Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений». Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты;

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3
1. Понятие управления финансами…………………….…………...……………6
1.1. Система управления финансами…………………………………………….6
1.2. Основные задачи и методы управления финансами ………………………9
2. Правовое обеспечение системы управления финансами...……...………....23
2.1. Правовое оформление финансовых отношений и роль финансового
права в управлении финансами………...……………………………………….23
2.2. Основные правовые акты………………………….………………………..26
3. Система финансовых органов управления финансами….…………………29
3.1. Методы государственного регулирования финансов…………………….29
3.2. Органы управления финансами……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………....42
Приложение1…………………………………………………………………..…44
Приложение2……………………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Госю и муниц.финансы готова.docx

— 210.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………….……………………………………………..3

1. Понятие управления финансами…………………….…………...……………6

1.1. Система управления финансами…………………………………………….6

1.2. Основные задачи и  методы управления финансами ………………………9

2. Правовое обеспечение  системы управления финансами...……...………....23

2.1. Правовое оформление  финансовых отношений и роль  финансового

права в управлении финансами………...……………………………………….23

2.2. Основные правовые акты………………………….………………………..26

3. Система финансовых  органов управления финансами….…………………29

3.1. Методы государственного регулирования финансов…………………….29

3.2. Органы управления финансами……………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы……………………………………………………………....42

Приложение1…………………………………………………………………..…44

Приложение2……………………………………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы – объективная экономическая категория рыночной экономики, играющая ведущую роль. Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в том, чтобы оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать полную состоятельность предприятий и регионов с государственным регулированием экономики и финансов.

Предметом науки о финансах является определенная система экономических  отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций  и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и  задач государства и обеспечения  условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие де-нежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-недостаточные темпы  развития экономики;

-диспропорции развития  экономической системы;

-отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных  и финансовых рынках;

-излишнюю социальную  напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий. В ней выделяют три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства.

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами  в условиях рыночных отношений». Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:

- понятие управления финансами,  а именно системы управления  финансами,  основные задачи и  методы управления финансами  и организация финансовой системы;

- правовое обеспечение  системы управления финансами,  то есть правовое оформление  финансовых отношений и роль  финансового права в управлении  финансами и основные правовые  акты;

- система финансовых органов  управления финансами, а именно  методы государственного регулирования  финансов и органы управления  финансами.

Предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами. В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые  осуществляют управление. Естественно, что на протяжении многих лет происходят существенные изменения в системе  управления финансами. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие системы  управления финансами в Российской Федерации.

Объектом данной курсовой работы является финансовая система  в Российской Федерации.

Работа состоит из введения, глав основной части, аналитической  части, выводов (заключения), списка литературы и приложений.

Основными информационными  источниками при написании данной работы являются труды отечественных ученных, а также информационной базой исследования послужат материалы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ  ФИНАНСАМИ

1.1. Система управления  финансами

Управление - это множество приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения специфического результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Управление финансами производит специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе различных стимулов и санкций. Контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти реализовывается, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их претворении в жизнь.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации функции  государственного контроля возложены на Счетную палату, центральный банк, министерство финансов, министерство по налогам и сборам, федеральную службу по валютному и экспортному контролю, государственный таможенный комитет России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием денег федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Финансовая система - это множество различных сфер (звеньев) финансовых отношений, любая из которых характеризуется особенностями развития и использования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Российской Федерации содержит следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий разных форм собственности.

Все перечисленные финансовые взаимоотношения возможно разбить  на две подсистемы, общегосударственные  финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне, и финансы хозяйствующих  субъектов, используемые для гарантированного воспроизводственного процесса денежными  средствами на микроуровне [13, c. 12].

Разделение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями первостепенных задач любого звена, а также путей развития и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, общегосударственные централизованные фонды денежных средств возникают  путем распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства, децентрализованные фонды денежных денег образуются из денежных средств  и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение  области деятельности и использование  особых методов и форм организации  и применения денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система  является единой, так как основывается на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой  единой финансовой системы являются финансы предприятий, так как  они напрямую участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных  фондов денежных денег является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства.

  В ходе управления  финансами экономические отношения  выступают как объект управления. Определяя их в таком качестве, следует понимать, что они становятся объективной финансовой категорией, поэтому руководить ими нужно через изучение их отличительных свойств и возможностей. В то же время без регулярного управления финансовыми отношениями, определенными формами состояния финансов нельзя эффективно улучшать экономику государства.

На макроуровне к финансовым структурам относятся органы государственной  власти, органы местного самоуправления и другие составляющие бюджетного процесса, которые осуществляют регулирование  государственных и муниципальных  финансов. В различных организациях регулированием финансов руководят  финансовые управления, отделы или  службы. Структура этих органов финансового  управления организации зависит  от ее масштабов, вида деятельности, а  в ряде случаев и от организационно-правовой формы. Совокупность всех организационных  финансовых структур называется органами управления финансами.

Деятельность органов  управления финансами характеризуется  вариативностью и большой сложностью, так как объектом управления выступают  экономические отношения и различные  виды финансовых ресурсов, которые  составляют сферы и звенья финансовой системы государства, т.е. каждое звено  финансовой системы является объектом финансового управления.

Состояние процесса финансового  управления раскрывается в таких  функциональных элементах, как финансовое прогнозирование и планирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое прогнозирование  и планирование используются для  научного определения настоящего и  перспективного состояния экономики, оценки изменений в определенном периоде роста отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают предварительный контроль за образованием и использованием всех финансовых ресурсов страны [21, c. 52].

Осуществляя финансовое прогнозирование, проводится исследование возможного состояния  финансов в определенном периоде, происходит обоснование показателей соответствующих  финансовых планов, прогнозируется реальный объем мобилизации всех финансовых ресурсов, источников их формирования и определенные направления их использования. Такая система финансового прогнозирования  способствует определению финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, так как она широко используется на макро - и микроуровнях как инструмент научного предвидения, анализа, получения сопутствующей информации для выработки решений. Финансовое прогнозирование позволяет органам управления финансами запланировать разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы осуществления финансовой политики. При финансовом прогнозировании используются экономические модели, с предельной степенью вероятности описывающие динамику изменения показателей в зависимости от различных факторов, которые влияют на финансовые процессы.

Основываясь на показателях  финансовых прогнозов, производится финансовое планирование с целью научного определения движения финансовых ресурсов и изменения предполагаемых финансовых отношений на конкретный  период. Финансовое планирование необходимо для достижения пропорционального и сбалансированного функционирования и развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.   В ходе финансового планирования субъекты оценивают свое текущее финансовое состояние, определяют вероятность увеличения объема финансовых ресурсов, основные направления их эффективного использования. Финансовое планирование осуществляется на базе анализа финансовой информации, которая содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

1.2 Основные задачи  и методы управления финансами

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций.

В управлении финансами, как  и в любой другой управляемой  системе, выделяют объекты и субъекты управления (рис. 1). В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление [9, c. 31].

 

Рис. 1. Элементы системы управления финансами

 

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как  финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене  финансовых отношений специфические  методы целенаправленного воздействия  на финансы. В то же время им присущи  и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно  выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами