Налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.

Для достижения указанной цели определены задачи:

1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;

2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6

1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6

1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17

1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23

1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38

2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38

2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47

2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55

2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Промысловый налог. Взимается с прибыли и оборотного капитала юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Базовые ставки для компаний с ограниченной ответственностью: с прибыли - 5%, с капитала - 2 % (сверх необлагаемого минимума соответственно в 48 и 120 тысяч евро). Базовые ставки могут быть увеличены муниципалитетами в 3 раза.

Поземельный налог. Взимается с земельных участков физических и юридических лиц; если участки используются в предпринимательских целях, разрешается вычитать связанные с этим расходы. Базовые ставки от 0,26 до 0,6% могут быть увеличены муниципалитетами. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается налог в размере 2% от покупной цены.

Налог на имущество. Ставка для физических лиц - 1%, а для юридических лиц - 0,6% (льготные ставки в сельском и лесном хозяйстве). Необлагаемый минимум - 120 и 20 тысяч евро соответственно. Распространяется на имущество нерезидентов, находящееся в Германии.

Автотранспортный налог. Взимается с владельцев автомобилей, в том числе зарегистрированных за рубежом. Размер налога зависит от объема цилиндров двигателя легкового или общего веса грузового автомобиля. Ставка налога для легковых автомобилей - 13,2 евро плюс 21,6 евро за каждые 100 см3.

Франция.

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка составляла 20,6%; сниженная - 5,5% (на ряд сельскохозяйственных продуктов, продовольствие, медикаменты, медицинское оборудование, книги, грузовые и пассажирские перевозки, культурно-зрелищные мероприятия, гостиничные услуги). Освобождены от уплаты налога предприятия с оборотом до 70 тыс. Евро в год, а также банковская, финансовая, частная преподавательская и врачебная деятельность, сельское хозяйство и рыболовство.

Акцизы. Взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных, зерновых, сахара и кондитерских изделий, спичек, зажигалок, драгоценных металлов, ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, а также со страховых и биржевых операций, телевизионной рекламы, зрелищных мероприятий и игорного бизнеса. Ставки акцизов на некоторые товары и услуги: на бензин (за 1 гл) - 347,41 евро, на вино (за 1 гл чистого спирта) - от 350 до 9060 евро; на сигареты - 58,7% от розничной цены; на подсолнечное масло (за 1 т) - 22,5 евро; на телерекламу - от 10 до 420 евро в зависимости от стоимости объявления.

Подоходный налог. Обложение по прогрессивной шкале: ставки от 0 до 58% (при доходе свыше 246,8 тыс. евро). Взимается с физических лиц-резидентов (включая участников партнерств, не облагаемых корпоративным налогом) со всех доходов, в том числе и из иностранных источников. Предусмотрены вычеты убытков за пять прошлых лет, целевые льготы, а также льготы для низкооплачиваемых, пожилых людей, инвалидов и др. Нерезиденты уплачивают налог с доходов во Франции.

В дополнение к подоходному налогу с физических лиц-резидентов взимается социальный сбор в размере 2,4%.

Налог на прибыль корпораций. Стандартная ставка 33%; сниженные ставки 10-24% (с доходов от земельных участков и сельскохозяйственных ферм). Взимается с компаний, некоторых государственных предприятий, занимающихся промышленной или торговой деятельностью, а также ассоциаций и партнерств, не освобожденных от уплаты данного налога. Резиденты и нерезиденты уплачивают налог с прибыли от бизнеса во Франции. Освобождаются при определенных обстоятельствах региональные и иные местные организации, сельскохозяйственные кооперативы, инвестиционные компании и некоторые другие. Убытки могут быть учтены за период в пять лет.

Регистрационный налог. Взимается при оформлении документов, в частности при передаче прав собственности на имущество, создании компании, увеличении ее капитала, слиянии. Ставки: при передаче прав собственности - от 13,4 до 15,4%, при создании компании - 1,0 при передаче доли участия - от 1,0 до 4,8%. В отдельных случаях применяется также фиксированный регистрационный налог в размере 500 евро.

Налог на аренду. Взимается с операций по сдаче в наем здания (при годовой стоимости аренды свыше 12 тыс. евро в год). Стандартная ставка-2,5%.

Налог на здания, принадлежащие иностранным фирмам. Взимается с иностранных фирм, владеющих недвижимостью во Франции, за исключением тех, чей головной офис находится в этой стране. Ставка составляет 3% от рыночной стоимости.

Налог на автомобили компаний. Взимается с автомобилей, принадлежащих или используемых компаниями (за исключением автомобилей, являющихся объектом их деятельности, и автомобилей старше 10 лет). Ставки в зависимости от мощности двигателя 5,8 и 12,9 тыс. евро.

Специальный налог на некоторые средства автотранспорта. Взимается с автомобилей общим весом свыше 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля: ежеквартальные - от 50 до 3,6 тыс. евро и ежедневные - 1/25 соответствующей квартальной ставки (в определенных случаях ставки повышаются или снижаются). При международных перевозках налог взимается на таможне с автомобилей, зарегистрированных за границей (практикуется освобождение от уплаты налога на основе взаимности в рамках международных соглашений).

До настоящего времени менее успешными оказались попытки гармонизировать прямое налогообложение. Механизмы взимания налогов на прибыль компаний и ставки налогов до сих пор сильно различаются в странах ЕС, хотя и наметилась тенденция сближения ставок на более низком, чем в 80-х-начале 90-х гг., уровне. Индивидуальное подоходное налогообложение пока остается полностью в компетенции национальных государств. Вопрос гармонизации налогообложения доходов от сбережений и ценных бумаг находится в настоящее время на стадии обсуждения и принятия решений в институтах Европейского союза.

Осуществление практической политики ЕС по гармонизации налогообложения в странах-участницах Европейского союза позволяет сформулировать  ряд уроков, вытекающих из опыта такой политики:

- на современном этапе развития  Европейского союза целью органов  ЕС является не форсированный переход к единой налоговой системе, а сближение национальных систем налогообложения, подчинение векторов их эволюции целям углубления экономической интеграции в регионе;

- налоговую гармонизацию в рамках  интеграционного объединения следует рассматривать как долгосрочный процесс, причем активизация этого процесса в ЕС соответствовала этапам формирования единого внутреннего рынка и создания экономического и валютного союза стран-участниц;

- государства-члены интеграционного  объединения могут быть в разной степени готовы к конвергенции налоговых систем (по критерию величины издержек адаптации к требованиям налоговой гармонизации нами условно были выделены в рамках ЕС две группы государств); фактором, препятствующим сближению налоговых систем, может быть различная степень социально-экономического развития стран, участвующих в интеграции;

- первоочередным объектом налоговой  гармонизации выступает сближение  косвенного налогообложения; конвергенция  прямого налогообложения сталкивается, зачастую, с более сложными проблемами;

- конкретным инструментом налоговой  гармонизации может являться  унификация определения базы  налогообложения, механизмов расчета  и взимания налоговых платежей, а также установление минимально  и максимально допустимого уровня  налоговых ставок (в случае неготовности государств по объективным или субъективным причинам идти на установление единых налоговых ставок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ

 

2.1 Анализ налоговой нагрузки  на хозяйствующие субъекты

 Налоговая нагрузка представляет  собой долю уплачиваемых организацией  налогов, приходящуюся на его  выручку.

О непомерно высоких налогах заявления звучат довольно часто. Реже пытаются численно определить тяжесть налогового бремени. По некоторым данным, налоги в России составляют 30 – 32 % валового внутреннего продукта, по данным МНС РФ — около 25 %, а предприниматель сетует, что в налоги уходит от 70 до 90 копеек с рубля дохода. Чтобы разобраться в значении этих показателей нужна специальная подготовка.

Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. К ним относится, в частности, квалифицированная организация дел по уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций. Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает размер налоговых обязательств.

Налоговое планирование является важным направлением оптимизации налоговых обязательств. Можно выделить общие и специальные способы налогового планирования. Общие способы распространяются на все юридические лица. К ним относятся:

- определение места государственной  регистрации юридического лица;

- выбор системы налогообложения (табл. 1);

- установление организационно-правовой  формы хозяйствования;

- разработка учетной политики  для целей налогообложения;

- использование льгот и освобождений.

Таблица 2.1

Системы налогообложения в Российской Федерации

 

 
 
 
Общая система   
налогообложения

Специальные налоговые режимы            

 
Упрощенная    
система     
налогообложения

Система     
налогообложения 
в виде ЕНВД для 
определенных  
видов      
деятельности

 
Система        
налогообложения для  
сельскохозяйственных 
товаропроизводителей

Налог на           
добавленную        
стоимость.         
Единый социальный  
налог.             
Налог на прибыль.  
Налог на имущество 
организаций      

Единый налог.    
Страховые взносы 
в Пенсионный     
фонд РФ        

Единый налог на 
вмененный       
доход.          
Страховые       
взносы в        
Пенсионный фонд 
РФ            

Единый                
сельскохозяйственный  
налог.                
Страховые взносы в    
Пенсионный фонд РФ  

Акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог,        
государственная пошлина, налог на пользование водными биологическими   
ресурсами и объектами животного мира, транспортный налог, земельный налог


 

 Налоговая нагрузка на экономику  — это доля налогов в ВВП. Этот показатель не сложен  в определении — это отношение величины всех поступивших в государственную казну налогов к ВВП. Экономический смысл его в том, что он показывает, какая часть ВВП перераспределяется с помощью налогов.

В научной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также “определение интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов”. В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях народного хозяйства.

При этом нужно определить, как изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность. Рассмотрим несколько методик оценки налогового бремени и подробнее остановимся на некоторых из них, рассчитаем показатель налоговой нагрузки для конкретного предприятия и сравним методики.

1. Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени, по этой методике, принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данным за 2009 г. уровень налоговых платежей у строительных предприятий составил 29,1 - 32,6 %, у торговых организаций — 27,2 - 39,8 %, у транспортных организаций — 28,5 - 47,6 %. Соглашаясь с тем, что этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, отметим, что он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа, нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

2. Вторую методику предлагает М.Н.Крейнина. В основе этого подхода — сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Данный подход также отрицает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, т.к. уменьшают прибыль и, соответственно, сумму налога на прибыль. Аргументируется это тем, что за снижение прибыли “расплачивается” как само предприятие, получая меньше свободных средств, так и бюджет, получающий меньшие суммы налога.

Информация о работе Налоговое регулирование