Организация потребительского кредитования на примере ОАО "ВУЗ-БАНК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

В течение последних 15 лет развитие банковского сектора России было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны приводили к крушению крупнейших кредитных институтов (например, кризис 1998 год). Особенностью деятельности российских банков являлось то, что сфера этой деятельности была традиционно в обслуживании крупных корпоративных клиентов, прежде всего в нефтяной и металлургической сфере, а также осуществление операций на финансовых рынках. В 90-е годы важную роль играло и участие в обслуживании бюджетных платежей. В этой связи важнейшие функции кредитных институтов страны, связанные с обслуживанием физических лиц и малых и средних предприятий были развиты лишь на начальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.1 Сущность потребительского кредита
1.2 Классификация потребительских кредитов
1.3 Порядок выдачи и погашения кредита
1.4 Формы обеспечения возвратности потребительских кредитов и оценка кредитоспособности индивидуального заемщика
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО "ВУЗ-БАНК"
2.1 Общая характеристика ОАО "ВУЗ-Банк"
2.2 Характеристика финансового состояния ОАО "ВУЗ-Банк"
2.3 Особенности кредитного процесса в ОАО "ВУЗ-Банк"
2.4 Порядок совершения и содержание операций в рамках программы кредитования физических лиц в ОАО "ВУЗ-Банк"
2.5 Методы управления кредитным риском для обеспечения возвратности потребительского кредита применяемые в ОАО "ВУЗ-Банк"
2.6 Анализ кредитного портфеля ОАО "ВУЗ-Банк"
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОАО "ВУЗ-БАНК" ПО КРЕДИТОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЕМЩИКОВ
3.1 Проведение мероприятий по снижению кредитного риска
3.2 Внедрение перспективных банковских продуктов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Организация потребительского кредитования на примере ОАО ВУЗ-Банк .doc

— 685.50 Кб (Скачать файл)

Следующим этапом организации  потребительского кредитования является оценка кредитных рисков. Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе [3, С.45].

Кредитование физических лиц относится к высокорисковым видам деятельности коммерческих банков. Успешная деятельность банка зависит  от эффективного управления кредитным риском. В свою очередь, управление кредитным риском предполагает его оценку на основе соответствующих методологических принципов и методов. В настоящее время сложились два основных метода оценки рисков: экспертный и аналитический (частный и комплексный). Экспертный метод строится на базе изучения оценок, сделанных экспертами банка, и включает разработку обособленных рейтинговых оценок или финансовых коэффициентов, отнесение их к определенной зоне банковских рисков.

Аналитический метод предполагает анализ зон риска с установлением оптимального уровня риска для каждого вида банковской операции и их совокупности. Частный метод включает определения частного риска, т.е. размер потерь по отдельно взятой операции банка согласно степени риска, сопоставление фактических потерь с их прогнозируемой величиной согласно нормативным документам; выявление фактических зон риска для конкретного банка по каждой операции, установление допустимого размера риска по отдельно взятой операции банка. Метод используется в случаях расчета специального риска банка, контроля за каждой операцией как составляющая расчета комплексного риска. Комплексный метод основывается на совокупной оценке риска по банку в целом. Перспективным является определение степени допустимости общего размера риска банка для установления норматива отчислений от прибыли банка в резервный (рисковый) фонд [25, С.58].

Для оценки платежеспособности заёмщика используются разные методы. Например в Сбербанке РФ платежеспособность заемщика определяется следующим образом:

 

Р = Дч*К*Т, (1)

 

где Дч - среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам и др.);

К - коэффициент, зависящий от величины Дч, а именно К=0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долл. США, К=0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1000 долл. США, К=0,5 при Дч в эквиваленте свыше 2000 долл. США;

Т - срок кредитования (в мес.)

Доход в долларовом эквиваленте определяется следующим образом:

 

Дч = Доход в рублях / Курс доллара  США, установленный ЦБ РФ на момент обращения заявителя в банк, (2)

 

Максимальный размер предоставляемого кредита (S) рассчитывается в два этапа.

1) Определяется максимальный размер кредита на основе платежеспособности клиента

 

S = Р / 1+Годовая процентная ставка *срок кредитования (в месяцах) (12*100), (3)

 

2)  Полученная величина корректируется с учетом: предоставленного обеспечения возврата кредита, информации, предоставленной в заключениях других подразделений банка, остатка задолженности по ранее полученным кредитам.

Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках заемщика, фиксируется в досье заемщика. Информация, использованная кредитной  организацией для оценки качества ссуды, включая оценку финансового положения заемщика, должна быть доступна органам управления, подразделениям внутреннего контроля кредитной организации, аудиторам и органам банковского надзора [3, С.15].

Оценка риска кредитных  операций осуществляется на основе положения Центробанка № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

Классификация кредитного требования осуществляется на основании  анализа финансового состояния  заемщика с точки зрения вероятности  его дефолта, а также с учетом качества обслуживания заемщиком кредитного требования [20, С.28].

Банки классифицируют кредитные требования в одну из пяти групп с точки зрения вероятности потерь:

1. (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

2. категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);

3. категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);

4. категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);

5. (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.

Ссуды, отнесенные ко 2 - 5 категориям качества, являются обесцененными [3, С.10].

Допустимой является разработка банком собственных методик  оценки кредитного риска с большим  числом классификационных групп.

Оценка финансового  состояния заемщика является существенным элементом оценки кредитного риска. Оценка финансового состояния осуществляется банком на основании анализа и информации по данному вопросу, включая данные финансовой отчетности и иные сведения, признанные банком существенными для классификации кредитных требований в соответствующую группу риска.

Финансовое состояние  заемщика может быть оценено банком как очень хорошее, хорошее-среднее, среднее, плохое-среднее, плохое.

Другим критерием оценки группы риска заемщика является качество обслуживания заемщиком долга. В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга кредитные требования относятся банком в одну из трех категорий: "хорошее обслуживание долга", "среднее обслуживание долга", "плохое обслуживание долга".

Определение групп риска  по кредитам на основе двух основных факторов: финансовое состояние заемщика и качество обслуживания им долга определяется по специальной матрице (таблица 1).

Представленная в таблице  матрица позволяет определить группы риска в зависимости от финансового  состояния заемщика и качества обслуживания им долга. Так, к первой группе риска относятся стандартные ссуды, выданные заемщику, имеющему очень хорошее финансовое состояние и хорошее обслуживание долга. К пятой группе риска относятся безнадежные ссуды, выданные заемщику, финансовое состояние которого оценено как среднее, плохое-среднее или плохое, а качество обслуживания им долга среднее или плохое.

 

Таблица 1 Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Финансовое состояние

Обслуживание долга

Хорошее

Среднее

Плохое

Очень хорошее

Стандартные (1гр.)

Нестандартные (2гр.)

Сомнительные (3гр.)

Хорошее-среднее

Нестандартные (2гр.)

Сомнительные (3гр.)

Проблемные (4 гр.)

Среднее

Сомнительные (3гр.)

Проблемные (4 гр.)

Безнадежные (5гр.)

Плохое-среднее

Проблемные (4 гр.)

Безнадежные (5гр.)

Безнадежные (5гр.)

Плохое

Безнадежные (5гр.)

Безнадежные (5гр.)

Безнадежные (5гр.)


 

 

Данная классификация по группам  риска позволяет определить, размер резерва на возможные потери по ссудам. Причем под ссуды первой группы риска резерв не создается, а с увеличением риска растет и резерв от 1 до 100% (таблица 2).

 

Таблица 2 Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам

Категория качества по ссуде

Наименование

Размер расчетного резерва в % от суммы основного долга

1 категория качества (высшая)

Стандартные

0

2 категория качества

Нестандартные

от 1 до 20

3 категория качества

Сомнительные

от 21 до 50

4 категория качества

Проблемные

от 51 до 100

5 категория качества (низшая)

Безнадежные

100


 

Изложенное выше позволяет  составить представление о Положении  №254-П, которое существенно расширяет  возможности по оценке кредитных  рисков. Это позволяет коммерческому  банку лучше и достоверней  провести анализ финансового состояния заемщика и на этой основе оценить кредитный риск.

Оценка банком качества обслуживания заемщиком своего долга  является одним из немногих прямых инструментов контроля кредитных рисков и определенным рычагом воздействия  на клиента в случае долгосрочных с ним отношений. Это один из немногих участков кредитной работы, который поддается четкой регламентации и разработке конкретных требований (сроки регистрации событий, факты наступления-ненаступления событий, штрафные санкции в случае их наступления и т.д.), и именно ему в кредитных учреждениях с высокой дисциплиной работы уделяется важнейшее внимание. В условиях российской действительности своевременность выполнения заемщиком своих обязательств по выданному ему кредиту бывает важнее, чем его текущее финансовое состояние. Особенно важно это для тех заемщиков, которые имеют длительную положительную кредитную историю в банке.

Заключительным этапом процесса структурирования кредита  является его одобрение, подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы должны быть четко отражены в кредитной политике и процедурах банка.

Одобрение кредитов в  коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного  одобрения кредитов. В первом случае кредиты одобряются кредитным комитетом, членами которого обычно являются руководители банка и его кредитного отдела. Во втором случае, одобрение кредитов идет снизу вверх по цепочке от простых сотрудников кредитного отдела до руководства, имеющего право (в соответствии с требованиями кредитной политики банка) на окончательное одобрение кредита.

Сторонники первого  метода утверждают, что он обеспечивает достижение наиболее компетентного  уровня принятия решений, так как  при этом используется опыт, имеющийся  у всех членов кредитного комитета. Сторонники же второго метода утверждают, что комитетная система не дает достаточно времени для анализа каждой заявки, когда их подается сразу несколько на каждом заседании. Они говорят, что в комитетной системе присутствует стадный инстинкт – члены комитета стараются избегать вопросов, неприятных для сотрудников, подающих заявку, или других кредитных отделов и следуют предпочтениям руководства своего комитета. Система же последовательного одобрения, по словам ее сторонников, дает сотрудникам реальную возможность проверить кредитную заявку, задать необходимые вопросы и принять независимые решения.

Степень ответственности  членов кредитного комитета за одобряемые ими кредиты варьируется. В большинстве  банков голосование в пользу или  против того или иного кредита происходит либо в форме поднятия рук, либо в форме ответов "за" или "против". В некоторых банках голос каждого члена комитета регистрируется. И хотя неясно, насколько ответственность каждого члена комитета влияет на эффективность процесса принятия решений, следует сказать, что степень ответственности выше при последовательном одобрении кредита.

Совет директоров часто  принимает участие в процессе одобрения кредитов, в особенности  крупных кредитов, кредитов - исключений из текущей политики банка, особо сложных кредитов и кредитов, имеющих общенационально значение. Во многих банках совет директоров извещается об одобрении крупных кредитов задним числом, в других, совет директоров сам одобряет все крупные кредиты. Обычно кредиты, прежде чем они представляют совету директоров, проходят через техническую проверку руководством банка.

Кредитная документация обеспечивает защиту от риска, позволяя банку принимать юридические  меры, если заемщик не выполняет  запретительные оговорки или нарушает график погашения. Кредитный договор - это контракт между банком и заемщиком, в котором оговариваются права и обязанности каждой стороны по отношению к кредиту. Хотя кредитный договор не позволяет кредитору контролировать источник погашения кредита, он содержит условия, оговорки и ограничения, составленные таким образом, чтобы поддерживать или улучшать финансовое состояние заёмщика, уровень прибыльности, движение денежных средств, что, так или иначе, защищает интересы банка. Хороший кредитный договор, составленный на четкой юридической основе, дает кредиторам вес на переговорах, если состояние кредита начинает ухудшаться.

Информация о работе Организация потребительского кредитования на примере ОАО "ВУЗ-БАНК"