Основные задачи и методы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений». Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты;

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3
1. Понятие управления финансами…………………….…………...……………6
1.1. Система управления финансами…………………………………………….6
1.2. Основные задачи и методы управления финансами ………………………9
2. Правовое обеспечение системы управления финансами...……...………....23
2.1. Правовое оформление финансовых отношений и роль финансового
права в управлении финансами………...……………………………………….23
2.2. Основные правовые акты………………………….………………………..26
3. Система финансовых органов управления финансами….…………………29
3.1. Методы государственного регулирования финансов…………………….29
3.2. Органы управления финансами……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………....42
Приложение1…………………………………………………………………..…44
Приложение2……………………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Госю и муниц.финансы готова.docx

— 210.50 Кб (Скачать файл)

- между финансовыми, налоговыми  органами и физическими лицами  по поводу формирования доходной  части бюджетов, в том числе  бюджетов внебюджетных фондов, за  счет обязательных налоговых  и неналоговых платежей и предоставления  бюджетных средств организациям  в форме социальных трансфертов и социальных страховых выплат из бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов [28].

2.2. Основные правовые  акты

В целях управления государственными финансами, регулирования финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования и доходов населения субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, и содержат соответствующие правовые нормы по рассматриваемому вопросу.

Используемые в ходе управления финансами финансово-правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам. По юридической  силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной  власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и  звеньев финансовой системы —  на финансово-правовые акты, которые  применяются для управления финансовыми  отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и  правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере  или звене финансовой системы.

Основным законом, закладывающим  основы управления финансами в нашей  стране, является Конституция РФ, в  которой определяются федеративное государственное устройство, что  обусловливает выделение в составе  бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных  уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно  регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической  системы Российской Федерации; в  ст. 35 — право частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения  Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе [30].

Нормы Бюджетного кодекса  РФ регулируют финансовые отношения, возникающие  в процессе функционирования бюджетной  системы РФ, формирования доходов  бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления  бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности  к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса  РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В сфере государственных  и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми  отношениями являются федеральные  законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов  местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», ФЗ от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и др. [16, c. 31].

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового  регулирования финансовых отношений  в сфере государственных и  муниципальных финансов занимают указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб  и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов  местного самоуправления по финансово-бюджетным  вопросам.

Указы Президента РФ, как  правило, содержат поручения органам  государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок  их разработки или основные направления  деятельности этих органов в сфере  финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти»).

На основании постановлений  Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны  высшего органа исполнительной власти в РФ, который в соответствии с  Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

 

 

 

 

 

3. СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ  ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

3.1. Методы государственного  регулирования финансов

Взаимоотношения государства  в области финансовых отношений  с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами  определяется прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов рабочего населения т.д. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам регулирования  финансов также относятся:

- формирование и поддержка  конкурентной среды в экономике  и ограничении монополизации  рынка;

- государственное регулирование  цен естественных монополистов;

- защита контактных отношений  между субъектами рынка, обеспечивающая  стабильное функционирование расчетно-платежных  отношений в финансовой сфере;

- проведение эффективной  таможенной политики;

- содействие развитию  страхового дела и страхования  предпринимательских рисков;

- содействие развитию  рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство  использует и методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

- лицензирования предпринимательской  деятельности, установление квот  на производство некоторых товаров,  установление предельных цен  по ограниченной номенклатуре  товаров и услуг;

- применение государственной  монополии и акцизного налогообложения  на отдельные виды товаров;

- проведение системы мер  социальных  гарантий и финансовой  защиты, прежде всего в отношении  малообеспеченных слоев населения;

- установление льгот по  налогам и различным платежам  в бюджет и внебюджетные фонды  для конкретных налогоплательщиков;

- применение финансовых  санкций в отношении нарушителей  финансовой дисциплины [26, c. 32].

Непосредственное государственное  управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных  финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через  высшие законодательные органы. Это  относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов  налогов, утверждению предельного  размера государственного долга.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

   - относительного баланса экономических интересов государства,  юридических и физических лиц;

   - бездефицитного государственного бюджета;

   - устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

3.2. Органы управления  финансами

В России главными властными  структурами по управлению финансами  являются  Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении (приложение 2). 

Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами  связано с определением целей  и задач финансовой политики в  посланиях Федеральному Собранию, в  том числе ежегодном Бюджетном  послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.

Правительство Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление  и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным  с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных  органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том  числе конкретный круг вопросов, относящихся  к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства  Российской Федерации, по управлению финансами. Практически во всех странах в  составе исполнительной власти действует  специальный орган, ответственный  за разработку финансовой стратегии  и тактики (чаще всего этот орган  носит название министерства финансов, но в США отдельные функции, аналогичные  функциям Министерства финансов России, выполняют Департамент по Управлению и Бюджету аппарата Президента США  и Федеральное казначейство США). Следует иметь в виду, что одинаковые названия соответствующего органа исполнительной власти в разных странах не всегда означают совпадение их функций: например, в одних странах министерство финансов может осуществлять налоговый  контроль, в других — нет. Функции  финансовых органов различаются  не только по странам, но могут меняться в различные исторические периоды. Так, Министерство финансов России, созданное  более 200 лет назад, неоднократно меняло свою структуру и компетенцию. В  разные периоды Министерству финансов России (Министерству финансов СССР) подчинялись  пограничная служба, железные дороги, Госбанк России и Госбанк СССР. 

Современные задачи и функции  Министерства финансов Российской Федерации  определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти», которым в рамках административной реформы предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные  функции, функции по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие — федеральные службы и агентства. В связи с этим некоторые бывшие подразделения Министерства финансов России (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля, Департамент страхового надзора, Комитет финансового мониторинга) преобразованы в федеральные службы, подчиненные Министерству финансов (соответственно Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу). К Минфину России перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного, в свою очередь, в Федеральную налоговую службу, также подчиненную Минфину России.

Таким образом, в настоящее  время Министерству финансов РФ подчиняются  пять федеральных служб (рис. 2).

 

 
Рис. 2. Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ

 

Основными задачами Минфина  России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» являются выработка  единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской  деятельности, бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных  металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Среди основных функций Минфина  России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

  • разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
  • разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
  • разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами