Преобразования финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 12:05, реферат

Краткое описание

Итоги реформ, проводившиеся в нашей стране с 1985 по 2000 годы, так
были охарактеризованы Б.Федоровым, занимавшим в тот период времени посты
заместителем главы Правительства Российской Федерации, Министра финансов РФ
и Министр государственной налоговой инспекции РФ. В его книге “10 безумных
лет” дается следующая характеристика реформ: “Лейтмотив книги – анализ
причин печальной неудачи реформ и реформаторов.

Содержание

I. Введение ……………………………………………………………2
II. Главная часть
1. СССР до реформ ……………………………………………..3
2. Перестройка в СССР - этапы реформирования
советской экономики в 1985-1991 гг. ………………………4
3. Реформы в России после распада СССР ...…………………6
4. Процесс реформирования нормативной базы
финансовой системы России после 1991 года. ……………..…8
1) Конституция Россиской Федерации;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации
и дополняющие его законы;
3) Законы Российской Федерации,
повлиявшие на процесс реформирования
финансовой системы
5. Финансовая системы Российской Федерации в настоящее время, ее
соответствие рыночным отношениям….……..……16
III. Заключение. Проблемы и направления реформ. ………….……22
Список литературы ……………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

прич.docx

— 87.66 Кб (Скачать файл)

      появилась  рыночная  дисциплина,  в   соответствии   с   которой   убыточные

      предприятия  следовало  закрывать,  а  выпуск  продукции,  не   пользующейся

      спросом,  прекращать.  Советское   правительство   боялось   вводить   такую

      дисциплину  из-за угрозы безработицы и социальных взрывов.

            В середине 1988 года  были  приняты   законы,  по  которым  разрешалось

      открывать  частные  предприятия  в  более  чем  30  видах   производственной

      деятельности. В соответствии с этими  законами  фактически  был  легализован

      большой сектор «теневой экономики».

            Характерным явлением позднесоветского периода было  развитие  арендных

      отношений. В  соответствии с  Закона об аренде  (1989г.)  трудовой  коллектив

      мог взять  в аренду у  государства  свое   предприятие,  чтобы  в  дальнейшем

      приватизировать его путем выкупа  по чисто  символическим ценам.

             В  1989-1991  годах  широкое   распространение  получили  новые   формы

      производственных  объединений –  концерны,  корпорации,  которые  создавались

      путем объединения  предприятий.

             В 1990 году  было  принято   постановление  «О  концепции   перехода  к

      регулируемой  рыночной  экономике»  и  ряд  других  документов,  по  которым

      предусматривалась    постепенная    демонополизация,    децентрализация    и

      разгосударствление    собственности,    создание    акционерных     обществ,

      реформирование  кредитной  и  ценовой  политики,  системы  оптовой  торговли

      оборудованием    и    сырьем,     электроэнергией,     развитие     частного

      предпринимательства и др.

            Как показавыет сегодняшнее состояние экономики, многое из принятого  в

      то время  было ошибкой.

            Одной  такой  разрушительной   ошибкой   была  ликвидация  инструмента

      централизованного распределения  материальных  ресурсов  –  Госснаба  –  без

      предварительного  создания адекватного интсрумента  рыночного распределения.

      Сотни товарно-сырьевых  и  фондовых  бирж,  которые  в  то  время  возникали

      повсюду, как  грибы, тщетно пытались взять на себя эту функцию. Их  создатели

      слепо копировали западную модель биржевых институтов, да  и  ориентировались

      в  основном  на  спекулятивный  сектор  экономики.  Производство   оказалось

      оторванным  от поставщиков  и  потребителей,  что  стало  источником  крупных

      хозяйственных диспропорций.

            К 1990 году неудачи в реформировании  страны испугали руководство   СССР

      и оно попыталось изменить направленность реформ, переломить  негативную  для

      них ситуацию. Это привело к  попытки консервативной  стабилизации  положения

      в   стране,    вылившейся    в    попытку    государственного    переворота.

             Для  реализации  этих  целей  19  августа  1991   года   был   создан

      Государственный комитет по чрезвычайному  положению  (ГКЧП),  выступивший  с

      популистской  и  практически  невыполнимой  программой  выхода   страны   из

      кризиса. 21 августа  путч провалился, а вместе с ним  рухнули все  надежды  М.

      Горбачева на  подписание  нового  Союзного  договора,  целью  которого  была

      реформация  Советского Союза  на  иных  принципах.  Именно  с  этого  начался

      фактический распад СССР как единого государства.

             8  декабря  1990  года  было  подписано  «Беловежское  соглашение»   о

      денонсации  Союзного договора 1922 года. Советского Союза не стало, а на  его

      месте появилось 15 независимых государств. 

                          3.Реформы в России после распада  СССР 

            Перед Россией встал вопрос по какому пути идти дальше.  У руководства

      страной было два варианта дальнейших действий.

            Первый предусматривал вначале  стабилизировать экономическую  обстановку

      при  помощи  традиционных  советских  методов:   ужесточение   снабженческо-

      сбытовой  системы,  сбалансирования  цен  путем   их   очередного   подъема,

      расширения  карточного распределения потребительских  товаров. И только  после

      приступать  к подготовке условий  по  либерализации  экономики  и  проведению

      институциональных реформ  (“Программа 500 дней”).

            Второй  вариант  открывал  перспективу  быстрого  проведения  рыночных

      реформ  в   сочетании   с   некоторыми   мероприятиями,   направленными   на

      стабилизацию  ситуации:  ограничением   бюджетного   дефицита,   ограничение

      банками и  государством размеров кридита в целях сдерживания инфляции.

            Президент Ельцин избрал второй  вариант.   В  январе  1992  года  были

      отпущены цены на  большинство  товаров  и  услуг,  ликвидирована  почти  вся

      централизованная  система распределения ресурсов, осуществлена  либерализация

      цен на энергоносители.

             В это период времени в стране  шла  острая  борьба  между   двумя  ярко

      выраженными  группами  интересов,  готовыми  поддержать  два  альтернативных

      варианта экономического развития. Линия размежевания проходила  по вопросу  о

      роли инфляции и путях ее преодоления.

             Летом  реформы  замедлились.   Противоречия   между   Президентом   и

      Парламентом вылились во взятие силой Белого  дома, где заседал парламент.

            12 декабря 1993 года прошли выборы  в новый парламент  и была  принята

      новая Конституция  Российской Федерации.

            Многие  либеральные шаги  исполниельной  власти,  осуществлявшиеся  до

      принятия  новой  Конституции  с  трудом,  после  ее  принятия   нашли   свое

      воплощение  в жизнь: Россия приступила к следущему этапу реформ.

            Одной из самых болезненных  проблем 1991-1993 годов был распад  рублевой

      зоны. Распад СССР повлек за  собой  образование  15  центральных  банков  на

      территории  бывшего СССР, каждый из которых  мог  учитывать  денежную  массу,

      выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги  вправе  выпускать  только

      Центральный  банк  России  (поскольку  все  печатные  станки  находились   в

      Российской  Федерации), кредиты это тоже деньги. Банки стремились  перегнать

      друг друга  в выпуске кредитов, что вело к  нестабильности  денежной  системы.

      Распад рублевой зоны стал неизбежен.

            Возрождение отечественной  биржевой  торговли,  начало   которой   было

      положено в  период правления Петра I,  началось  в  конце  1990  начале  1991

      годов.  Первой  (ноябрь  1990г.)  была  создана   Московская   международная

      фондовая биржа, в феврале 1991 года появилась Ленинградская  фондовая биржа.

            С марта 1992 года  в  России  действует  Закон  “О  товарной  бирже  и

      биржевой торговле”. Последующий  бурный  рост  товарных  бирж,  занимавшихся

      продажей самых  разнообразных  товаров,  стал  одним  из  ранних  проявлений

      экономической реформы в России.

            Доходность  сделок  на   них   складывалась   в   основном   за   счет

      искусственного  разрыва в ценах: биржевые брокеры  скупали товары  по  низким,

      контролируемым  государством ценам, а потом продавали  их по высоким рыночным

      ценам. Либерализация  цен в  1992  году  привела  к  кризису  товарных  бирж.

      Следует  отметить,  что  некоторые  товарные  биржи  быстро   сменили   свою

      направленность  и превратились в настоящие фондовые биржы. Если в 1992  году

      биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3%  от  общего

      оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46%.

            Известно, что никакой рынок не  может  функционировать  без   развитого

      института   частной   собственности.   Поэтому   вопрос   о   переходе    от

      государственной собстенности к частной был одним из кардинальных.  Закон о

      предприятиях и предпринимательской деятельности был принят в 1990  году.  В

      соответствии  с ним  разрешалось  учреждать  различные  формы  индивидуальной

      трудовой   деятельности,   частные   предприятия,    полные    товарищества,

      товарищества  с ограниченной ответственностью и  акционерные общества.

            Процесс приватизации в России  проходил в два этапа.  Певый  их  них –

      этап ваучерной приватизации  (1992-1994).  В 1993  году  стали создаваться

      чековые инвестиционные  фонды  (ЧИФы),  которые правительство считало как

      опору  при  формировании  будущего  финансового  рынка.  К  1995  году  весь

      негосударственный сектор производил 70% ВВП

             Второй  этап  приватизации  начался   в   1995   году.   Главной   его

      особенностью  был переход к денежной форме  приватизации,  когда  развернулась

      основная  борьба  за   реальную   собственность.   Государство   расчитывало

      пополнить свой бюджет за счет продажи акций а полученные средства  направить

      на инвестиционные цели. Но схема  эта  не  сработала,  как  не  сработали  и

      многие решения  выполненые в этот период времени. 

                        4.Процесс реформирования нормативной  базы

                        финансовой системы России после  1991 года 

             Становлению  новой  финансовой   системы   в   Российской   Федерации

      способствовали  в значительной степени  следующие оснопологающие  документы,

      принятые в  основном после событий 1993 года.

            Конституция Российской Федерации,  принятая 12 декабря1993  года  путем

      референдума,  стала  началом  нового  этапа  общественного  развития   нашей

      страны. Конституция  внесла существенные изменения во все  сферы  общественной

      жизни страны. Эти изменния были  направлены  на  демократические реформы и

Информация о работе Преобразования финансовой системы России