Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:47, реферат
В течение последних 15 лет развитие банковского сектора России было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны приводили к крушению крупнейших кредитных институтов (например, кризис 1998 год). Особенностью деятельности российских банков являлось то, что сфера этой деятельности была традиционно в обслуживании крупных корпоративных клиентов, прежде всего в нефтяной и металлургической сфере, а также осуществление операций на финансовых рынках. В 90-е годы важную роль играло и участие в обслуживании бюджетных платежей. В этой связи важнейшие функции кредитных институтов страны, связанные с обслуживанием физических лиц и малых и средних предприятий были развиты лишь на начальном уровне.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.1 Сущность потребительского кредита
1.2 Классификация потребительских кредитов
1.3 Порядок выдачи и погашения кредита
1.4 Формы обеспечения возвратности потребительских кредитов и оценка кредитоспособности индивидуального заемщика
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО "ВУЗ-БАНК"
2.1 Общая характеристика ОАО "ВУЗ-Банк"
2.2 Характеристика финансового состояния ОАО "ВУЗ-Банк"
2.3 Особенности кредитного процесса в ОАО "ВУЗ-Банк"
2.4 Порядок совершения и содержание операций в рамках программы кредитования физических лиц в ОАО "ВУЗ-Банк"
2.5 Методы управления кредитным риском для обеспечения возвратности потребительского кредита применяемые в ОАО "ВУЗ-Банк"
2.6 Анализ кредитного портфеля ОАО "ВУЗ-Банк"
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОАО "ВУЗ-БАНК" ПО КРЕДИТОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЕМЩИКОВ
3.1 Проведение мероприятий по снижению кредитного риска
3.2 Внедрение перспективных банковских продуктов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- соглашение о цессии в пользу банка требований третьему лицу.
Заемщик по согласованию
с банком может использовать одну
или одновременно несколько форм.
Выбранный вариант обеспечения
фиксируется в кредитном
Одной из самых распространенных
форм обеспечения возвратности выступает
залог, означающий, что кредитор (банк)
приобретает право
Основанием для прибегания к залогу в банковской практике выступает договор, который не носит самостоятельного характера и не может быть заключен вне связи с кредитным договором, исполнение которого он обеспечивает.
Договор залога должен отвечать определенным экономическим и юридическим требованиям. К первым относятся обоснованный выбор предмета залога, правильная оценка его стоимости, определение вида залога и организация контроля за сохранностью предметов залога. Вторые заключаются в четком определении прав и обязанностей залогодателя и залогодержателя, правильном оформлении залоговых документов.
В соответствии с действующим
законодательством предметом
В качестве обеспечения ссуд банки могут использовать самые разнообразные виды имущества: недвижимость, товары, ценные бумаги, денежные средства и другие.
Основными требованиями к предмету залога выступают:
- наличие у залогодателя права собственности на предмет залога или право полного хозяйственного владения;
- достаточность стоимости
залога для удовлетворения
- ликвидность ценностей и быстрота их реализации;
- способность к длительному хранению;
- возможность страхования;
- стабильность цены и другие.
Оценка стоимости залога – очень важный и в то же время один из наиболее сложных этапов залоговых отношений. В ряде случаев – при определении рыночной стоимости недвижимости, антиквариата и т.п. – банкам целесообразно обращаться к независимым экспертам-оценщикам. Поскольку существует риск снижения цены или непродажи отдельных объектов залога, то стоимость принятых в залог ценностей должна быть, как правило, выше, чем величина кредита и плата за него.
Законодательством предусмотрено разнообразие видов залога, в том числе с оставлением заложенного имущества у залогодателя, а также залог с передачей заложенного имущества залогодержателю (заклад).
Средством обеспечения возвратности банковских ссуд могут выступать также гарантии и поручительства. В этом случае для банка возникает дополнительная возможность удовлетворения требований к должнику за счет третьего лица.
Поручительство в банковской практике применяется достаточно широко, в основном, в кредитных отношениях банка с физическими лицами, когда поручитель обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или частично. Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме, при этом он выступает дополнительным по отношению к основному (кредитному) договору. Поручитель, исполнивший обязательство должника по возврату ссуды, получает права кредитора по данному обязательству и может требовать от должника возмещения своих расходов и убытков, понесенных в связи с этим.
Новым Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) серьезное место отведено такому способу обеспечения обязательств должника, как банковская гарантия, которую могут предоставлять банки, кредитные организации и страховые компании. Ее суть состоит в том, что банк, выступающий гарантом, дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии и с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования о ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение, размер которого устанавливается по соглашению между ними.
Важным условием при использовании гарантии и поручительства как форм обеспечения возвратности кредита является предварительная проверка надежности и платежеспособности самого гаранта (поручителя). Поэтому банк- бенефициар может требовать от банка-гаранта приложения к гарантии своей отчетности, подтверждающей ликвидность и платежеспособность.
Одной из наиболее распространенных форм обеспечения возвратности кредитов в первые годы после реформирования банковской системы выступало страхование кредитов. Заемщиков, по существу, заставляли за дополнительную плату страховать свою ответственность за непогашение кредита. Эта форма обеспечения возвратности оказалась на практике ненадежной из-за несовершенства законодательства.
В экономически развитых странах страхование банковских кредитов практически отсутствует. Там банки покрывают свои риски за счет собственных, специально создаваемых резервных фондов. По этому же должны идти и наши коммерческие банки, формируя достаточные резервы на возможные потери по ссудам.
ГК РФ предусмотрена еще одна форма обеспечения возвратности кредита – цессия или передача (уступка) требований к третьему лицу заемщиком кредитору. Для перехода к другому лицу (банку) прав кредитора не требуется согласие должника, но он должен быть уведомлен о переуступке требования. По существу, она означает выдачу кредита под дебиторскую задолженность заемщика. Большое значение для банка приобретают платежеспособность партнеров заемщика, качество дебиторской задолженности, репутация дебиторов. Документами, подтверждающими требования, могут выступать векселя, сертификаты, счета-фактуры и т.д.
Цессия может быть единичной, когда переуступается определенное отдельное требование, и глобальной, с переуступкой всех настоящих и будущих требований. В практике наших банков договор цессии пока не получил широкого распространения, что связано с общей экономической нестабильностью и кризисом неплатежей.
Каждая из просмотренных форм обеспечения возвратности кредита имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому выбор конкретной формы зависит от условий деятельности банка, кредитоспособности заемщика, степени рискованности кредитной сделки и других условий.
Рассмотренные формы обеспечения возвратности кредита широко применяются в банковской практике и выступают вторичным источником обеспечения возвратности кредита. Первичным же источником являются получаемые заемщиком доходы. Поэтому перед выдачей кредита банку важно оценить кредитоспособность заемщика.
Анализ кредитоспособности заемщика – это оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.
Цели и задачи анализа
кредитоспособности заключаются в
определении способности
Анализ кредитоспособности
клиента позволяет выявить
В различных странах и даже у разных банков имеются значительные отличия в методике анализа: по набору приемов исследования, объектам анализа, удельному весу отдельных оценочных показателей. Но при всем разнообразии подходов к проблеме их объединяют определенные общие принципы. Это тщательный анализ уже при рассмотрении заявки потенциального ссудозаемщика, системный подход при осуществлении анализа, рассмотрении личности заемщика.
При анализе кредитоспособности заемщика банк учитывает множество факторов, из которых складывается репутация отдельной личности. По принципу принадлежности к определенной сфере деятельности человека все факторы распадаются на: социальные, профессиональные, имущественные, специальные банковские и другие.
К социальным факторам относятся: возраст, семейное положение, число иждивенцев и т.п.
К профессиональным факторам относятся: профессия, квалификация, род занятий, продолжительность работы на одном месте и т.п.
Имущественные факторы характеризуют финансовое положение клиента. К ним относятся: размер среднего остатка вклада, состояние счета, наличие овердрафта, качество погашения предыдущих кредитов, общая сумма сбережений, наличие недвижимости, способ владения имуществом и т.д.
Специальные банковские факторы включают: продолжительность ведения счета в данном банке, направление заработной платы на счет в данном банке, наличие факторов рассмотрения ранее споров в арбитражах, наличие отрицательной (положительной) информации кредитно-справочных бюро и т.д.
Следует отметить, что при рассмотрении заявки на кредит индивидуальному заемщику, существует ряд ключевых моментов, на которые банку следует обратить особое внимание:
Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, которая характеризует: способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды; наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды и т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывает банк и его клиент и прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места жительства и т.п.
Для выяснения кредитоспособности заемщика анализируются доходы и расходы клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, от сбережений и капитальных вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов заемщика относятся: выплата подоходного и других налогов, алименты, ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д. Вопросы подтверждения размеров доходов и расходов возлагаются на клиента, который предъявляет необходимые документы:
Анализ платежеспособности проводится как по заемщику, так и по его поручителю. При этом методы анализа и документация идентичны.
В результате проведенной
работы определяются возможности клиента
производить платежи в
Иногда банки применяют определенные методики для оценки кредитоспособности заемщиков.
Большинство зарубежных банков использует в своей практике два метода оценки кредитоспособности: метод, основанный на экспертных оценках и прогнозах результатов экономической деятельности с использованием предоставленного кредита; метод, основанный на балльной оценке кредитоспособности [5, С.12].
При экспертных оценках кредитоспособности клиента банки полагаются на общеэкономический подход, т.е. они анализируют информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку как личных качеств, так и финансового состояния заемщика.
В международной практике такому методу уделяется большое внимание, развивается соответствующая сеть мониторинга, анализирующая кредитную историю потенциальных заемщиков.
Так, в США кредитный инспектор почти всегда запрашивает местное или региональное кредитное бюро о кредитной истории клиента. В США работают более 2000 кредитных бюро, которые располагают данными о большинстве физических лиц, когда-либо получавших кредиты, об истории погашения этих кредитов и о кредитном рейтинге заемщиков.
Балльные системы оценки кредитоспособности создаются банками на основе факторного анализа. Эта система использует базу данных "хороших", "надежных" и "неблагополучных" кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.
Использование балльных систем оценки кредитоспособности заемщиков – более объективный и экономически обоснованный метод принятия решений, чем экспертные оценки.
Информация о работе Организация потребительского кредитования на примере ОАО "ВУЗ-БАНК"