Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений». Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты;
Введение…………………………….……………………………………………..3
1. Понятие управления финансами…………………….…………...……………6
1.1. Система управления финансами…………………………………………….6
1.2. Основные задачи и методы управления финансами ………………………9
2. Правовое обеспечение системы управления финансами...……...………....23
2.1. Правовое оформление финансовых отношений и роль финансового
права в управлении финансами………...……………………………………….23
2.2. Основные правовые акты………………………….………………………..26
3. Система финансовых органов управления финансами….…………………29
3.1. Методы государственного регулирования финансов…………………….29
3.2. Органы управления финансами……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………....42
Приложение1…………………………………………………………………..…44
Приложение2……………………………………………………………………..45
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:
- методы экспертных оценок;
- метод обработки
- методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;
- методы пропорциональных
зависимостей показателей,
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, краткосрочные и долгосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятия, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.
Главными функциями текущего планирования являются:
-определение объема
-планирование себестоимости реализации продукции;
-планирование денежных потоков;
-планирование денежных потоков;
-планирование прибыли от деятельности предприятия в целом;
-планирование доходности инвестиций.
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая
в ходе финансового регулирования,
связана с установлением
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Прямое влияние на ход
рыночных процессов оказывается: с
помощью взимания прямых общегосударственных
налогов; посредством применения повышенных
или пониженных ставок налогов и
платежей в бюджет и в централизованные
внебюджетные фонды; при изменении
нормативов государственных расходов;
в результате взимания штрафов, пени,
неустоек за нарушение финансовой дисциплины.
Все это прямо изменяет и уровень
доходов субъектов
К косвенным формам регулирования
относится: косвенное государственное
налогообложение и
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро - и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Сущность, модели и формы финансового контроля.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект [12, c. 24].
В настоящее время с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:
-внутрифирменным контролем;
-Контролем коммерческих банков за организациями;
-Независимым аудиторским контролем.
Конечные цели всех видов
финансового контроля едины и
заключаются в обеспечении
Если главной задачей финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.
Результативность Финансового
контроля зависит как от его организации,
так и от санкций, применяемых
в отношении финансовых нарушений.
Уход от уплаты налогов многими
В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб [29].
Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам (см. Приложение 1)
2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
2.1. Правовое оформление
финансовых отношений и роль
финансового права в
Для успешного проведения
финансовой политики, эффективной реализации
финансового механизма и
Установление и применение
к финансовым отношениям соответствующих
новым условиям ведения финансово-
В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений, как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях. Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования.
В свою очередь необходимость
реализации целей и задач финансовой
политики, проводимой государством, стимулирует
дальнейшее развитие содержательной части
финансового права. Именно финансовая
политика определяет вопросы разработки
соответствующих финансово-
Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.
Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения, стоящих перед ними задач.
В зависимости от субъектов финансового права отношения, регулируемые его нормами, можно разделить на следующие группы:
- между Российской Федерацией,
ее субъектами и местным
- между финансовыми, налоговыми
органами и юридическими
- между государственными
или муниципальными
- между государственными
(муниципальными) унитарными предприятиями,
бюджетными учреждениями и их
собственниками — органами
- между финансово-кредитными
организациями и юридическими
и физическими лицами в связи
с уплатой страховых взносов
(премий) и получением страхового
возмещения, привлечением дополнительных
источников инвестиций, размещением
финансовых ресурсов и
Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами