Налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.

Для достижения указанной цели определены задачи:

1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;

2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6

1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6

1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17

1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23

1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38

2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38

2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47

2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55

2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, республики, входящие в Федерацию, области и т.д.) и муниципалитеты (города, районы и т.д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправления - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности по ним. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики региона в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

- соотношение прямых и косвенных  налогов;

- применение прогрессивных ставок  налогообложения и степень их  прогрессии или преобладание  пропорциональных ставок;

- дискретность или непрерывность  налогообложения;

- широта применения налоговых  льгот, их характер и цели;

- использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая  направленность;

- степень единообразия налогообложения  для различного рода доходов и налогоплательщиков;

- методы формирования налоговой  базы.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Проведение государственной политики регулирования доходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота.

Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу должны основываться на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям государства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

Министерство финансов РФ сформулировало стратегическую цель - формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы страны. Стимулирование экономического роста может осуществляться в отраслевом и региональном аспектах. Наполнение консолидированных региональных бюджетов происходит за счет как собственных доходов (скажем, региональных и местных налогов), так и средств вышестоящих бюджетов.  На региональном и местном уровнях законодательная  власть (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ) может устанавливать конкретные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Региональные налоги устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы, форму отчетности по каждому региональному налогу.

К региональным налогам относятся такие налоги, как транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес. Рассмотрим  характеристики  региональных налогов.

Налог на игорный бизнес. С 01 июля 2009 года в России прекратили действовать игорные заведения, не имеющие разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ объекты обложения налогом на игорный бизнес (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы), зарегистрированные в указанных выше игорных заведениях, подлежат снятию с регистрации по решению налогового органа без заявления налогоплательщика.12 В соответсвии с Постановлением Новгородской областной Думы от 23.01.2008 N 497-ОД установлены ставки на игорный бизнес.13

Транспортный налог. Общие принципы обложения транспортным налогом  изложены в главе 28 НК РФ.

Областным законом о транспортном налоге, принятым Постановлением Новгородской областной Думы  от 24.09.2008 №769-ОД определены ставки, порядок и сроки  уплаты, а также предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.14

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (см. Приложение 1).

Статьей 4 Областного закона Новгородской области предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

1. От уплаты налога освобождаются:

- организации, осуществляющие эксплуатацию  автомобильных дорог общего пользования  и осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный и текущий  ремонт автомобильных дорог. Льгота  предоставляется в части грузовых  автомобилей и специальной дорожной техники;

- организации системы здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление  медицинской деятельности;

- организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством  сельскохозяйственной продукции;

- общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

- инвалиды, инвалиды Великой Отечественной  войны и участники Великой  Отечественной войны;

- религиозные организации;

- организации, имеющие специализированные транспортные средства, предназначенные для тушения пожаров. Льгота предоставляется в части специализированных транспортных средств, предназначенных для тушения пожаров;

- учреждения начального профессионального  образования, государственные и  муниципальные автономные учреждения.

2. Пенсионеры, получающие трудовую  пенсию по старости в соответствии  с федеральным законодательством, - владельцы легковых автомобилей  с мощностью двигателя до 100 л. с. - уплачивают налог в размере 50 процентов от установленной  ставки.

3. Организации, осуществляющие деятельность  автомобильного (автобусного) пассажирского  транспорта, подчиняющегося расписанию (кроме маршрутных такси), осуществляющие  перевозку пассажиров и багажа, уплачивают налог в размере 50 процентов от установленной ставки. 4. Организации, комплектующие автоколонны войскового типа, а также организации, поставляющие автотранспорт в автоколонны войскового типа, - уплачивают налог в размере 30 процентов от установленной ставки.

Структура начислений транспортного налога по юридическим и физическим лицам за 2008 - 2010 гг. на примере данных УФНС по Новгородской области, представлена в таблице 2.3, 2.4.

Таблица 2.3

Структура начислений транспортного налога за 2008-2010г.г.

Показатель

Юридические лица

2010 г. к 2008 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

+/-

%

Количество транспортных средств, единиц

30303

28025

29032

-1271

96

Количество транспортных средств, по которым начислен налог, единиц

23228

22084

22987

-241

100,1

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.

127163

126688

126877

-286

100,7

Сумма налога непоступившая в связи с предоставлением льгот,

тыс. руб.

36524

33277

25875

+2597

71


 

Так же представлена  структура начислений транспортного налога по физическим лицам за 2008-2010 г.г.

 

 

 

Таблица 2.4

Структура начислений транспортного налога за 2008-2010г.г.

Показатель

Физические лица

2010 г. к 2008 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

+/-

%

Количество транспортных средств, единиц

110461

166960

187955

+77494

170,1

Количество транспортных средств, по которым начислен налог, единиц

158985

160234

175698

+16713

110,5

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.

321541

369862

389958

+68417

121,3

Сумма налога недопоступившая в связи с предоставлением льгот,

тыс. руб.

14569

14952

15623

+1054

107,2


 

Из данных таблицы 2.2, 2.3 видно, что по юридическим лицам за три года количество транспортных средств уменьшилось на 1271 единиц, что в 2010 г. составляет 96% по отношению к 2008 г. Количество транспортных средств, по которым начислен налога к уплате уменьшилось на 241 единицу, что составляет 100,1 % .Данные отклонения обусловлены закрытием организаций, а также в связи с вводом в базу данных сведений, поступивших от ГИБДД и от органов Гостехнадзора. По физическим лицам наблюдается положительная динамика роста данных показателей. В 2010 г. количество транспортных средств увеличилось по сравнению к 2008 г. на 77494 единиц, что составляет 170,1 % . Количество транспортных средств, по которым начислен  налог к уплате увеличилось на 16713 единиц, что составляет 110,5 %. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по юридическим лицам в 2010  уменьшилась по отношению к 2008 г.,   по физическим лицам в 2010 г. значительно увеличилась по отношению к 2008 г. По юридическим лицам уменьшилась на 286 тыс. руб.(100,7%) , по физическим на 68417 тыс. руб.(121,3%). Данное увеличение произошло по причине увеличения налоговых ставок в 2009 году на транспортные средства, а так же увеличением объектов налогообложения, Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по транспортному налогу в 2010 г. по отношению к 2008 г. по юридическим лицам увеличилась на 2597 тыс. руб.(71%), по физическим лицам на 1054 тыс. руб.(107,2%). Данное увеличение обусловлено увеличением налоговых ставок, порядка изменения налоговых льгот налогоплательщикам. Таким образом, наблюдается положительная динамика роста транспортного налога, что говорит об эффективности деятельности Межрайонных ИФНС России по Новгородской области.

Налог на имущество организаций. В главе 30 НК РФ изложены общие принципы налогообложения данным налогом.

Поступления от налога на имущество организаций полностью зачисляются в региональные бюджеты, часть их в соответствии с законом субъекта РФ может направляться в местные бюджеты. В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций было бы целесообразно рассмотреть вопрос о возврате к прежнему порядку уплаты налога, т.е. по месту нахождения имущества, а также четко определить критерии отнесения имущества к движимому и недвижимому при уплате данного налога.15

Областным законом о налоге на имущество организаций, принятым  Постановлением Новгородской областной Думы от 24.09.2008 №760-ОД определены ставки, порядок и сроки  уплаты, а также предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговая ставка налога  устанавливается в размере 2,2 процента от стоимости имущества.16

На основании Постановления Новгородской области от 24.09.2008 №760-ОД предусмотрены льготы для организаций.

 

 

 

Таблица 2.5

Структура начислений налога на имущество организаций.

Показатели

Значения показателей

2010 г. к 2008 г.

 

 

2009

2010

+/-

%

1. Налоговая база

47 617 699

55 732 440

+8114741

117

2. Сумма налога, исчисленная  к уплате в бюджет

1 047 587

1 226 112

+178525

117

3. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот - всего (030=040+050), в том числе:

1 608 450

2 120 962

 

 

 

+512512

 

 

 

132,1

по льготам, установленным ст. 381 НК РФ, по льготам, предоставляемым в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации и в соответствии с п.7 ст.346.35 НК РФ инвесторам по СРП

1 102 915

1 485 116

 

 

 

+382201

 

 

 

135,1

по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст. 372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ

505 535

635 846

 

 

+130311

 

 

126,1

4. Контрольная сумма

51 882 186

61 200 476

+9318290

118,1

Информация о работе Налоговое регулирование