетного) баланса составляют обоснованное заключение для руководства предприятия (корпорации), где раскрывают причину невыполнения отдельных показателей и намечают реальные пути устранения недостатков и укрепления финансового состояния организации.

В инвестиционном плане (бюджете) отражают общий объем реальных инвестиций (капиталовложений), направления их расходования и источники финансирования.

План распределения  прибыли — это традиционный расчет бухгалтерской и чистой прибыли. Часть необходимой работы выполняют при прогнозировании объема продаж, построении графика безубыточности, где также необходимо рассчитать выручку от реализации, ее полную себестоимость и ожидаемую прибыль.

Основным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия (корпорации) является платежный баланс.

Кассовый план (заявка) — план оборота наличных денежных средств предприятия, который характеризует поступления и выплаты денежных средств через кассу. Своевременная выплата наличных денег характеризует денежные отношения предприятия с его персоналом. Надлежащая постановка кассового планирования на каждом предприятии способствует стабилизации денежного обращения в стране. Оперативный контроль исполнения кассового плана возложен на финансовую службу и бухгалтерию предприятия.

Кредитный план —  это план получения и погашения ссуд банков (включая уплату процентов за кредит).

В кредитный план включают следующие виды ссуд:

    • кредиты на производственные цели (на формирование основных и оборотных средств);
    • инвестиционные кредиты (на финансирование нового строительства или
    • приобретение недвижимости);
    • кредиты на сезонные затраты производства;
    • сельскохозяйственные кредиты (на закупку семян, удобрений, горюче-смазочных материалов сельхозтоваропроизводителями) и др.

Взаимоотношения между заемщиком  и банком регулируют кредитным договором. Перед тем как выдать кредит, банк проверяет обеспеченность ссуды и платежеспособность заемщика. Заимодавец (банк) берет на себя кредитный риск лишь в том случае, если он убежден в выполнении заемщиком (дебитором) платежных обязательств по возврату кредита, включая выплату процентов. После предоставления кредита банк следит за тем, чтобы:

    • кредит использовался в соответствии с договором;
    • своевременно выплачивались проценты за кредит и суммы взносов в погашение долга;
    • не изменялись условия предоставления кредита.

В отличие от платежного баланса  в прогнозе о движении денежных средств на предстоящий квартал их отражают по видам деятельности. Как правило, различают три вида хозяйственных операций и соответственно связанных с ними денежных потоков:

    • текущая (операционная) деятельность;
    • инвестиционная;
    • финансовая.

Подобная группировка дает возможность:

    • исследовать движение текущих денежных потоков;
    • оценить способность предприятия погасить свою задолженность перед кредиторами;
    • выплатить дивиденды владельцам акций;
    • изучить возможность привлечения дополнительных денежных ресурсов для реализации инвестиционных, инновационных и других программ. Прогноз о движении денежных потоков может быть составлен по форме № 4 «Отчет о движении денежных средств».

Планирование схемы  финансирования оборотных активов направлено на обеспечение необходимой потребности в них и оптимизацию структуры источников покрытия этих активов.

Процедура разработки бюджета формирования и финансирования оборотных активов включает расчет прогноза объемов запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на предстоящий квартал (год).

Более детальный прогноз финансовых показателей осуществляют в процессе бюджетирования доходов, расходов и  капитала предприятия (корпорации).

 

5. Цель и задачи бюджетирования

 

Бюджет — это оперативный финансовый план, составленный, как правило, на срок до одного года (месяц, квартал, полугодие), отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации. В практике управления корпоративными финансами используют два вида бюджетов — операционные и финансовые.

Бюджетирование —  это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, бюджета доходов и расходов на предстоящий месяц или квартал).

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом корпорации — по источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, бюджет по балансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов) на предстоящий квартал, полугодие, год; бюджет оборотных активов.

Бюджетный контроль — это текущий контроль над исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета — это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на производство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана предприятия на предстоящий год.

В наличной смете (Cash Budget) отражают ожидаемое значение поступлений и выплат при различных сценариях будущего движения денежных средств.

Смета не является простой суммой доходов и расходов, а представляет собой прогноз сроков поступления и расходования средств. Точность прогноза зависит от особенностей деятельности компании; степени неопределенности среды, в которой она функционирует, и способности финансовых менеджеров предвидеть будущее движение средств. Аналогом данной сметы в российской практике служит бюджет доходов и расходов.

Е. С. Стоянова определяет процесс  бюджетирования как «составную часть  финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов».

Цель бюджетирования — обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами как в общем объеме, так и по структурным подразделениям.

Для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования:

    • установление объектов бюджетирования;
    • разработка системы бюджетов — операционных и финансовых;
    • расчет соответствующих показателей бюджетов;
    • вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
    • расчет величины внутреннего и внешнего финансирования; выявление резервов дополнительного привлечения средств;
    • прогноз доходов и расходов, а также капитала предприятия на предстоящий период (квартал, год).

В общей системе бюджетов выделяют основной (консолидированный) и локальные бюджеты.

Основной бюджет —  это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Локальные бюджеты  служат исходной информационной базой для составления основного бюджета. Главной причиной, по которой предприятия теряют значительную часть своих доходов, не составляя основной бюджет, является отсутствие достоверных сведений о своих покупателях и рынке сбыта. В результате возникают трудности в прогнозировании реального объема продаж продукции (работ, услуг). С позиции оптимизации доходов значение имеет не только правильное составление основного бюджета на предстоящий год, но и систематический контроль его выполнения, что помогает минимизировать непредвиденные финансовые потери.

Процесс бюджетирования имеет непрерывный  или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных  на год, в процессе текущего финансового планирования (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов. В рамках квартальных бюджетов составляют бюджеты на месяц. Скользящее бюджетирование гарантирует непрерывность системы оперативного планирования финансовой организации.

Финансовое управление — процесс упорядоченных действий по формированию рациональной структуры управления и контроля. Процесс финансового управления предполагает создание единого информационного поля и постановку системы планирования, учета, анализа и контроля над движением денежных средств.

Цель создания подобной технологии — рост доходности и стоимости (цены) предприятия.

Внедрение бюджетного управления предполагает:

    • подготовку организационной структуры (Положение об оргструктуре и должностных обязанностях специалистов, штатное расписание);
    • формирование финансовой структуры предприятия (Положение о финансовой структуре и о центрах финансового учета);
    • внедрение технологии учета — бухгалтерского, налогового и управленческого;
    • разработку Положения о бюджетировании (Бюджетный стандарт предприятия);
    • определение центров финансового учета (производственных, сбытовых, снабженческих и других подразделений);
    • составление операционных и финансовых бюджетов по предприятию в целом и в разрезе центров финансового учета.

Основная идея системы бюджетирования состоит в том, что ведущие  параметры экономической деятельности предприятия учитываются на уровне его отдельных структурных подразделений в разрезе видов доходов и расходов. Для этого создают соответствующие центры ответственности: доходов, расходов, прибыли и инвестиций.

Центр ответственности  — это набор статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которых несет ответственность один из менеджеров предприятия или руководитель структурного подразделения (филиала). В рамках процесса бюджетирования руководитель центра ответственности отвечает за:

    • организацию планирования и нормирования вверенных ему статей доходов и расходов;
    • правильность планирования соответствующих статей бюджета;
    • контроль выполнения статей бюджета;
    • принятие решений по устранению отклонений плановых статей бюджета от фактических параметров (если такое отклонение превышает 5%).

На практике центры ответственности  создают в форме центров финансового учета (ЦФУ).

Центр финансового учета  (ЦФУ) — структурное подразделение, осуществляющее ряд основных и вспомогательных видов деятельности и способное оказать воздействие на доходы или расходы от данной деятельности.

В состав ЦФУ включают:

    • профит-центр, деятельность которого связана с подразделениями, генерирующими прибыль (например, цех с законченным циклом производства продукта, транспортный цех и т. д.);
    • центр затрат, деятельность которого связана со структурными подразделениями, не приносящими прибыль (например, отделы снабжения и комплектации, вспомогательные и обслуживающие хозяйства);
    • венчур-центр, деятельность которого связана с подразделениями, от которых ожидают прибыль в будущем.

Возможна и другая классификация  ЦФУ исходя из специфики хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

В основу такого разделения положен  критерий «стратегии бизнеса», т. е. возможность выделения из общей стратегии компании основных направлений, каждое из которых закрепляют за отдельной бизнес-единицей. Бизнес-единица отвечает за успешную реализацию одного из направлений. Важную роль при формировании центров финансового учета играет организация управленческого учета доходов и расходов в каждой бизнес-единице, что позволяет построить учетную политику так, чтобы можно было определить конечный финансовый результат.

Информация о работе Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»