Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкость налогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной роли финансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.

Содержание

Введение.


Теоретические основы финансов……………………………………………….4
Понятие и функции финансов…………………………………………11
Роль и значение финансов в экономике государства………………..16
Анализ и оценка финансового положения Республики Казахстан…………..18
2.1 Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан..19
2.2 Темпы роста государственных расходов………………………………22
2.3 Метод сбалансированного бюджета……………………………………24
2.4 Проблема межбюджетных отношении…………………………………34
3. Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………..52
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсов эля.docx

— 1,002.20 Кб (Скачать файл)

Будут приняты меры по установлению оптимального размера дефицита республиканского бюджета исходя из уровня правительственного долга в процентном отношении  к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Предусматривается: сокращение доли внешних займов и увеличение доли внутренних займов в структуре  и общем объеме финансирования дефицита республиканского бюджета; проведение работы по осуществлению рационального  и эффективного правительственного заимствования в пределах допустимых критериев экономической безопасности республики с учетом достигнутого уровня стоимости правительственного заимствования  и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам за счет внешних  займов. Будут приняты меры по совершенствованию  законодательной базы по государственным  закупкам.

 Тенденции  дальнейшего развития инвестиционной  и внешнеторговой политики Казахстана

Принят новый Закон "Об инвестициях", направленный на создание равных условий для иностранных  и отечественных инвесторов, совершенствование  системы государственной поддержки  инвестиций, в том числе упрощение  и обеспечение транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.

Вместе с тем сохраняются  следующие проблемы в области  инвестиционной политики: низкий уровень  инвестиций в обрабатывающие отрасли  экономики; недостаточная эффективность  институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные для обеспечения  устойчивости развития страны отрасли  экономики; отсутствие целостной структурно - институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.

Цели инвестиционной политики: Дальнейшее улучшение инвестиционного  климата, достижение высокого уровня привлечения  инвестиций в экономику и эффективности  их использования, увеличение объемов  инвестиций в приоритетные секторы экономики.

Пути решения. Реализация государственной инвестиционной политики в предстоящем периоде будет  осуществляться в соответствии со Стратегией индустриально - инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной  агропродовольственной программой Республики Казахстан на 2003 - 2005 годы и отраслевыми программами.

В целях увеличения объемов  притока отечественных и иностранных  инвестиций в приоритетные виды деятельности и создания эффективной системы  мониторинга инвестиционных обязательств будут осуществлены: разработка комплексной  методологии по определению приоритетных видов деятельности для оказания мер государственной поддержки  частным инвестициям; создание электронной  базы данных по мониторингу контрактных  обязательств инвесторов.

В период до 2006 года будут  приняты активные меры, направленные на:

создание и развитие системы  страхования инвестиций;

создание и развитие частных  инвестиционных фондов;

совершенствование инвестиционного  законодательства.

Приоритетами бюджетных  инвестиций будут обеспечение эффективной  реализации функций государственного управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию аграрного сектора, развитие города Астаны. Большое внимание будет уделено  модернизации научной и научно - технической инфраструктуры.

Кроме того, в предстоящий  период будет создана целостная  система планирования государственных  инвестиций, предусматривающая качественную разработку инвестиционных проектов в  соответствии с отраслевыми и  региональными приоритетами развития экономики.

Вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.

Становление внешнеэкономической  и внешнеторговой политики Казахстана связано с приобретением государственной  независимости и проведением  экономических реформ. Самостоятельная  внешнеторговая политика - это необходимое  условие вхождения республики в  мировое сообщество.

После провозглашения независимости  Казахстан встал на путь либерализации  внешнеэкономической деятельности. Был принят Указ Президента, имеющий  силу закона, "Об организации внешнеэкономической  деятельности РК на период стабилизации экономики и проведения экономических  реформ" от 25 января 1992 г. Также были приняты ряд документов, касающихся либерализации цен по различным  видам продукции.

Импорт РК 90 - гг. характеризовался ростом ввоза товаров из России по причине девальвации российского  рубля, в связи с этим удешевлением российских товаров и падением конкурентоспособности  по цене соответствующих товаров  казахстанского производства. Открытые границы в рамках Таможенного  союза способствовали проникновению  российских товаров по демпинговым  ценам, причем особенно в приграничные с Россией районы. В свою очередь  снизился экспорт казахстанских  товаров в РФ.

В связи со всеми вышеуказанными причинами в январе 1999 г. Казахстан  принял ряд антидемпинговых мер. Правительствами РК и РФ был подписан Протокол "О временном запрете  ввоза товаров первой категории  из РФ".Позже был введен 200% таможенный тариф на товары, ввозимые из Кыргызстана и Узбекистана.

Эти меры - шаги Казахстана в  сторону протекционизма во внешнеторговой политике. Они имели двоякий эффект: с одной стороны, - должны были стимулировать и поднять заинтересованность отечественных товаропроизводителей в производстве, и укрепить их позиции на местном рынке; поставить заслон дешевым и некачественным товарам из стран СНГ; с другой стороны, - резко возросла контрабанда, упали поступления в государственный бюджет, снизилась конкуренция, уменьшился ассортимент товаров, местные производители не всегда требовательны к качеству своих изделий.

Мировой финансовый кризис, девальвация валют стран - торговых партнеров СНГ, наплыв импорта по демпинговым ценам, падение цен  экспорта - все это оказало влияние  на принятие такого решения. Кроме того, высокий курс тенге поддерживался  НБК искусственно, на эти цели тратились  золото - валютные резервы РК.

Таким образом, эта мера осуществлена в целях поддержки экспорто-ориентированных отраслей, ограничения импорта, установления реального обменного курса, защиты отечественных производителей.

На сегодняшний день Казахстан  имеет торговые связи с более  чем со 120 странами мира. Основными  торговыми партнерами являются: Россия и страны СНГ, Турция, Германия, Китай, Голландия, Швейцария, США, Корея и  др.Оценивая структуру экспорта и импорта, можно заметить, что она остается традиционной. В ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки с сырьевой продукцией: нефть, черные и цветные металлы, сельскохозяйственная продукция. Обрабатывающая промышленность сегодня, к сожалению, неконкурентоспособна, требуются огромные деньги и время, чтобы провести реконструкцию и осуществить инвестиции в эти отрасли, но это необходимо, если мы хотим занять достойное место в мировом сообществе. В структуре импорта РК преобладает готовая продукция, машины, оборудование, товары народного потребления.

В настоящее время направлениями  развития внешней торговли РК являются:

рационализация структуры  импорта;

проведение протекционистской  политики для стимулирования отечественных  производителей;

стимулирование импорта  современных технологий и оборудования для обновления производства.

Со второй половины 1999 г. произошло улучшение экономической  ситуации в Казахстане и начался экономический рост, который связан с грамотными действиями Правительства по регулированию ВЭД, отпуском тенге в свободное плавание, ростом цен на мировых рынках сырья и улучшением ситуации на мировых финансовых рынках.

В 1999 г. был принят ряд  законов, регулирующих торговый режим  Казахстана: Постановление Правительства РК "О программе привлечения прямых инвестиций в РК на период 1999-2000 гг." от 1 июля 1999 г., Закон РК "Об антидемпинговых мерах" от 13 июля 1999 г., Закон РК "О карантине растений" от 11 февраля 1999 г., Закон РК "О стандартизации" от 16 июля 1999 г., Закон РК " О сертификации" от 16 июля 1999 г., Закон РК "О таможенном деле в РК" от 16 июля 1999 г. Все эти меры привели к тому, что нормативно-правовая база республики все больше и больше соответствует нормам и правилам, принятым в мировом сообществе, что является, положительным аспектом внешнеэкономической деятельности.

Для Казахстана 2000 год стал самым удачным во всех отношениях, т.к все макроэкономические показатели достигли высоких отметок. Экспорт в I квартале 2000 г. достиг 1 960 млн. долл. США или 190,7% к I кварталу 1999 г и 97,5% к IV кварталу 1999 г. Импорт (с учетом досчетов по неорганизованной торговле) составил 1 550 млн. долл. США, или 112% к первому кварталу 1999 г. и 96,7% к IV кварталу 1999 г.

Основными итогами развития внешней торговли стала либерализация  внешнеэкономической деятельности и приведение нормативной базы страны в соответствие с международным  правом.

Постановлением Правительства  Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года N 126 "О вопросах ведения статистики внешней торговли Республики Казахстан" Агентству таможенного контроля РК поручено с 1 января 2004 года осуществлять формирование статистики внешней торговли Республики Казахстан в соответствии с международной методологией и  публикацию ежемесячных бюллетеней, экспресс-информации, а также ежеквартальных и годовых бюллетеней таможенной статистики внешней торговли.

В области регулирования  внешнеторговой деятельности Казахстан  прошел путь от жесткого контроля со стороны  государства до значительной либерализации  внешней торговли.

В республике проведена существенная либерализация внешней торговли:

отменено квотирование экспорта товаров;

сокращен перечень лицензируемой  продукции;

отменены экспортные пошлины  на все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов;

отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот;

упразднен институт спецэкспортеров, экспорта любых товаров;

образован ряд свободных  экономических зон;

разработана схема преференций  для слаборазвитых и развивающихся  стран, которая предоставляет частичное  или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимых из этих стран;

совершенствуется система  технического, санитарного, фитосанитарного  и иного контроля;

введена система независимой  предотгрузочной экспертизы импортных  контрактов.

Для содействия развитию внешней  торговли и международных экономических  связей в республике создана общественная организация - Торгово-промышленная палата (ТПП) РК. Цель палаты - оказание помощи государству в проведении экономической  реформы, основная задача - защита интересов  отечественного предпринимательства. ТПП объединяет и обслуживает  в стране более 400 действительных членов акционерных обществ, фирм, корпораций, компаний разных форм собственности. В  компетенции палаты - информация, экспертиза, поиски инвесторов, связи с деловым  миром.В организационную структуру центрального аппарата ТПП входят 5 отделов: внешних связей, информации, инвестирования, право-договорной службы и службы свободных платежных поверенных.Развитию торгово-экономических связей с ближним и дальним зарубежьем, экспорту товаров реально способствует деятельность Казахстанского центра делового сотрудничества (КЦДС), созданного в рамках программы ТАСИС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы  государства.

Финансовая система - это  совокупность финансовых отношений, связанных  с использованием фондов денежных средств  через соответствующие финансовые учреждения. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или  осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации  финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы  предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Существует тесная взаимосвязь  цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять  отнести цену, зарплату, кредит к  категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно  обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу  финансов, являются налоги.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии  различных форм собственности.

Финансы играют различную  роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке  в рамках сбытовой стратегии или  маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более  тесная связь финансовых отношений  и отношений собственности, что  находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинг, залога, конвертация ценных долговых бумаг в долевые и др.

Преодоление кризисных явлений  в финансовой системе РК может  быть достигнуто на основе роста промышленного  и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходима корректировка курса  экономического развития страны, разработка плана восстановления народного  хозяйства.

Информация о работе Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана