Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкость налогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной роли финансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.

Содержание

Введение.


Теоретические основы финансов……………………………………………….4
Понятие и функции финансов…………………………………………11
Роль и значение финансов в экономике государства………………..16
Анализ и оценка финансового положения Республики Казахстан…………..18
2.1 Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан..19
2.2 Темпы роста государственных расходов………………………………22
2.3 Метод сбалансированного бюджета……………………………………24
2.4 Проблема межбюджетных отношении…………………………………34
3. Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………..52
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсов эля.docx

— 1,002.20 Кб (Скачать файл)

1.2. Роль и значение финансов в экономике государства.

 

Реализация целей и  задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов  формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного  определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным  элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения  и проявления в соответствующих  финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом  распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в  рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов - на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РК и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер-ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций - доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок  их организации, т. е. установление механизма  аккумуляции, перераспределения и  использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных  отношений используются различные  формы расходов бюджетов, формы поступления  средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

 

2.Анализы и оценка финансового положения Республики Казахстана.

 

Анализ финансового состояния  предприятия по данным бухгалтерской  отчетности может быть выполнен с  различной степенью детализации  в зависимости от поставленных целей. 
В прежней методике анализа решающую роль играли сравнения различных статей и итогов групп и разделов баланса с их нормативными величинами, изучение причин отклонений от нормативов, изучения влияния этих отклонений на устойчивость финансового положения предприятия. 
Одной из важнейших особенностей новой финансовой отчетности является отсутствие  в ней плановых показателей и нормативов. 
В условиях  рынка финансовое планирование утрачивает черты централизованного административного целеполагания, извне задающего предприятия множества параметров его деятельности. Использование  нормативов  в финансовой деятельности становится делом выбора самого предприятия, поэтому информация о нормативах переходит в область коммерческой тайны. Анализ отклонений от планируемых предприятием нормативов соответственно становится частью внутреннего анализа. 
Анализ финансового положения, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа  проводимого за пределами предприятия  его заинтересованными контрагентами. 
Методика внешнего анализа финансового положения представляет большой интерес для каждого предприятия не только для целей оценки потенциальных терминов, но и собственной самооценки, осуществляемой с точки зрения внешних пользователей финансовой отчетности. 
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения финансовой отчетности. Можно выделить среди них шесть основных методов:

  1. горизонтальный анализ;
  2. вертикальный анализ;
  3. трендовый анализ;
  4. сравнительный анализ;
  5. факторный анализ;

Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Он позволяет определить абсолютные  и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом. 
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам. 
Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. Поэтому нередко строят  таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. 
Трендовый анализ базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100 %. Иными словами, трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. 
Сравнительный анализ это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей  отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. 
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

2.1 Основные макроэкономические  показатели Республики Казахстан.  

Основные  макроэкономические показатели Республики Казахстан (в % к предыдущему году) 

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

Валовой внутренний продукт

91,8

100,5

101,7

98,1

102,7

109,8

113,5

109,8

109,3

109,6

109,7

110,7

108,9

103,3

101,2

107,0

 

Продукция промышленности

92

100,3

104

98

103

116

114

110

109

110

105

107

105

102

101,7

110,0

 

Продукция сельского  хозяйства

76

95

99,2

81

128

96

117

103

101

99,5

107

106

109

94

113,8

88,3

 

Инвестиции в  основной капитал

57

60

112

142

133

149

145

111

117

123

134

111

114

105

102,1

99,5

 

Перевозки грузов

73

104

105

98

101

145

113

113

109

109

104

106

105

103

97,2

115,7

 

Оборот розничной  торговли

104,8

136,5

132,1

119,1

102,3

107,1

115,7

108,2

109,8

118,2

113,5

115,0

110,7

103,1

97,3

112,3

 

Индексы цен производителей промышленных товаров

240

124

116

100,8

119

138

100,3

100,3

109

117

124

118

112

137

78,0

125,2

 

Индексы потребительских  цен

276

139

117

107

108

113

108

106

106

107

108

109

111

117

107,3

107,1

 

Экспорт в страны Содружества

154

110

94

71

72

155

113

83

136

137

99,3

137

143

139

61,49

117,1

 

Экспорт в другие страны

174

115

129

92

135

148

93

125

133  

161

149

137

122

151

60,53

140,8

 

Импорт из стран  Содружества

122

111

79

88

78

170

121

92

129

156

133

136

132

120

69,04

112,9

 

Импорт из других стран

83

112

152

115

91

113

136

113

126  

149

138

137

144

112

80,06

98,8

 

 

        
                      
   
Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан в 2011 г. (в % к соответствующему периоду предыдущего года)   

 

 

Январь-Март 
 
January-March

Январь-Июнь 
 
January-June

Январь-Сентябрь 
 
January-September

 

Валовой внутренний продукт

106,6

     

Продукция промышленности

106,0

     

Продукция сельского  хозяйства

101,8

     

Инвестиции в  основной капитал

107,4

     

Перевозки грузов

119,6

     

Оборот розничной  торговли

111,9

     

Индексы цен производителей промышленной продукции

123,0

     

Индексы потребительских  цен

108,5

     

Экспорт в страны Содружества

169,51

     

Экспорт в другие страны

130,79

     

Импорт из стран  Содружества

142,93

     

Импорт из других стран

110,05

     

 

 

Основные  макроэкономические показатели Республики Казахстан в 2011 г. 

 

Январь 
 
January

Февраль 
 
February

Март 
 
March

Апрель 
 
April

Май 
 
May

Июнь 
 
June

Июль 
 
July

Август 
 
August

Сентябрь 
 
September

Октябрь 
 
October

Ноябрь 
 
November

Декабрь 
 
December

 

Продукция промышленности, 
в % к предыдущему месяцу

85,1

98,7

114,1

99,8

99,5

               

Инвестиции в   основной капитал, 
в % к предыдущему месяцу

104,3

116,5

125,6

113,8

114,8

               

Перевозки  грузов железнодорожным транспортом 1) ,* 
в % к предыдущему месяцу

113,4

92,9

108,4

95,0

96,9

               

Оборот розничной  торговли, 
в % к предыдущему месяцу

75,1

92,2

108,3

99,7

105,5

               

Индексы цен производителей промышленных товаров, 
в % к предыдущему месяцу

104,8

103,2

104,2

104,8

105,7

               

Индексы потребительских  цен, 
в % к предыдущему месяцу

101,7

101,5

100,5

100,5

100,5

               

Численность безработных 
(на конец месяца, 1000 человек)

44

52

54

62

66

               

Экспорт, млн. долларов США

4229,9

7326,4

6750,5

8622,5

...

               

Импорт, млн. долларов США

1791,4

2040,8

2913,1

2906,6

...

               

Курс национальной валюты, тенге 
за 1 российский  рубль (на конец месяца)

4,95

5,05 

5,1

5,34

5,18

5,22

             

Курс национальной валюты, тенге 
за 1 доллар США (на конец месяца)

146,83

146,00

145,7

145,54

145,3

146,25

             

Курс национальной валюты, тенге 
за 1 Евро (на конец месяца)

201,20

201,52

205,42

216,17

207,60

210,29

             

 

2.2.Темпы роста государственных расходов.

 

Рисунок 12 - Изменение  доли расходов по категориям в общем  объеме

расходов республиканского бюджета

 

Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны  государства над стратегическими  отраслями экономики, направленного  на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное  их развитие.

 

Рисунок 13 - Темпы  роста государственных расходов и ВВП,

% к предыдущему  году

В 2007 – 2008 годах увеличение уставных капиталов государственных  холдингов и компаний направлено на формирование их финансовой базы для  дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.

Увеличение уставного  капитала АО «Национальный холдинг  «КазАгро» направлено на реализацию ряда проектов по:

  • созданию откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;
  • строительству заводов по производству биодизеля и биоэтанола;

строительству оптового рынка  сельскохозяйственной продукции в  г. Астане и др.

За счет увеличения уставного  капитала АО «Национальный научно-технологический  холдинг «Самгау»:

  • будет увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением комплексной экспертизы;
  • дополнительные средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг государственных органов в рамках Государственной программы формирования «электронного правительства».
  • Доля расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году- 20,3 %, в 2009 году – 19,2 %, в 2010 году – 18 %.

Исходя из утвержденных Законом  Республики Казахстан «О гарантированном  трансферте из Национального фонда  Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы»  размеров гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического  прогноза и прогноза государственных  расходов по программам развития, определен  прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.

Информация о работе Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана