Организация и управление финансами, проблемы реформирования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ
1.1. Необходимость и содержание управления финансами ……………5
1.2. Объекты и субъекты управления финансами ……………………….6
1.3. Основные методы и формы управления финансами………………13
Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ УРОВНЕ
2.1. Управление финансами на федеральном уровне, органы управления и их функции …………………………………………………………………….21
2.2. Управление региональными и местными финансами, органы управления и их функции……………………………………………………….25
2.3. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами……………………………………………….. …..30
Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 423.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра финансов и кредита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

На тему «Организация и управление финансами, проблемы реформирования на современном этапе»

 

 

Студента группы Э-124

Бабициной Елены Олеговны

Направление «Экономика»

Направленность «Страхование»

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доцент Е. А. Долбня

 

 

Кемерово 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава  I.   УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ

1.1. Необходимость и содержание управления финансами ……………5

1.2. Объекты и субъекты  управления финансами ……………………….6

1.3. Основные методы и  формы управления финансами………………13

Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА                                                                     ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ УРОВНЕ

          2.1. Управление финансами на федеральном уровне, органы управления и их функции …………………………………………………………………….21

2.2. Управление региональными и местными финансами, органы управления и их функции……………………………………………………….25

        2.3. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами……………………………………………….. …..30

Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Заключение……………………………………………………………………….52

Список литературы………………………………………………………………55

 

            

 

 

 

 

 

 

Введение

       Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

        Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем. Это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления финансами. Но существует множество факторов, которые сдерживают развитие системы управления государственными финансами, чем обусловлено существование проблем управления государственными средствами, которые предстоит выяснить.

Выбранная тема является актуальной, так как на сегодняшний день реформирование бюджетного процесса и проведение административных реформ органов государственной власти, которые предполагают качественное и рациональное использование бюджетных средств, имеют большое значение для развития страны, для экономики страны в целом, так как в Российской Федерации бюджетные средства часто используются неэффективно.

         Целью курсовой работы является выявление основных проблем совершенствования управления финансами.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание управления финансами

2. Определить объекты и субъекты управления финансами и применяемые методы управления финансами

3. Изучить функции органов управления финансами

4. Выявить всевозможные проблемы управления финансами и найти пути их решения

Поставленные цели и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из трех глав. В первой главе раскрыто содержание управления финансами, выявлены объекты и субъекты управления финансами и выделены методы управления финансами. Во второй главе рассмотрены органы управления финансами на федеральном, региональном, местном уровнях и их функции, также рассмотрены принципы эффективного управления финансами. В третьей главе представлены проблемы совершенствования управления финансами на современном этапе.

Необходимо сказать, что вопросы, касающиеся управления финансами подвергались анализу в научных публикациях и учебной литературе. Курсовая работа основана на трудах таких ученых-экономистов и практикующих специалистов в области экономики, как А. Г. Грязнова, Е. В.  Маркина, С. А. Белозеров, С. Г. Горбушина, М. А. Васильева, А. С. Корчагина, И. Е. Горбунова, М. П. Афанасьев, Л. Н.  Овсяников, Э. А. Исаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  I. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ

 

1.1. Необходимость и содержание управления финансами

 

 Экономическое развитие общества представляет собой процесс, в основе которого заложена эволюция производительных сил и производственных отношений, происходящая на основе расширенного воспроизводства. На процесс общественного воспроизводства, с одной стороны, влияют такие факторы как количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса и степень развития рыночных отношений. Но с другой стороны, этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера, в результате происходит нарушение условий развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования. Это влияет на финансовые показатели их деятельности и предполагает необходимое регулирование финансовых отношений между ними.

В целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций, распределения средств между уровнями бюджетной системы государства.

Для обеспечения непрерывного воспроизводства органы государственной власти, местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, то есть управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования.

Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Управление финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование.1

Таким образом, управлять финансами крайне важно для обеспечения стабильности финансового положения государства, непрерывного воспроизводства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Добиться этого результата можно с помощью определенных приемов и методов.

 

1.2 Объекты и субъекты управления финансами

В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления финансами. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, которые образуют финансовую систему.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Рассмотрим финансовую систему на примере схемы, в которой мы видим, что сферами финансовой системы являются государственные финансы, финансы предприятий, организаций, учреждений и финансы страхования, которые в свою очередь делятся на звенья.

         Рис.1 Финансовая система Российской Федерации 2             

Разберем каждый объект управления финансами подробнее.

Государственные финансы - это отношения распределения совокупного общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на расширение производства, удовлетворение потребностей общества.

В сфере государственных финансов выделяются звенья:

- государственный бюджет

- внебюджетные фонды

- государственный кредит

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем собирается значительная часть финансовых ресурсов государства. В руках государства сосредотачивается основная доля совокупного общественного продукта и национального дохода.

Бюджет Российской Федерации как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на каждый год. Общие показатели и структура доходов и расходов связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для накопления денежных средств, направляемых на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы:

1) внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации).

2) внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств).

3) внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между органами исполнительной власти федерального уровня, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также для стабильного денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует в формах государственных займов и гарантированных займов. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства Правительства Российской Федерации под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо хозяйствующими субъектами.

Следующим объектом управления финансами являются финансы предприятий, которые представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов, накоплений, их использованием для выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой и финансированием затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

В сфере финансов предприятий, организаций, учреждений выделяют звенья:

- финансы коммерческих предприятий и организаций

- финансы некоммерческих организаций

В рыночной экономике особую роль играют коммерческие организации, то есть те организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (то есть не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д.

Управление финансами предприятий предполагает, прежде всего, управление финансовыми ресурсами предприятий. Финансовые ресурсы – это денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые для производства и

реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом

активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.3

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования.

Информация о работе Организация и управление финансами, проблемы реформирования на современном этапе