Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:47, курсовая работа
В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкость налогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной роли финансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.
Введение.
Теоретические основы финансов……………………………………………….4
Понятие и функции финансов…………………………………………11
Роль и значение финансов в экономике государства………………..16
Анализ и оценка финансового положения Республики Казахстан…………..18
2.1 Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан..19
2.2 Темпы роста государственных расходов………………………………22
2.3 Метод сбалансированного бюджета……………………………………24
2.4 Проблема межбюджетных отношении…………………………………34
3. Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………..52
Список использованной литературы.
Необходимо четко определить,
что является прерогативой центра,
а какие бюджетные
Несмотря на то, что в последние годы были предприняты реальные шаги по формированию новой схемы взаимоотношений центра и регионов, в частности, в межбюджетных отношениях, тем не менее, продолжается разрыв в бюджетном потенциале регионов.
2.4 Проблемы межбюджетных отношении.
Основной целью политики
межбюджетных отношений в среднесрочном
периоде является обеспечение всех
уровней государственного управления
достаточными финансовыми средствами
для полноценного предоставления закрепленных
за ними государственных услуг и
осуществления возложенных на них
функций.
Межбюджетные отношения строятся на принципах
и на распределении поступлений и расходов
между уровнями бюджетов, установленных Бюджетным
Трансферты подразделяются на трансферты
общего характера, целевые текущие трансферты,
целевые трансферты на развитие.
В связи с неравномерностью распределения
доходной базы между регионами вследствие
сильной дифференциации экономического
развития территорий будет проводиться
политика выравнивания уровня бюджетной
обеспеченности регионов для достижения
равной доступности населению услуг государственного
сектора.
С 2005 года определение объемов трансфертов
общего характера на трехлетний период
производится на основе методики расчетов
официальных трансфертов общего характера,
утвержденной постановлением Правительства
Республики Казахстан от 31 августа 2004
года N 916.
Объемы бюджетных субвенций и изъятий
на 2005-2007 годы между республиканским и
областными бюджетами, бюджетами города
республиканского значения, столицы утверждены Законом Республики
Казахстан от 9 ноября 2004 года "Об объемах
официальных трансфертов общего характера
между республиканским и областными бюджетами,
бюджетами города республиканского значения,
столицы на 2005-2007 годы", а между областным
бюджетом и бюджетами районов (городов
областного значения) - решением областных
маслихатов в абсолютном выражении. Объемы
бюджетных субвенций и изъятий подлежат
изменению каждые три года, в связи с чем
в 2007 году будут разработаны проекты Закона
Республики Казахстан и решений областных
маслихатов об объемах трансфертов общего
характера на 2008-2010 годы.
Будет разработана новая методика расчетов
трансфертов общего характера, в которой
будут учтены международный опыт в этой
области и недостатки действующей методики,
а также предложения по ее совершенствованию,
внесенными местными исполнительными
органами.
Стабильность закрепления размеров трансфертов
общего характера на среднесрочный период
обеспечивает заинтересованность местных
исполнительных органов в увеличении
налогового потенциала, так как местные
исполнительные органы получают возможность
направлять дополнительные доходы местных
бюджетов на развитие региона.
Инструментом оперативного регулирования
межбюджетных отношений в период действия
трехлетних объемов трансфертов общего
характера служат целевые трансферты.
В предстоящий период будет строго выдерживаться
принцип недопустимости возложения на
нижестоящие бюджеты дополнительных функций
без соответствующей компенсации потерь.
В случае принятия вышестоящими органами
в период действия трехлетних объемов
трансфертов общего характера нормативных
правовых актов, влекущих увеличение расходов
или уменьшение доходов местных бюджетов,
компенсация потерь нижестоящих бюджетов
будет производиться путем выделения
целевых текущих трансфертов.
Из республиканского бюджета местным
бюджетам предусмотрены целевые текущие
трансферты на компенсацию затрат, связанных
с повышением заработной платы согласно
Посланию Главы государства.
Целевые трансферты будут предоставляться
на выполнение мероприятий и для реализации
местных бюджетных инвестиционных проектов
(программ), предусмотренных действующими
и разрабатываемыми государственными,
отраслевыми (секторальными) или региональными
программами.
При этом предоставление целевых трансфертов
на развитие нижестоящим бюджетам и их
объемы будут взаимоувязаны с задачами
выравнивания уровня обеспеченности регионов
сетью приоритетных учреждений образования
и здравоохранения, услугами водоснабжения.
Приоритетными направлениями бюджетных
программ развития на среднесрочный период
на местном уровне будут строительство
и реконструкция объектов образования,
здравоохранения, питьевого водоснабжения
и жилищное строительство, в первую очередь
в сельской местности.
В связи с тем, что целевые трансферты
могут быть использованы только в соответствии
с их целевым назначением, особое внимание
будет уделено усилению контроля за эффективностью
и результативностью их использования.
В предстоящем трехлетнем периоде будет
продолжена реформа исполнительной власти,
направленная на упорядочение и повышение
эффективности системы государственного
управления, а также внедрение местного
самоуправления.
При этом органам местного самоуправления
передаются отдельные функции органов
государственного управления с соответствующим
финансовым обеспечением.
С целью внедрения системы самоуправления
разработан проект Закона Республики
Казахстан "О местном самоуправлении
в Республике Казахстан", после принятии
которого будет разработана Государственная
программа поддержки развития местного
самоуправления на 2007-2009 годы.
Проблема межбюджетных отношений
рассматривается в
Основные разработки за последние
годы сосредоточены на упорядочении
межбюджетных отношений между
На наш взгляд, система межбюджетных отношений в республике должна быть направлена на стимулирование регионов к выходу на финансовую самодостаточность; снижение количества субвенциарных регионов; сокращение встречных финансовых потоков между уровнями бюджетов; обеспечение максимально возможного выравнивания уровня социально- экономического развития территорий; гарантирование всем гражданам независимо от места их проживания минимума бюджетного обеспечения.
Существенным недостатком
межбюджетных отношений в настоящее
время является чрезмерно большая
сфера бюджетного регулирования
как следствие низкого уровня
собственных доходов местных
бюджетов. Причем в средствах бюджетного
регулирования преобладают
Согласно действующей
системе объем изымаемых
Система межбюджетных отношений
различных уровней бюджетов в
идеале должна опираться на принципы
единства и самостоятельности. Разумная
реализация этих принципов и их синтез
предполагает существование механизма
перераспределения средств
На наш взгляд, этот механизм должен состоять из следующих компонентов:
- определение общего объема
финансовых ресурсов, формируемые
на территории областей и
- разработка нормативов
минимальной бюджетной
- определение нижнего
предельного уровня
- с учетом критериев
установить перечень
Если доходные полномочия
и расходные обязанности
Одновременно с
В настоящее время продолжается
работа по совершенствованию межбюджетных
отношений, связи с чем, для определения
объемов официальных
Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде является содействие ускорению экономического роста страны, путем укрепления и модернизации институциональной основы государственного управления, расширяющей финансовые возможности государства за счет повышения эффективности расходов, а не увеличения их уровня.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих основных задач:
- совершенствование бюджетного
законодательства с целью
- гармонизация налогового
и бухгалтерского
- устойчивое повышение
конкурентоспособности за счет
стимулирования более высоких
показателей роста
- совершенствование
- снижение уровня ненаблюдаемой
экономики по всем ее
- сохранение макроэкономической
стабильности за счет
Рост расходов государственного
бюджета требует принятия мер
по повышению их результативности и
эффективности. Совершенствование
бюджетного процесса, проводимое на протяжении
2000 – 2006 годов (Бюджетный кодекс, паспорта
бюджетных программ, оценка эффективности
и др.) с одной стороны упорядочило
бюджетную систему, с другой привело
к ограниченной ответственности
государственных органов и
Необходимость в детальной
регламентации бюджетного процесса
была целесообразна в период больших
структурных преобразований, сопровождающихся
нехваткой бюджетных средств, когда
управление финансами страны характеризовалось
растущей кредиторской задолженностью
и как следствие
Вместе с тем, данный подход
не позволяет в полной мере проследить
степень достижения целей государственной
политики проводимой при формировании
и исполнении бюджета и не гарантирует
эффективного и результативного
использования имеющихся
При этом наблюдается формальность
выполнения действительно важных норм,
касающихся ответственности
Такой подход предопределил
«мягкость бюджетных
На устранение данных системных недостатков направлены мероприятия проводимой административной реформы, заключающихся в создании эффективной системы государственного управления бюджетными ресурсами, устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых, общественно значимых результатов. Бюджетная система будет не формально, а фактически единой, с точки зрения выполнения нормативно установленных принципов и правил.
Данную задачу
планируется достичь, во-первых, путем
предоставления большей независимости
администраторам в
Планирование и исполнение
бюджета будет сопровождаться полной
информацией о направлениях и
результатах использования
Меры по совершенствованию процедур планирования и исполнения бюджета основываются на следующих принципах:
- гармонизации со
- достижения конечных
результатов и целевых
Информация о работе Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана