Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа
Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.
Значительное влияние
В России налоговые льготы для физических
лиц также рассматриваются как
элемент создания благоприятной
налоговой среды для развития
ипотечного жилищного кредитования
и кредитования жилищного строительства.
В Концепции развития системы
ипотечного жилищного кредитования
в РФ отмечается: Наличие налоговых
льгот, связанных с ипотечным
жилищным кредитованием, является действенным
экономическим фактором, стимулирующим
со стороны государства развитие
первичного ипотечного рынка. Они позволяют
существенно увеличить
Влияние налогообложения на прочие виды кредитов менее значимо. В России отсутствуют налоговые рычаги стимулирования потребительского кредитования, хотя и в зарубежных странах данная льгота не получила столь широкого распространения, как налоговый вычет по ипотечному кредитованию. Проценты по потребительским кредитам полностью освобождаются от налога в Голландии, Дании, Ирландии и Финляндии; в определенных пределах – в Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В то же время льготы по потребительскому кредитованию отсутствуют в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии и ряде других стран.
Вместе с тем в отношении
потребительского кредитования не действуют
и некоторые регулирующие меры. Так,
из-под налогообложения
Предварительно принятое федеральным
правительством решение о замораживании
ставки налога на добавленную стоимость
на уровне 18%, думается, принципиально
неверно. Оно, в частности, обессмысливает
прошлогоднее правительственное решение
о снижении этой ставки с 20% до названного
уровня в качестве первого шага,
за которым должен был последовать
второй-дальнейшее ее двух-трехпроцентное
уменьшение, нацеливаемое на стимулирование
развития экономики. Понятно, что ослабление
зависимости народного
Например в Италии налог на добавленную стоимость взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять: льготная – 2%, основная – 9%, две повышенные – 18% и 38%, а также нулевая, которая применяется к экспорту товаров и услуг.
Льготная ставка 2% применяется к товарам первой необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания), а также газетам, журналам. По основной ставке 9% облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных. Продукты питания и спиртные напитки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 18%. Самая высокая ставка применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины. [1, с. 41]
Что касается предлагаемых ныне иных,
нежели снижение ставки НДС, путей ослабления
налоговой нагрузки на экономику, то
они, во-первых, находятся в русле
интересов хозяйствующих
Так, предлагается уменьшить налоговую нагрузку на экономику путем вычета входного НДС по капитальному строительству по схеме, применяемой к основному производству, т.е. в режиме реального времени, а не после ввода оборудования в эксплуатацию. Решение вроде бы разумное, однако его реализация: а) вряд ли в конечном счете снизит налоговую нагрузку на хозяйствующих субъектов (ибо им предлагается вернуть их же деньги, но лишь несколько раньше, чем это происходит сегодня); б) способна создать еще один канал занижения налоговой базы и ухода от налогообложения; в) чревата вышеупомянутым усложнением администрирования.
Не все так просто и с намечаемыми
на 2006 г. однозначно прогрессивными, на
первый взгляд, нововведениями, касающимися
налога на прибыль; речь идет о задействовании
амортизационной премии, беспрепятственном
переносе убытков на будущее и
полном учете затрат на НИОКР в
издержках производства. «Интрига»
в том, что основная доля данного
налога поступает в бюджеты субъектов
РФ, и обеспечить более или менее
равноценное возмещение этим бюджетам
доходов, выпадающих в связи с
названными новациями, в нынешних условиях
практически невозможно. Показательная
аналогия здесь – печальный опыт
с возмещением региональным бюджетам
доходов, выпавших вследствие отмены с
2003 г. налогов, являвшихся источниками
финансирования дорожных фондов: до сих
пор проблема финансового обеспечения
дорожного строительства в
Одна из предлагаемых ныне мер –
отмена НДС как такового и введение
вместо него налога с продаж – вообще
неприемлема с экономической
и политической точек зрения. Для
полной компенсации потерь бюджета
в связи с отменой НДС
Как уже отмечалось, администрирование НДС сегодня заключает многие проблемы; конкретнее говоря, при его нынешнем уровне данный налог через три – четыре года может фактически исчезнуть и без замены его налогом с продаж. Так, вычеты НДС по внутренним операциям за последние четыре года выросли в 2,4 раза при увеличении соответствующих начисленных сумм лишь вдвое; в 2005 г. они достигнут 6 трлн. руб., составив 85,1% к начисленной сумме (соответствующий показатель 2001 г. – 79,5%). Возмещение НДС по экспортным операциям увеличилось в 2004 г. по сравнению с 2000 г. более чем втрое при росте самого экспорта лишь в 1,9 раза и достигло в прошлом году 325 млрд. руб.; в бюджете-2005 такое возмещение заложено в сумме 344 млрд. руб.
Подобное абсурдное положение
складывается в результате задействуемых
ныне алгоритмов возмещения не внесенных
в бюджет сумм НДС (в объеме сотен
миллиардов рублей); данные алгоритмы,
позволяют хозяйствующим
Отличием налоговой системы Германии является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% – второе место после подоходного налога и служит регулирующим источником. Его общая ставка – 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль – 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам – 36%. [6, с. 32]
О завершении налоговой реформы
не может быть и речи до устранения
легитимных механизмов существенного
занижения хозяйствующими субъектами
налоговой базы, соответственно –
налоговых обязательств. Одним из
таких механизмов, по мнению контролирующих
органов, является трансфертное ценообразование,
применяемое в различной
Отрицать подобные негативные факты
и тенденции нелепо, однако хотелось
бы сразу подчеркнуть, что, во-первых,
проблема занижения крупным бизнесом
отпускных цен посредством
Думается, борьба с занижением отпускных
цен производителей, в том числе
путем использования
Работа по уточнению определения «взаимозависимых лиц», наверное, принесет определенные позитивные плоды, но способна ли она обеспечить резкое продвижение в решении проблемы занижения цен и налогов? Ясно, что прописать в Кодексе все возможные случаи «взаимозависимости» не удастся, а значит, многие коллизии на сей счет придется решать с помощью судебных инстанций, что не может не усложнять взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Да и как суды будут определять степень взаимозависимости партнеров, если не все ее критерии исчерпывающе прописаны в Кодексе?
Но и в случае предельно четкого
определения «
В настоящее время отсутствуют
и законодательно регламентированные
методика определения рыночных цен,
и перечень источников информации о
последних применительно к