Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа
Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.
Для достижения указанной цели определены задачи:
1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;
2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6
1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17
1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23
1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38
2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38
2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47
2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55
2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно -правовых форм и методов управления налогообложением.
Механизм налогового регулирования в регионе в рамках управления по целям включает:
- определение стратегических
- установление иерархии целей
по срокам достижения и
- выбор оптимального варианта налогового регулирования;
- поэтапное достижение цели.
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.
Современная теория системы налогообложения и в особенности теория классификации налогов решает следующие вопросы:
- о выборе критериев и
- о существенных признаках (критериях) при делении налогов на прямые и косвенные, на общие и специальные и т.д.;
- о статусной, т.е. о макро - и
микросистемной классификации
- о проблеме формирования
- о сфере действия налогов, т.е.
о переложении (перемещении), пропорциональности,
прогрессивности и
По механизму формирования налоги подразделяются два вида - прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, к которым относятся подоходный налог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги), таможенные пошлины. Они полностью переносятся на цену товара, работы или услуги.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с земельным налогом и налогами на другую недвижимость, они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Раньше в финансовой науке при делении налогов на прямые и косвенные применялись три критерия: по платежеспособности, способу обложения и взимания и по признаку переложения. В настоящее время эти критерии для принятия эффективных управленческих решений в области налогообложения недостаточны.
Различия в налогах зависят также от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов может стать признаком классификации налогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль, валовая прибыль, совокупный доход, чистый доход, капитал и т.д.
Различаются налоги и в зависимости от того, кто их взимает и в какой бюджет они поступают, какое целевое назначение имеют. В силу этих причин налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, общие и специальные.7
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствуют развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система налогообложения организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Первый уровень - федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доход физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Эти налоги создают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Это соответствует мировой практике с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество организаций и налогом на имущество физических лиц.
Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.
Современная налоговая система России строится на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории, к которым относятся:
- однократность обложения (один
и тот же объект одного вида
облагается налогом один раз
за определенный законом период
- строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот;
- точная классификация налогов;
- четкое распределение
Система налогообложения Российской Федерации - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.
Налогам присущи одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель. Он может заранее и достаточно точно рассчитать эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации.
В целях определения налогового эффекта как фактора развития инновационной деятельности промышленного предприятия необходимо дать теоретическое обоснование и разработать методику расчета налоговых эффектов, определить условия практического применения в процедуре финансового планирования на предприятии.
Для характеристики понятия налогового эффекта в целом можно использовать следующее определение: налоговый эффект - это приращение экономического результата функционирования предприятия после проведения налоговой оптимизации, выраженного в абсолютных и относительных показателях.
1.3 Ретроспективный анализ
понятия и влияния налогового
бремени на хозяйствующие
Говоря о связи государства и налогообложения, нельзя не сказать о категории налогового бремени (налоговый гнет).
На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов.
Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое бремя как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов.
В зарубежных странах этот показатель варьирует от 52% в Швеции, 30% в США, Турции и Японии, до 5% в Непале. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 40-45% В России, налоговый гнет в 2000 году с учетом поступлений во внебюджетные фонды составил 48%.
Тем не менее, понятие «налог», все более уточняясь в ходе исторического развития научных представлений о сущности налогообложения, в настоящее время означает такой платеж, который связан с государством: во-первых, он устанавливается государством путем издания соответствующего правового акта; во-вторых, это платеж, который производится в пользу государства. Поэтому сейчас вряд ли кто будет утверждать, что, скажем, калым — это налог.8 Но дело даже не в этом: слова и термины могут меняться, но как объективно существующая экономическая категория налог (как бы его ни называли: налог, подать, дань, мыт, оброк и т. п.) всегда представлял собой обязательный платеж, установленный государством в свою пользу. Этим свойством налог обладал с момента своего возникновения, оно не изменилось в настоящее время и не может измениться в будущем, хотя формы и виды налогов, способы их исчисления и уплаты изменялись, изменяются и будут изменяться. Это свойство объективно, оно выражает сущность налога как экономической и правовой категории. И данное свойство не меняется во времени. Поэтому калым, а равно жертвоприношение, церковная десятина, дар, дань, откуп, выкуп и т. п., не являются налогом не потому, что сейчас изменилось значение этого слова, а потому, что налогом они никогда и не были, так как не обладали и не обладают свойством, которое объективно присуще той экономической и правовой категории, которую ныне мы обозначаем термином «налог».9
Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.
Как показал анализ данных 2008 года, проведенный в 15 регионах России на 160 предприятиях с различными формами собственности, осуществляющими деятельность в различных отраслях производства и услуг, в целом налоговое бремя в 1 полугодии 2007 года составило 23,2% (против 25,3% в 2000 году). Самый высокий уровень налоговых платежей в структуре выручки на предприятиях по производству винно-водочных изделий - 50%, поскольку значительную долю в цене этой продукции занимают акцизы. Высок уровень налоговых платежей у строительных предприятий (32,6%), в торговых организациях (39,8%) и транспортных организациях (47,6%). Этот показатель существенно ниже на предприятиях по производству сельскохозяйственной продукции - около 7%. Особенно низок этот показатель на птицеводческих предприятиях - от 3,7 до 7,2% к объему реализации.