Организация и управление финансами, проблемы реформирования на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 20:31, курсовая работа
Краткое описание
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ 1.1. Необходимость и содержание управления финансами ……………5 1.2. Объекты и субъекты управления финансами ……………………….6 1.3. Основные методы и формы управления финансами………………13 Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ УРОВНЕ 2.1. Управление финансами на федеральном уровне, органы управления и их функции …………………………………………………………………….21 2.2. Управление региональными и местными финансами, органы управления и их функции……………………………………………………….25 2.3. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами……………………………………………….. …..30 Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Заключение……………………………………………………………………….52 Список литературы………………………………………………………………55
Финансы страхования связаны
с перераспределением денежных средств,
поступающих от физических и юридических
лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается
между участниками страхования.
По различиям в объектах страхования
страховые отношения можно поделить на
пять групп:
- социальное;
- личное;
- имущественное;
- страхование ответственности;
- страхование предпринимательских
рисков.
В социальном страховании в
качестве объекта выступает уровень дохода
граждан и включает в себя страхование
пенсий, пособий, льгот. При личном страховании
объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность
– страхование жизни и страхование от
несчастных случаев. Объектом страхования
ответственности выступает обязанность
страхователей выполнять договорные условия
по поставкам продукции, погашению задолженности
кредиторам или возмещению материального
и иного ущерба, если он был нанесен другими
лицами. При страховании ответственности
возмещение ущерба производит страховая
организация. В страховании предпринимательских
рисков объектом является риск неполучения
прибыли или образования убытка, (страхование
на случай снижения оговоренного уровня
рентабельности или дохода, страхование
от простоев оборудования).4
Страхование проводится в обязательной
и добровольной форме. Оптимальное сочетание
обязательного и добровольного страхования
позволяет сформировать систему страхования,
обеспечивающую универсальный объем страховой
защиты общественного производства.
Управлять объектами, которые
мы выделили, важно. Управление государственными
финансами обеспечивает: относительный
баланс экономических институтов государства,
юридических и физических лиц; бездефицитный
государственный бюджет; устойчивость
национальной валюты как основополагающего
элемента в финансовых отношениях.5 Управление финансами предприятий,
организаций обеспечивает удовлетворение
интересов собственников в форме повышения
их благосостояния путем увеличения стоимости
фирмы через механизм формирования и эффективного
использования прибыли.
Субъекты управления финансами — совокупность
организационных структур власти, которые
регулируют и контролируют финансовые
процессы в экономике (законодательные
органы, принимающие законы о финансах,
финансовой деятельности, и исполнительные
органы, регулирующие и контролирующие
финансовые процессы на федеральном, региональном
и местном уровнях, а также финансовый
аппарат в коммерческих и некоммерческих
организациях).
В Российской Федерации
к ним относятся Федеральное
собрание, Президент РФ, Правительство
РФ, соответствующие органы федеральной
исполнительной власти (Министерство
финансов, Федеральная налоговая
служба, Федеральная служба по
финансам)
Президент РФ регламентирует
деятельность финансовой системы, подписывает
бюджетный план, имеет право «вето» на
финансовое законодательство, принятое
Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание РФ (состоит
из двух палат: Совет Федерации и Государственная
Дума) устанавливает налоги, сборы,
неналоговые платежи, утверждает федеральный
бюджет, принимает финансовое законодательство
(Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство РФ – рассматривает
федеральный бюджет, выступает как единый
центр управления финансами.
Центральным органом, осуществляющим
реализацию финансовой политики, является
Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает
единство финансовой, кредитно-денежной
и валютной политики в РФ, координирует
деятельность других федеральных органов
исполнительной власти,
осуществляет методическое руководство
в сфере финансового планирования и финансирования
отраслей хозяйства, разрабатывает проект
федерального бюджета; составляет отчет
о выполнении федерального бюджета, составляет
консолидированный бюджет.
Федеральная налоговая служба
России осуществляет контроль правильности
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет государственных
налогов и других платежей, установленных
Российской Федерацией, а также осуществляет
валютный контроль.
Система Центрального банка
Российской Федерации (ЦБ РФ) является
важным органом реализации денежно-кредитной
политики.
ЦБ РФ осуществляет наряду с
Федеральным казначейством кассовое исполнение
бюджета, контролирует деятельность других
кредитных институтов.
Счетная палата Российской
Федерации – это специальный контрольный
орган, который осуществляет контроль
состояния федеральной собственности
и контроль расходования федеральных
денежных средств. Счетная палата независима
от Правительства и подотчетна Федеральному
собранию.
Таможенная служба контролирует
полноту и своевременность уплаты таможенных
сборов и платежей в бюджет, осуществляет
валютный контроль, проводит контроль
перемещения товаров через государственную
границу. 6
Таким образом, в управление
финансами объектами выступают разнообразные
виды финансовых отношений, которые образуют
финансовую систему, а субъектами управления
– совокупность всех организационных
структур, осуществляющих управление
финансами – финансовый аппарат.
1.3. Основные методы
и формы управления финансами
Субъекты управления финансами
используют в каждой сфере и каждом звене
финансовых отношений специфические методы
целенаправленного воздействия на финансы.
Методами управления финансами
служат:
1) финансовое планирование;
2) прогнозирование;
3) программирование;
4) финансовое регулирование;
5) оперативное управление;
6) финансовый контроль
Финансовое планирование занимает
важное место в системе управления финансами.
Именно в ходе планирования субъект хозяйствования
может всесторонне оценить состояние
своих финансов, выявить возможности увеличения
финансовых ресурсов и направления их
наиболее эффективного использования.
На основе анализа полной и достоверной
финансовой информации принимаются управленческие
решения. Финансовая информация базируется
на бухгалтерской, статистической и оперативной
отчетности.
Применительно к государственному
управлению финансами финансовое планирование
– это деятельность по сбалансированности
и пропорциональности финансовых ресурсов.
Сбалансированность означает оптимальное
соотношение между финансовыми ресурсами,
находящимися в распоряжении государства,
и доходами, остающимися в руках хозяйствующих
субъектов. Пропорциональность – рациональное
соотношение между величиной дохода до
уплаты налога и после уплаты по предприятиям,
отраслям хозяйства, регионам, субъектам
федерации. Государство через увеличение
или уменьшение этого соотношения может
стимулировать либо ограничивать их развитие.
Главным объектом финансового
планирования являются звенья финансов,
которые в финансовом плане получают свое
количественное выражение. Движение средств
конкретного денежного фонда выражается
и закрепляется в финансовых планах, которые
объединены в единую систему. Предприятия
и организации, функционирующие на коммерческих
началах, составляют балансы доходов и
расходов, учреждения, осуществляющие
некоммерческую деятельность – сметы,
общественные объединения, страховые
компании – финансовые планы, а органы
государственной власти – бюджеты различных
уровней.
Задачи финансового планирования:
1. определение объема денежных
средств и их источников, необходимых
для выполнения плановых заданий;
2. выявление резервов роста
доходов, экономии в расходах;
3. установление оптимальных
пропорций в распределении средств между
централизованными и децентрализованными
фондами.7
Финансовое прогнозирование – предвидение
возможного финансового положения, обоснование
показателей финансовых планов. Финансовое
прогнозирование вырабатывает концепцию
финансовой политики на определенный
период развития. Целью финансового прогнозирования
является определение реально возможного
объема финансовых ресурсов, источников
формирования и их использования в прогнозируемом
периоде. Прогнозы позволяют наметить
разные варианты развития и совершенствования
системы финансов, формы и методы реализации
финансовой политики.
Финансовое прогнозирование
предполагает применение различных методов:
-построение эконометрических
моделей, описывающих динамику показателей
финансовых планов в зависимости от факторов,
влияющих на экономические процессы;
-корреляционно-регрессионный
анализ;
-метод экспертной оценки. 8
Финансовое программирование
– метод финансового планирования, использующий
программно-целевой подход, в основе которого
заложены четко сформулированные цели
и средства их достижения, предполагает:
-установление приоритетов
расходов по направлениям;
-повышение эффективности расходования
средств;
-прекращение финансирования
в соответствии с выбором альтернативного
варианта.
Выбор варианта программы зависит
от экономических факторов (ресурсных).
При этом учитываются не только масштабы,
значение и сложность достижения цели,
но и ожидаемый суммарный эффект, потенциальные
потери, если цель не достигнута.
Финансовое регулирование
социально-экономических процессов-деятельность,
организованная государством, по использованию
всех аспектов финансовых отношений в
целях корректировки параметров воспроизводства.
Субъектами финансового регулирования
выступают государственные структуры,
а объектами – доходы и расходы участников
общественной системы.
Основной задачей финансового
регулирования является установление
пропорций распределения накопления,
обеспечивающих максимально возможное
удовлетворение потребностей общества,
как на макроуровне, так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами рыночного
хозяйства являются:
-налоги и неналоговые платежи
в бюджет;
-финансовые льготы и санкции;
-общие и целевые субсидии;
-доходы и расходы внебюджетных
фондов;
-доходы и расходы государственных
предприятий и организаций.
Финансовому воздействию присущи
прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных
процессов оказывается:
-с помощью взимания прямых
общегосударственных налогов;
- посредством применения повышенных
или пониженных ставок налогов и платежей
в бюджет и в централизованные внебюджетные
фонды;
-при изменении нормативов государственных
расходов;
- в результате взимания штрафов,
пени, неустоек за нарушение финансовой
дисциплины.
Все это напрямую
изменяет уровень доходов субъектов
воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования
относится: косвенное государственное
налогообложение и осуществление текущих
государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового
воздействия выделяются: местные налоги,
система неналоговых платежей в бюджет,
льготное налогообложение и льготное
финансирование отдельных сфер деятельности
и мероприятий, нормативы образования
и использования децентрализованных внебюджетных
фондов и фондов государственных предприятий
и организаций.
Оперативное управление финансами
связано с осуществлением практических
действий по выполнению финансового плана,
внесению корректив в его показатели с
учетом новых хозяйственных обстоятельств,
изысканию иных источников формирования
финансовых ресурсов и направлений их
эффективного вложения. Оперативное управление
представляет собой комплекс мер, основанных
на оперативном анализе сложившейся ситуации
и преследующих цель получения максимального
эффекта при минимуме затрат с помощью
перераспределения финансовых ресурсов.
Суть оперативного управления заключается
в маневрировании финансовыми ресурсами
с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами
является главной функцией аппарата финансовой
системы: Министерства финансов, финансовых
управлений местных органов власти, страховых
организаций, финансовых служб предприятий.
Финансовый контроль является
завершающей стадией управления финансами
и необходимым условием эффективности
управления ими.
Финансовый контроль представляет
собой совокупность операций по соблюдению
финансово-экономического законодательства
и финансовой дисциплины в процессе формирования
и использования денежных фондов на макроуровне
и микроуровне с целью обеспечения эффективности
финансово-хозяйственных операций.9
Объектом финансового контроля
являются денежные отношения.
Финансовый контроль включает:
-проверку соблюдения экономических
законов (оптимальности распределения
и перераспределения национального дохода);
-составления и исполнения бюджетного
плана (бюджетный контроль);
-эффективности использования
трудовых, материальных и финансовых ресурсов
предприятий, организаций, бюджетных учреждений;
-налоговый контроль.
Финансовый контроль решает
следующие задачи:
-обеспечение сбалансированности
между потребностью в финансовых ресурсах
и размерами денежных фондов;
- выявление внутрипроизводственных
резервов увеличения финансовых ресурсов;
-обеспечение своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств
перед государственным бюджетом.
В зависимости от субъектов,
осуществляющих финансовый контроль,
различают следующие его виды:
-общегосударственный контроль,
проводится органами государственной
власти. Главная цель – обеспечить интересы
государства и общества по поступлению
доходов и при расходовании государственных
средств;
-ведомственный контроль, осуществляется
различными структурами министерств и
ведомств, охватывает деятельность подотчетных
им предприятий, учреждений и организаций;
-внутрихозяйственный контроль
проводится экономическими и финансовыми
службами предприятий и организаций. Объект
контроля – хозяйственная и финансовая
деятельность;