Налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.

Для достижения указанной цели определены задачи:

1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;

2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6

1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6

1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17

1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23

1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38

2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38

2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47

2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55

2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Как видно из изложенного, приводимые иногда в средствах массовой информации «грандиозные» показатели налогового бремени 80 - 95% выручки предприятий, изымаемой на налоги, не соответствует действительности. Мифы о «сверхналогообложении» являются постоянным и неизменным аргументом многих «налогоНЕплательщиков», которые оправдывают свои неправомерные действия тем, что «если бы они платили все налоги, то давно бы разорились». Представляется, что современное тяжелое положение отечественной промышленности вызвано в первую очередь не существующей налоговой системой, а общим переходным кризисом производства, кризисом платежей и глобальной структурной перестройкой.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии, показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов.

Известны также и отечественные методики расчета налогового бремени по способу эффективной ставки (отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием), предлагаемому специалистами Центрального экономико-математического института Российской Академии Наук. Эффективная ставка характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. В этой связи Е. Егорова и Ю.Петров вводят понятие налоговой ловушки, представляющей собой ситуацию, при которой доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Принимая предельный уровень эффективной ставки по западным стандартам 35,4%, Е.Егорова и Ю.Петров определили отечественную эффективную ставку в размере 58,9%, что на 15 пунктов выше налоговой ловушки и практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России.

Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги - тем выше экономика. В качестве главного примера такого положения обычно приводят реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 80-х годов глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги - высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.

Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок, в 80-е годы в США резко возрастал дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в 1986 году, в разгар налоговой «рейганомики», составляла всего 3,9% - самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода.

Необходимо отметить, что само по себе снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда.

Кроме того, при низких налогах растут сбережения, и появляется стимул к инвестированию. Но это лишь теория, подтверждения которой более чем относительны. Так, сторонники кардинального снижения налогов любят ссылаться на «скачки роста», которые во многих случаях имели место за каждым сколько-нибудь значительным снижением налогов. После их снижения при Р.Рейгане в начале 80-х, говорят они, последовали семь лет ускоренного экономического роста (с 1983 по 1989 гг.). Но это заблуждение: в течение относительно коротких периодов на темпы роста влияет множество факторов, и здесь в первую очередь следует отметить хронологию цикла деловой активности. На этом основании трудно сделать однозначные выводы о том, в какой мере снижение налогов может способствовать экономическому росту.10

Как считают специалисты, экономический рост доходов в США был обусловлен также тем, что в условиях низкого налогообложения у богатых американцев был существенно ослаблен стимул скрывать свои доходы, которые ими декларируются, что и означало попадание этих ранее скрывавшихся доходов в национальную статистическую отчетность. Таким образом, совсем не просто рассчитать, действительно ли снижение ставок подоходного налога способствовало ускорению экономического роста.

В то же время немногие знают, что, несмотря на общее снижение налоговых ставок, в США параллельно осуществлялось частичное увеличение ставок налогов на капитал и налогов с доходов корпораций. Таким образом, как показывает практика развитых зарубежных стран, снижение налогов само по себе мало способно изменить темпы экономического роста в долгосрочной перспективе.

Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лэффера (Lafier curve), показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюджет. В соответствии с этой кривой снижение ставок до предельной точки налогообложения вызывает прямое снижение поступлений в бюджет. В то же время повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. Представляется, что именно этот аспект следует учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос о влиянии размера налогов на темпы экономического развития, тогда как постановка во главу налогового реформирования непроверенных и спорных положений необоснованно.

 Для характеристики изменения  налоговых поступлений под влиянием  определяющих экономических факторов (валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется такой показатель, как коэффициент эластичности налогов (tax elasticity).

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1%. Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Так, в ФРГ коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен единице. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.

 

1.4 Зарубежный опыт налогового  регулирования

Результаты проводимой в том или ином государстве экономической политики во многом зависят от эффективности регулирования экономических процессов. Поэтому особую значимость приобретают проблемы выбора конкретного механизма налогообложения для той или иной страны, так как ошибки при выборе могут привести к весьма печальным последствиям. Это в полной мере относится и к политике регулирования налоговых отношений в России.

По поводу выбора механизмов регулирования экономики и налогов не только в России, но и на Западе нет единого мнения. Тем более что эффективность использования тех или иных механизмов в различные периоды развития стран неодинакова.

Рассматривая вопросы регулирования налогообложения хозяйственной деятельности в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к опыту правового регулирования налоговых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, чтобы использовать его позитивные моменты в разработке налоговых норм.

Проведем сравнительный анализ регулирования отдельных видов налогов в Германии, Франции и Великобритании.

Великобритания.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка - 17,5%. Взимается с предпринимателей, имеющих оборот свыше 45 тысяч фунтов стерлингов в год. Нулевая ставка установлена на продовольственные товары, печатные издания, лекарства, детскую одежду и обувь, энерго- и водоснабжение для бытовых нужд, а также на некоторые операции с золотом, ценными бумагами, коммунальные платежи, строительство и реконструкцию жилищ, пассажирский транспорт, страховые и некоторые другие услуги.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, сидра, а такаю с игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары: на бензин (за 1 литр) - 0,3314 и 0,2832 ф. ст.; на сигареты - 20% от розничной цены плюс 52,33 ф. ст. за 1000 шт.; на спиртные напитки (за 1 литр чистого спирта) - 19,81 ф. ст.

Подоходный налог. Ставки составляют 20, 25 и 40% (в зависимости от уровня годового дохода). Взимается со всех видов доходов физических лиц-резидентов в форме заработной платы или прибыли. Разрешается вычитать из дохода некоторые виды убытков и необходимые для деятельности расходы; предоставляются скидки отдельным категориям налогоплательщиков. Нерезиденты облагаются налогом с доходов, полученных в Великобритании (за некоторыми исключениями); для них действуют специальные скидки.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка - 33%. Предусмотрены скидки для компаний с прибылью менее 1,25 млн. ф. ст. в год. Малые компании с прибылью, не превышающей 250 тысяч ф. ст. в год, облагаются по ставке в 25%. Взимается со всей прибыли компаний-резидентов (кроме дивидендов и прочих доходов, полученных от других компаний-резидентов). Разрешается вычитать расходы, связанные с бизнесом и ускоренной амортизацией некоторых видов капиталовложений. Особый налоговый режим применяется в отношении инвестиционных, страховых, строительных, промышленных и сберегательных компаний, капиталовложений. С нерезидентов налог взимается с прибыли, полученной от операций в Великобритании.

Налог на прирост капитала. Ставки с физических лиц эквивалентны ставкам подоходного налога (от 20 до 40%), а с компаний - ставкам налога на корпорации (от 25 до 33%). Взимается с физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов, занимающихся коммерческой деятельностью и имеющих представительство в Великобритании, при продаже, обмене или безвозмездной передаче капиталоемких активов. Физические лица-нерезиденты уплачивают налог с переводимой в Великобританию собственности. Компании могут исключить из налогообложения убытки в течение года или отчетного периода.

Налог на регистрацию автомобилей. Ставка налога при регистрации легкового автомобиля составляет 130 ф. ст. в год.

Налог на имущество. Взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества, включая землю; ставка налога различная по графствам и городам.

Предпринимательские налоги. В Шотландии и Северной Ирландии взимаются со всего имущества, за исключением сельскохозяйственных участков и строений; в Англии и Уэльсе - с арендаторов земельных участков и строений, принадлежащих нерезидентам и используемых в предпринимательских целях. Ставки налогов ежегодно меняются в зависимости от потребности местного бюджета.

Германия.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка - 16%, сниженная - 7% (на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское оборудование, печатные издания, пассажирский транспорт и отдельные другие услуги общественного назначения). Исключаются из налогообложения услуги почты, банков, страховых компаний, некоторых социальных и культурных учреждений, а также деятельность малых предприятий (с оборотом до 25 евро в год) и предприятий сельского и лесного хозяйства.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, минеральной воды, кофе, а также со страховых операций, зрелищных мероприятий и игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары: на бензин (за 1000 литров) - 980 и 1080 евро в зависимости от содержания свинца; на сигареты - 24,8% с розничной цены плюс 8,3 пфеннига за штуку; на спиртные напитки (за 1 гл чистого спирта) - 2550 немецких марок; на растворимый кофе (за 1 кг) - 9,35 евро.

Подоходный налог. Взимается с физических лиц по прогрессивной шкале: минимальная ставка 19% (при годовом доходе до 8153 евро), максимальная - 53% (с дохода свыше 120 тысяч евро). Устанавливается ежегодно растущий необлагаемый налогом уровень доходов. Резиденты уплачивают налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности в Германии и за рубежом. Из суммы налога вычитаются убытки и отдельные виды расходов; предусмотрены льготы на детей и возраст налогоплательщика, в случае болезни и прочее. В отношении нерезидентов налог взимается лишь с предпринимательского дохода в Германии; действует особый режим ставок, вычетов и скидок. Разновидность подоходного налога - налог на заработную плату. Ставки аналогичные ставкам подоходного налога. Взимается с наемных работников в Германии, в том числе с нерезидентов, но по особым правилам.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка - 45%, для некоторых категорий предприятий - 42%, на распределяемую в виде дивидендов прибыль - 30% (дивиденды включаются в доходы акционеров и облагаются подоходным налогом). С акционерных компаний и других юридических лиц, зарегистрированных в Германии, налог взимается с прибыли, полученной в Германии и за рубежом; с иностранных компаний - с прибыли, полученной лишь из германских источников. Исключаются из налогообложения сельскохозяйственные кооперативы и ряд других организаций. Из налогооблагаемой суммы могут вычитаться убытки и некоторые виды расходов.

Информация о работе Налоговое регулирование