Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкость налогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной роли финансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.

Содержание

Введение.


Теоретические основы финансов……………………………………………….4
Понятие и функции финансов…………………………………………11
Роль и значение финансов в экономике государства………………..16
Анализ и оценка финансового положения Республики Казахстан…………..18
2.1 Основные макроэкономические показатели Республики Казахстан..19
2.2 Темпы роста государственных расходов………………………………22
2.3 Метод сбалансированного бюджета……………………………………24
2.4 Проблема межбюджетных отношении…………………………………34
3. Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………..52
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсов эля.docx

— 1,002.20 Кб (Скачать файл)

- корпоративного управления;

- достижения объективности  формирования текущих и капитальных  расходов государственных органов  и организаций;

- интеграции процедур  по разработке и исполнению  бюджета;

- исключения дублирующих  действий в процедурах исполнения  бюджета внутри государственного  органа, между ними;

- повышения производительности труда на этапах планирования и исполнения бюджета с оптимальным использованием информационных систем.

Бюджетирование, ориентированное  на результат – это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств.

Данный метод дает возможность  соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных  результатов и их качество.

Реформирование бюджетного процесса создаст предпосылки введения принципов финансового менеджмента, т.е. расширение полномочий администраторов  бюджетных программ по адаптации  выполняемых функций к реальным возможностям, позволяющим судить о деятельности государственного органа по эффективности администрируемых программ.

С 2009 года будет осуществлен  переход на трехлетнее бюджетное  планирование. Разработка проекта республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы будет основана на имеющемся опыте в среднесрочном  прогнозировании развития экономики, доходов и расходов бюджета, и  будет проводиться с применением  усовершенствованных подходов к  бюджетному процессу.

Бюджетный процесс приобретет большую стабильность и преемственность, поскольку исходной точкой, с которой  будет начинаться процесс формирования бюджета, становятся ранее установленные  прогнозы расходов и доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний прогноз смещается  на один год вперед.

Одним из инструментов государственного влияния на развитие стратегических отраслей экономики является приобретение финансовых активов – приобретение в собственность долей участия  и пакетов акций юридических  лиц.

В среднесрочной перспективе  государственная политика в области  управления государственными активами будет направлена на регулирование  развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем  восстановления и усиления системы  контроля за целевым и эффективным  использованием государственной собственности, осуществления оптимизации структуры  государственной собственности.

Рисунок 12 - Изменение  доли расходов по категориям в общем  объеме

расходов республиканского бюджета

 

Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны  государства над стратегическими  отраслями экономики, направленного  на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное  их развитие.

 

В 2007 – 2008 годах увеличение уставных капиталов государственных  холдингов и компаний направлено на формирование их финансовой базы для  дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных  производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.

Увеличение уставного  капитала АО «Национальный холдинг  «КазАгро» направлено на реализацию ряда проектов по:

  • созданию откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;
  • строительству заводов по производству биодизеля и биоэтанола;

строительству оптового рынка  сельскохозяйственной продукции в  г. Астане и др.

За счет увеличения уставного  капитала АО «Национальный научно-технологический  холдинг «Самгау»:

  • будет увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением комплексной экспертизы;
  • дополнительные средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг государственных органов в рамках Государственной программы формирования «электронного правительства».
  • Доля расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году- 20,3 %, в 2009 году – 19,2 %, в 2010 году – 18 %.

Исходя из утвержденных Законом  Республики Казахстан «О гарантированном  трансферте из Национального фонда  Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы»  размеров гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического  прогноза и прогноза государственных  расходов по программам развития, определен  прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.

В долгосрочной перспективе  будет продолжена политика достижения размера гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального  фонда, что в большей степени  будет отвечать стремлению к росту  экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.

В 2008 – 2010 годах темпы  роста государственных расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.

Расходы государственного бюджета  в 2008 году составят – 22,5 % к ВВП, в 2009 году – 21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.

В своём послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной  политики» Н.А. Назарбаев отметил, что со следующего года, впервые  в истории нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.

 

 

3.Направления совершенствования финансовой политики Республики Казахстан.

 Направления  денежно-кредитной политики

В настоящее время финансовая система Казахстана является по сравнению  с другими странами СНГ наиболее реформированной и развитой. Успешно  функционирует система коллективного  гарантирования (страхования) депозитов  физических лиц. Развиваются системы  ипотечного кредитования и вексельного  рефинансирования. Ведется активная работа по развитию почтово-сберегательной системы, завершается реализация программы  перехода банков второго уровня к  международным стандартам деятельности.

Денежно - кредитная политика Казахстана нацелена на приближение  к мировым стандартам и либерализацию  валютного режима. Большое значение придается реформированию системы  государственного регулирования финансового рынка.

В области развития банковского  сектора необходимо активизировать работу по внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию  методов текущего надзора, в том  числе консолидированного надзора.

Актуальным становится вопрос создания кредитного бюро, основной деятельностью  которого будет являться формирование, ведение кредитных историй и  предоставление кредитных отчетов.

В настоящее время Национальным Банком подготовлены концептуальные положения  развития финансового сектора Республики Казахстан, которые определяют основные направления деятельности участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января 2007 года. В рамках данной концепции  предполагается подготовка перехода к  принципам инфляционного таргетирования; дальнейшая либерализация валютного режима; создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком; совершенствование методов текущего надзора и внедрение систем корпоративного управления и управления рисками в банках, страховых организациях, накопительных пенсионных фондах; создание кредитного бюро; развитие инфраструктуры страхового рынка и активизация деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов); совершенствование системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц с учетом международных стандартов; внедрение Национальной межбанковской системы платежных карточек; развитие систем ипотечного кредитования и жилстройсбережений; дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов.

К концу 2006 года ожидается  снижение инфляции до 4,5%, повышение  уровня монетизации экономики до 27%, снижение ставки рефинансирования до 5,5%, увеличение более чем в  два раза по сравнению с текущими объемами кредитов банков экономике  и депозитов резидентов в банковской системе.

 Пути совершенствования  налоговой и бюджетной политики

Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным  повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

Также введен в действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий  правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области таможенного  дела, максимально использующий международные  нормы, позволяющие упростить и  одновременно повысить эффективность  таможенных процедур.

Наряду с позитивными  результатами действия Налогового кодекса  остается проблема совершенствования  налоговой системы в целях  обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного  климата.

Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для  вложения инвестиций в воспроизводство  и обновление основных средств.

Отсутствуют действенные  механизмы стимулирования инновационной  деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения  для роста платежеспособного спроса.

Пути решения налоговой  политики: установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы  ставок по индивидуальному подоходному  налогу; снижение ставки налога на добавленную  стоимость; создание экономических  условий для стимулирования научной  и инновационной деятельности, в  том числе развития производств  с высокой долей добавленной  стоимости; совершенствование амортизационной  политики, с целью стимулирования роста инвестиций; совершенствование налогообложения нефтяных операций; развитие процессов автоматизации налогового администрирования; совершенствование методологии и норм администрирования специальных налоговых режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и для сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию  налоговой системы позволят реально  снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста.

Увеличение доходов государственного бюджета будет происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных  условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Осуществлен переход к  принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и  эффективность проведения по ним  бюджетного контроля.

Республиканская бюджетная  комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более  качественном уровне рассматривать  предложения по формированию и уточнению  республиканского бюджета.Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.

Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных  функций, повышение эффективности  государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

Пути решения бюджетной  политики. В 2003 году была разработана  методика проведения оценки эффективности  бюджетных программ. Далее будет  продолжена работа по приведению в  соответствие норм законодательных  и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится  внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение  методов бюджетного программирования. Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах. Будет продолжено усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее эффективному использованию кредитных средств, повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков перед бюджетом.

Информация о работе Направления совершенствования финансовой политики Республику Казахстана