Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Валютная интервенция — купля (продажа) центральным банком иностранной валюты с целью регулирования динамики валютного курса.
Внешний долг государства — государственная задолженность иностранным гражданам, предприятиям и другим странам.
Экономическая политика – это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития, представляет с собой сложный общественный механизм.
Бюджетно-финансовая политика – это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков …………11
1.1 Экономические предпосылки и история возникновения коммерческих банков…………………………………………………………………………….11
1.2 Основные функции коммерческих банков…………………………………19
1.3 Зарубежный опыт деятельности коммерческих банков…………………..24
2. Особенности функционирования и роль коммерческих банков в развитии экономики Республики Казахстан……………………………….32
2.1 Развитие коммерческих банков в условиях нового экономического курса страны…………………………………………………………………………….32
2.2. Структура инвестиционного портфеля коммерческих банков и проблемы их формирования………………………………………………………………...39
2.3. Оценка эффективности новых операций коммерческих банков (на примере «Kaspi bank» банка)…………………………………………………....51
3. Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков……………………………………………………………………………54
3.1 Причины, факторы и появление банковского кризиса в 2009-2010 годы.54
3.2 Антикризисные меры и государственная поддержка……………………..58
3.3 Посткризисные проблемы и перспективные направления деятельности коммерческих банков……………………………………………………………64

Заключение……………………………………………………………………….85
Использованная литература………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя диссертация123.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

К важнейшим депозитным банкам Англии относятся клиринговые  банки. Это самые большие акционерные  банки, которые связаны клиринговыми обязательствами. Основные операции  клиринговых банков - принятие вкладов и выдача кредитов. Клиринговые банки осуществляют платежи для крупных,  средних и мелких  промышленных предприятий,  а также для населения.  Платежный оборот между этими банками происходит в рамках  клирингового  соглашения, что  означает зачет взаимных требований и перевод сальдо. У клиринговых банков сильно проявляется тенденция к универсализации, и они все больше оказывают небанковские услуги. После  последних  наиболее  крупных слияний в конце 60-х годов во главе всех клиринговых  банков  стоит  «большая  четверка»: Барклайз, Нэшнл Вестминстер, Мидлэнд и Ллойдз.

Среди операций, которыми занимаются английские банки, значительная роль принадлежит операциям по переводу денежных средств. Банки получают немного  прибыли от оказания этих услуг, в  основном операции по переводу денежных средств предоставляются клиентам для того, чтобы побудить их держать свои средства в банке, поскольку в Англии существует традиция, согласно которой по средствам на текущих счетах проценты не выплачиваются. Вместе с тем за это банки выполняют все поручения своих клиентов бесплатно. Есть и другие подходы, согласно которым проценты по текущим счетам банки платят, однако все поручения клиентов выполняют за определенную плату. Кроме того банки могут оказывать своим клиентам и вспомогательные услуги самого разного характера (доверительные, инкассовые операции и др.).

К клиринговым банкам следует отнести  такой  банковский  институт управления почтовыми переводами, как Национальный Girobank, основанный почтовым ведомством в 1968 году,  несмотря на  долги  и  серьезные протесты крупнейших банков. Он осуществляет, главным образом, переводы денежных средств посредством центрального компьютера, в который поступают все платежные поручения держателей денег. Эта «система действует с высокой эффективностью, если отправитель и получатель платежа имеют соответствующие жиро-счета для безналичных расчетов»[17]. Для привлечения своих клиентов банк вынужден открывать и текущие счета и осуществлять чековые операции для проведения расчетов с субъектами, которые не имеют соответствующих жиро-счетов.

Важное место в банковской системе Англии занимают торговые банки. Истоки торгового банковского дела были иные, по сравнению с коммерческими. Первый торговый банк возник как результат  участия некоторых купцов в финансировании международной торговли, что в конечном счете привело к появлению так называемого акцептного кредита. В сделках такого рода купец с солидной репутацией договаривался акцептовать от лица мало известного импортера переводные векселя, которые предъявлялись зарубежным экспортерам в уплату за отгруженные товары. Эта деятельность привела к образованию специализированных акцептных домов, которые и в настоящее время в Великобритании составляют основу для деятельности многих торговых банков. Благодаря имеющимся связям с денежными рынками торговые банки начали выступать и как посредники в других видах предпринимательской деятельности. В тех случаях, когда хозяйствующие субъекты желают получить как краткосрочные, так и долговременные кредиты. Торговые банки начали действовать как предприятия, выдающие ссуды реальному сектору, как эмиссионные дома, стали заниматься проведением подписки на акции новых компаний и т.д. с тем, чтобы передавать капитал. И в настоящее время торговые банки действуют, предоставляя широкий спектр услуг, в том числе и в сфере комиссионных и трастовых операций.

Следующим типом банков в Англии являются учетные дома. Учетные дома - это специфический  тип финансового института Лондонского  рынка. Они обеспечивают выгодный сбыт для банков ликвидных фондов путем гарантированных депозитов по требованию (по согласованной кредитной ставке до или в пределах установленной даты). Эти фонды используются для покупки различных активов, включая краткосрочные казначейские облигации, коммерческие векселя и первоклассные фондовые бумаги. Кроме того, учетные дома - это рынок реализации и покупки векселей. Учетные дома действуют как буфер между Банком Англии и остальной банковской системой, посредством них Банк Англии снабжает банковскую систему финансовыми ресурсами, изымает их.

Вместе с тем, говоря о британской банковской системе  необходимо отметить, что британские банки функционируют за рубежом. Связано это с тем, что длительное время Великобритания была крупнейшей колониальной державой. Эти банки  стали специализироваться в двух областях:

1. предоставлении отдельных  банковских услуг в странах  их размещения;

2. финансирования экспортно-импортных  сделок между страной размещения  и Великобританией.

Это в немалой степени  способствовало и развитию местной  экономики. Британская империя распалась, а эти банки стали основой для создания местных независимых банков, которые стали контролироваться уже на местах. В результате слияний зарубежных британских банков действуют два крупных банка. Однако ни один из них не осуществляет обычных операций, которые присуще крупным коммерческим банкам в пределах Великобритании.

Следующей банковской группой  в Англии являются консорциальные банки. Под последними банковская статистика понимает институты, где участвуют  банки по крайней мере двух стран, из которых ни одна не имеет контрольного пакета. Эти институты стали особенно быстро развиваться вместе с усилением еврорынка. Главным образом, это специальные банки многонациональных заемщиков, к которым принадлежат, прежде всего, транснациональные и мультинациональные промышленные концерны. Поскольку они создавались на основе долевого участия банками ведущих капиталистических стран, они в состоянии мобилизовать на еврорынке огромные средства и на самые продолжительные сроки, что недоступно никакому другому типу банков капиталистического мира. Возникновение консорциальных банков особенно хорошо свидетельствует о развитии процесса интернационализации капитала в условиях современного капитализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

2.1 Развитие  коммерческих банков в условиях  нового экономического курса  страны.

Развитие банковской системы нашей страны началось в 1988 году, с принятием тогда еще  союзного Закона "О кооперации". Именно тогда начали создаваться на паевых началах первые кооперативные банки. С приобретением такого статуса банки получили и самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, укрепления материально-технической базы и решения других проблем.

25 октября 1990 года Верховный  Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Республики Казахстан, подтверждающую стремление Казахстана к проведению более самостоятельной экономической политики. В декабре того же года Верховный Совет Казахской ССР принимает Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", заложивший законодательные основы для реформирования банковской системы Казахстана. Данным законом устанавливались основные задачи и функции Государственного банка, в том числе, в сфере денежно-кредитного регулирования, определены перечни осуществляемых им операций. Кроме того, было впервые дано определение коммерческого банка, описан порядок открытия и прекращения деятельности частных банков и банков с участием иностранного капитала, а также иных кредитных учреждений (общество взаимного кредитования, кредитных кооперативов, пенсионных и инвестиционных фондов, ломбардов)" [10]. В связи с этим прекращалась деятельность существовавшей до этого двухуровневой банковской системы, состоявшей из государственных банков. С этого момента начиналось то, что есть на сегодняшний день: верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР, а второй - коммерческими банками.

Передача полномочий на создание коммерческих банков от Госбанка СССР к казахстанскому Госбанку резко ускорила процесс их возникновения. Если в 1991 году их было 72, то уже к 1992 году - более 150! И нет ничего удивительного в том, что одной из самых примечательных черт второго этапа развития банковской системы Казахстана стала ее анархия и дезорганизация, что было вызвано целым рядом причин. Наряду с количественным ростом числа банков, очень быстро увеличивался их уставный капитал. Так, у одного из ведущих на тот момент коммерческих банков Казахстана КРАМДС-банка только за один 1992 год он вырос в 50 раз. В целом же, фонды всех коммерческих банков за этот период увеличились на 42 млрд. рублей, или в 12 раз. Со своей стороны, Национальный банк также принимал определенные меры - дважды в 1992 году он поднимал минимальный размер уставного фонда (МРУФ) банков, и на конец года он составлял: по акционерным банкам - 150-200 млн. рублей, по частным - 10 млн. рублей. В ценах 1991 года фактический рост МРУФ составил 200-300% - для акционерных банков, 100% - для частных. И все же, несмотря на такие громадные относительные показатели роста собственных капиталов банков, их было явно недостаточно для проведения активных операций на рынке кредитных ресурсов. Поэтому с 1991 года Госбанк начал использовать для распределения централизованных финансовых ресурсов так называемые кредитные аукционы - форму, близкую к рыночному распределению. И хотя допускались к кредитным аукционам только банки, выдерживающие экономические нормативы Госбанка (в 1992 году 30 банков, нарушивших их, лишились права участия в кредитных аукционах), такая жесткая, на первый взгляд, политика все равно не приносила положительных результатов [10].

Далее в апреле 1993 года принимаются Закон "О Национальном банке Республики Казахстан" и "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Что касается предыдущего закона "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", то он уже был не актуален и морально устаревшим. Закон "О Национальном банке Республики Казахстан" закрепил независимость Нацбанка от правительства и других органов власти, сделав его подотчетным Верховному Совету Казахстана и президенту. Также Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" четко определил функции, права и обязанности банков второго уровня. Все это в совокупности способствовало более плавному и безболезненному переходу к собственной национальной валюте - тенге, которая была введена в обращение 15 ноября 1993 года. Это, как свидетельствует история, было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана.

"Своего пика количественного  роста коммерческие банки в  Казахстане достигли в конце  1993 года, когда их число составило  204, причем, многие из них были  финансово несостоятельными. Перед  Нацбанком остро встал вопрос оздоровления банковского сектора. Более жесткие требования к созданию и деятельности банков, а также более широкие полномочия Нацбанка по регулированию банковской деятельности были закреплены в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" от 30 марта 1995 года, который был разработан на основе международных стандартов осуществления банковской деятельности и банковского надзора. С тех пор изменения и дополнения в него вносились более десятка раз, все более приближая практику банковского дела и регулирования банковской деятельности к международным стандартам, описанным Базельским комитетом по банковскому надзору. И вот, в начале 2000 года специальная миссия Всемирного Банка и Международного валютного фонда, работавшая в Казахстане в рамках Программы оценки стабильности финансового сектора (Financial Sector Assesment Program, FSAP), делает заключение о том, что, с правовой точки зрения, банковская система Казахстана полностью соответствует требованиям Базельского комитета. Высокую оценку проведенным реформам дал и Европейский банк реконструкции и развития. Итак, в течение 1995-1999 годов банковская система Казахстана претерпела значительные изменения, что было определено в утвержденном Национальным банком 12 декабря 1996 года "Положении о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам". Согласно данной Программе, все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации. В 1997 году было отменено деление банков на инвестиционные и депозитные, предусмотрено расширение видов банковской деятельности, а также введены более высокие требования к открытию банков и их лицензированию, внутреннему контролю и процедурам в банках, внедрена рейтинговая оценка финансового состояния банка по системе CAMEL. В апреле 1999 года, по решению правительства и Национального банка, в Казахстане был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге (СПОК), что предполагает формирование курса тенге на основе спроса и предложения на валютном рынке, - без значительного вмешательства Нацбанка, которое вынужденно возросло после кризиса на внешних финансовых рынках в 1998 году, особенно в России. Одним из самых существенных достижений проводимой Нацбанком денежно-кредитной политики стала остановка гиперинфляции, достигавшей в 1993 году 2153%. Сейчас инфляция в Казахстане держится на уровне 4-6% годовых, что считается оптимальным для экономики страны диапазоном" [11].

Необходимо отметить, что на развитие и улучшение качества банковских услуг очень повлияло совершенствование платежной системы  страны. По оценкам зарубежных экспертов, в нашей стране одна из лучших платежных систем на постсоветском пространстве. Она позволила до минимума сократить объем денег, необходимый в расчетах, и увеличить их оборачиваемость.

Что касается нынешнего  этапа развития банковской системы Казахстана, то ситуация такова: банки через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, появились специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные банковские операции, например, лизинговые компании. Для развития системы ипотечного кредитования Национальным Банком с участием международных финансовых организаций и банков второго уровня создана ЗАО "Казахстанская ипотечная компания".

"В целях реализации  мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:

- внедрять методы надзора  на консолидированной основе  в целях укрепления стабильности  банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;

- совершенствовать нормативную  правовую базу для развития  сектора организаций, осуществляющих  отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;

- содействовать развитию  новых финансовых инструментов;

- продолжить работу  по совершенствованию системы  обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов)  физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования.

Важнейшей задачей совершенствования  банковской системы Республики Казахстан  является создание системы консолидированного банковского надзора за рисками. Управление рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента:

1) оценка риска,

2) измерение риска,

3) контроль риска;

4) мониторинг риска.

В целях создания необходимых  законодательных условий, для внедрения  надзора на консолидированной основе, 2 марта 2001 года принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам банковской деятельности". Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 апреля 2001 года № 116 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня. В соответствии с рекомендациями Национального банка, в каждом банке сейчас работают специальные рабочие группы для создания комплексной системы управления за всеми возможными видами рисков банковской деятельности, включая политические, технологические, ценовые, рыночные, репутационные и др. Итогом работы каждой такой группы должно стать представленное в срок до 1 апреля 2003 года заключение одной из независимых аудиторских компаний, что система управления рисками создана" [12].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков