Организация и управление финансами, проблемы реформирования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ
1.1. Необходимость и содержание управления финансами ……………5
1.2. Объекты и субъекты управления финансами ……………………….6
1.3. Основные методы и формы управления финансами………………13
Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ УРОВНЕ
2.1. Управление финансами на федеральном уровне, органы управления и их функции …………………………………………………………………….21
2.2. Управление региональными и местными финансами, органы управления и их функции……………………………………………………….25
2.3. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами……………………………………………….. …..30
Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 423.30 Кб (Скачать файл)

-общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

-независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

К методам финансового контроля относятся:

-Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и принимаются решения по их устранению;

-Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений;

-Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль  соблюдения нормативов и правил;

-Экономический анализ  имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

-Ревизия представляет собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.10

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, финансовые службы предприятий, организаций и учреждений. 11

         Таким образом, с помощью методов управления финансами можно выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования, определить реально возможный объем ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде, установить пропорции распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, следить за соблюдением финансового законодательства, финансовой дисциплины и не допускать нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств.

 

 

 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ УРОВНЕ

 

2.1. Управление финансами на федеральном уровне, органы управления и их функции

 

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя, из этого в Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на региональном и местном уровнях. Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию.

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы. 12

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Следующим федеральным органом управления является Федеральное Собрание. Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финансовые и связанные с ними законодательные акты, правительственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную Палату.

Практически во всех странах в составе исполнительной власти действует специальный орган, ответственный за разработку финансовой стратегии и тактики (чаще всего этот орган носит название Министерства Финансов).

Функции Министерства Финансов РФ:

- разработка проектов законов, связанных с развитием бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

- разработка проектов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

- разработка проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

- управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссия государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Федеральное казначейство РФ - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет в соответствии с законодательством РФ  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.13

Также Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:

- за использованием средств  федерального бюджета, средств государственных  внебюджетных фондов, а также  материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности;

- за соблюдением резидентами  и нерезидентами (за исключением  кредитных организаций и валютных  бирж) валютного законодательства  Российской Федерации, требований  актов органов валютного регулирования  и валютного контроля, а также  за соответствием проводимых  валютных операций условиям лицензий  и разрешений;

- за соблюдением требований  бюджетного законодательства Российской  Федерации получателями финансовой  помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской  Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных  ссуд и бюджетных инвестиций;

- за исполнением органами  финансового контроля федеральных  органов исполнительной власти, органов государственной власти  субъектов

Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

- осуществляет функции  главного распорядителя и получателя  средств федерального бюджета, предусмотренных  на содержание Службы и реализацию  возложенных на Службу функций  и др.14

Таким образом, на федеральном уровне органы управления финансами решают вопросы, связанные с федеральным бюджетом, финансовой, кредитной и денежной политикой, управлением государственным долгом, контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и т.д.

 

2.2. Управление  региональными и местными финансами, органы управления и их функции

 

Государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

          Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль соблюдения и исполнения законов субъекта Российской Федерации, исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции:

- о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством Российской Федерации;

- о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении;

- о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении;

- о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.).

Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со статьей 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: Министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства).

Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финансовых органов, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России. Тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в статье 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (статья 168 Бюджетного кодекса РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не попадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.15

Информация о работе Организация и управление финансами, проблемы реформирования на современном этапе