Организация и управление финансами, проблемы реформирования на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 20:31, курсовая работа
Краткое описание
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ 1.1. Необходимость и содержание управления финансами ……………5 1.2. Объекты и субъекты управления финансами ……………………….6 1.3. Основные методы и формы управления финансами………………13 Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ УРОВНЕ 2.1. Управление финансами на федеральном уровне, органы управления и их функции …………………………………………………………………….21 2.2. Управление региональными и местными финансами, органы управления и их функции……………………………………………………….25 2.3. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами……………………………………………….. …..30 Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Заключение……………………………………………………………………….52 Список литературы………………………………………………………………55
В настоящее время установлена
2х уровневая система местного самоуправления,
включающая 3 типа муниципального образования
(поселения, муниципальные районы и городские
округа).
В соответствии с пунктом 1 статьи
132 Конституции РФ органы местного самоуправления
самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают
и исполняют местный бюджет.
К бюджетным полномочиям муниципальных
образований относятся:
- установление порядка
составления и рассмотрения проекта
местного бюджета, утверждения и
исполнения местного бюджета, осуществления
контроля исполнения и утверждения
отчета об исполнении местного
бюджета;
- составление и рассмотрение
проекта местного бюджета, утверждение
и исполнение местного бюджета,
осуществление контроля исполнения,
составление и утверждение отчета
об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение
расходных обязательств муниципального
образования;
- определение порядка
предоставления межбюджетных трансфертов
из местных бюджетов, предоставление
межбюджетных трансфертов из
местных бюджетов;
- осуществление муниципальных
заимствований, предоставление муниципальных
гарантий, предоставление бюджетных
кредитов, управление муниципальным
долгом и управление муниципальными
активами и др.
Каждое муниципальное образование
имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района
и свод бюджетов поселений, входящих в
состав муниципального района, составляют
консолидированный бюджет муниципального
района.
Органы местного самоуправления
обеспечивают сбалансированность местных
бюджетов и соблюдение установленных
федеральными законами требований к регулированию
бюджетных правоотношений, осуществлению
бюджетного процесса, размерам дефицита
местных бюджетов, уровню и составу муниципального
долга, исполнению бюджетных и долговых
обязательств муниципальных образований.
Органы местного самоуправления
в порядке, установленном федеральными
законами и принимаемыми в соответствии
с ними иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, представляют в
федеральные органы государственной власти
и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации отчеты об исполнении
местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно
предусматриваются доходы, направляемые
на осуществление полномочий органов
местного самоуправления по решению вопросов
местного значения, и субвенции, предоставленные
для обеспечения осуществления органами
местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, переданных им федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации, а также осуществляемые за
счет указанных доходов и субвенций соответствующие
расходы местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение
об утверждении местного бюджета, годовой
отчет о его исполнении, ежеквартальные
сведения о ходе исполнения местного бюджета
и о численности муниципальных служащих
органов местного самоуправления, работников
муниципальных учреждений с указанием
фактических затрат на их денежное содержание
подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления
поселения обеспечивают жителям поселения
возможность ознакомиться с указанными
документами и сведениями в случае невозможности
их опубликования.16
Таким образом, на региональном
уровне органы управления финансами осуществляют
контроль соблюдения и исполнения законов,
бюджета субъектов Российской Федерации,
разработку региональной финансовой политики
итд. А на местном уровне органы управления
финансами самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают
и исполняют местный бюджет.
2.3. Принципы эффективного
и ответственного управления
общественными финансами
В условиях глобализации экономики
эффективное и ответственное управление
общественными финансами имеет фундаментальное
значение для всех стран с точки зрения
обеспечения устойчивости национальных
бюджетных систем, а также общей финансовой
безопасности и устойчивого экономического
роста. Исходя из накопленного за последние
годы опыта в области управления общественными
финансами, включая результаты бюджетных
реформ, рассмотрим предложения по развитию
и применению общепризнанных, динамичных
и гибких принципов, стандартов и критериев
эффективного и ответственного управления
общественными финансами:
• согласовать общее понимание
основного содержания принципов эффективного
и ответственного управления общественными
финансами;
• на этой основе подготовить
Кодекс надлежащей (лучшей) практики управления
общественными финансами, а также соответствующие
стандарты и правила по его применению
и использованию.
Эффективность и ответственность
управления общественными финансами основывается
на следующих принципах:
1) финансовая (налогово-бюджетная)
прозрачность;
2) стабильность и долгосрочная
устойчивость бюджетов;
3) эффективная и справедливая
система межбюджетных отношений;
4) консолидация бюджета
и бюджетного процесса;
5) среднесрочное финансовое
планирование;
6) бюджетирование, ориентированное
на результаты;
7) эффективный финансовый
контроль, отчетность и мониторинг.
Эти принципы следует рассматривать
в рамках единой системы управления общественными
финансами, требующей постоянного развития
и адаптации к меняющимся условиям и возникающим
новым задачам.
• общедоступностью информации
о состоянии и тенденциях развития общественных
финансах;
• открытостью деятельности
органов власти по разработке, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов;
• наличием и соблюдением формализованных
требований к ведению бюджетного учета,
составлению и предоставлению бюджетной
отчетности;
• рассмотрением и утверждением
законодательными органами основных показателей
бюджетной отчетности;
• формированием и предоставлением
бюджетной отчетности в соответствии
с общими принципами, необходимыми и достаточными
для проведения международных сравнений.
Для обеспечения стабильности
и долгосрочной устойчивости бюджетов
необходимо:
• прогнозирование основных
бюджетных параметров на средне - (до 3
лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу
в рамках единой макроэкономической и
денежно-кредитной политики;
• реалистичность и осторожность
экономических прогнозов и предпосылок,
положенных в основу бюджетного планирования;
• наличие и соблюдение при
выработке средне- и долгосрочной бюджетной
политики критериев (показателей) реалистичности
и устойчивости бюджетов, а также приемлемости
налоговой и долговой нагрузки;
• систематический анализ и
управление рисками в бюджетно-налоговой
сфере, в том числе - оценка средне- и долгосрочных
последствий принятия новых расходных
обязательств или тенденций, приводящих
к дополнительным расходам с учетом стабильности
и предсказуемости бюджетных доходов
(в том числе – с выделением доходов, зависящих
от внешнеэкономической конъюнктуры);
• создание и поддержание необходимых
финансовых резервов, в том числе для стран
с высокой долей доходов от экспорта сырьевых
товаров, в форме стабилизационных фондов
и фондов будущих поколений.
Эффективная и справедливая
система межбюджетных отношений должна
предусматривать:
• законодательно закрепленные,
основанные на единых принципах, стабильные
и предсказуемые финансовые взаимоотношения
между центральными, региональными и местными
органами власти;
• сбалансированное и взаимоувязанное
разграничение между уровнями бюджетной
системы расходных обязательств и доходов;
• возможность и заинтересованность
для субнациональных властей самостоятельно
формировать свои бюджетные расходы и
доходы исходя из интересов и предпочтений
региональных (местных) сообществ (бюджетно-налоговую
автономию);
• объективную, формализованную
и прозрачную систему бюджетного выравнивания;
• наличие стимулов для повышения
эффективности управления субнациональными
финансами и, при необходимости, санкций,
обеспечивающих соблюдение финансовой
дисциплины и законодательно установленных
требований.
Консолидация бюджета и бюджетного
процесса предполагает, что на каждом
уровне управления общественными финансами:
• четко и однозначно определены
ответственность и полномочия органа
исполнительной власти, осуществляющего
выработку и реализацию бюджетной политики,
в том числе - организацию составления
и исполнения бюджета;
• все доходы и расходы отражаются
в едином бюджете, без увязки определенных
видов доходов с теми или иными направлениями
расходов;
• в бюджетной системе отсутствуют
внебюджетные фонды (за исключением законодательно
созданных фондов социального страхования,
а также стабилизационных фондов и фондов
будущих поколений);
• планирование и исполнение
текущих и капитальных расходов, а также
бюджетных программ разных видов осуществляется
ведомствами, отвечающими за политику
в соответствующих сферах деятельности,
в рамках единых процессов и процедур;
• функционирует эффективная
система проведения бюджетных платежей,
управления единым счетом бюджета и учета
бюджетных обязательств.17
Среднесрочное финансовое планирование,
в том числе и прежде всего, предусматривает:
• составление и утверждение
годового бюджета в соответствии и в рамках
бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную
перспективу;
• наличие и соблюдение формализованных
правил и процедур ежегодного обновления
(корректировки) и продления среднесрочных
бюджетных проектировок;
• наличие и применение формализованных
методов расчета (корректировки) бюджетных
расходов, предопределяемых действующей
политикой, в том числе социальных трансфертов
населению;
• наличие и соблюдение правил
и процедур определения ресурсов для принятия
новых обязательств в рамках установленных
бюджетных ограничений;
• установление для ведомств
«потолков» (лимитов) расходов на среднесрочный
период.
Для внедрения бюджетирования,
ориентированного на результаты, в том
числе и прежде всего, необходимо:
• установление для каждого
ведомства системы целей, задач и результатов
деятельности, обеспечивающих реализацию
приоритетов и целей государственной
политики;
• наличие и применение формализованных
методов оценки полной стоимости расходных
обязательств (бюджетных ассигнований);
• обеспечение самостоятельности,
мотивации и ответственности ведомств,
их структурных подразделений и учреждений
при планировании и достижении результатов
использования бюджетных ассигнований
в рамках установленных финансовых ограничений;
• использование конкурентных
принципов распределения бюджетных средств,
в том числе – с учетом достигнутых и планируемых
результатов использования бюджетных
ассигнований;
• наличие и применение методов
оценки результатов использования бюджетных
средств ведомствами и учреждениями в
отчетном периоде (аудита эффективности
бюджетных расходов).
Организация эффективного финансового
контроля и мониторинга предполагает:
• ежегодное проведение независимой
внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности
с рассмотрением ее результатов законодательными
органами власти;
• наличие и применение соответствующей
системы финансовой информации в целях
контроля и управления финансами;
• наличие и соблюдение нормативно
установленных процедур проверки соблюдения
и ответственности за нарушения бюджетного
законодательства;
• наличие и соблюдение формализованных,
прозрачных и устойчивых к коррупции процедур
принятия решений по использованию бюджетных
средств, в том числе – при осуществлении
бюджетных закупок;
• регулярное проведение анализа
и оценки качества финансового менеджмента
с поддержкой мер по его повышению;
• развитие и применение системы
внутреннего финансового аудита (контроля).
Результатом данного предложения
мог бы стать Кодекс, предусматривающий
единую систему согласованных принципов,
стандартов и методов управления общественными
финансами, а также рекомендации по его
применению и мониторингу качества управления
общественными финансами.
Можно предположить что этот
пакет документов мог бы охватывать:
1) базовые принципы, стандарты
и критерии, разделяемые всеми
заинтересованными сторонами;
2) более продвинутые стандарты,
которые могли бы применяться
на добровольной и инициативной основе
отдельными странами при достижении ими
соответствующего этапа формирования,
развития и модернизации систем управления
общественными финансами.
Такой подход предполагает
возможности гибкого использования
предлагаемых методов, правил и процедур
с учетом конкретных целей
бюджетно-налоговой политики
каждой отдельной страны.18
В условиях глобализации экономики национальные
финансовые
системы становятся взаимозависимыми.
Стабильность и долгосрочная
устойчивость бюджетов и общественных
финансов является важнейшим условием
управления возрастающими рисками функционирования
общественных финансов. Эти риски в основном
обусловлены действием таких факторов,
как колебания цен на товарных рынках,
в частности на нефть; нестабильность
доходов от внешней торговли и международных
капиталов; неблагоприятные демографические
тенденции, включая старение населения;
изменение климата; угрозы стихийных бедствий
и эпидемий.
Для всех стран значимо эффективное
использование бюджетных ресурсов для
достижения целей и приоритетов государственной
политики, так как граждане требуют более
качественных и доступных общественных
услуг и повышения эффективности и прозрачности
системы государственного управления.