Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:35, курсовая работа
Валютная интервенция — купля (продажа) центральным банком иностранной валюты с целью регулирования динамики валютного курса.
Внешний долг государства — государственная задолженность иностранным гражданам, предприятиям и другим странам.
Экономическая политика – это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития, представляет с собой сложный общественный механизм.
Бюджетно-финансовая политика – это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1.Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков …………11
1.1 Экономические предпосылки и история возникновения коммерческих банков…………………………………………………………………………….11
1.2 Основные функции коммерческих банков…………………………………19
1.3 Зарубежный опыт деятельности коммерческих банков…………………..24
2. Особенности функционирования и роль коммерческих банков в развитии экономики Республики Казахстан……………………………….32
2.1 Развитие коммерческих банков в условиях нового экономического курса страны…………………………………………………………………………….32
2.2. Структура инвестиционного портфеля коммерческих банков и проблемы их формирования………………………………………………………………...39
2.3. Оценка эффективности новых операций коммерческих банков (на примере «Kaspi bank» банка)…………………………………………………....51
3. Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков……………………………………………………………………………54
3.1 Причины, факторы и появление банковского кризиса в 2009-2010 годы.54
3.2 Антикризисные меры и государственная поддержка……………………..58
3.3 Посткризисные проблемы и перспективные направления деятельности коммерческих банков……………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………….85
Использованная литература………………
За последние 10 лет банковская система РК претерпела существенные изменения, и это касается не только факта изменения количества, состава банков второго уровня и государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор за ними. Указанное будет включать в себя также и изменения в механизме, формах и методах банковского регулирования, контроля и надзора, правовом статусе и функциях субъектов банковской системы, содержании банковской деятельности, принципах правового регулирования банковской деятельности и пр.
Изучая тему развития коммерческих банков в условиях нового экономического курса страны, необходимо отметить и принципы банковской системы Республики Казахстан, согласно которым функционируют и осуществляют свою деятельность коммерческие банки.
Принцип двухуровневого построения банковской системы РК является, наиболее распространенным принципом построения современных банковских систем в мире. Первому уровню банковской системы присущи функции, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики государства, государственного контроля за банковской деятельностью, а также с обслуживанием государственного бюджета. Второму уровню банковской системы предписаны функции связанные с осуществлением предпринимательской деятельности [4, c.94].
Принцип двухуровневого построения банковской системы РК провозглашен в статье 3 Закона "О банках".
Следующий принцип – это принцип независимости НБ РК и АФН в своей деятельности от иных органов государственной власти и управления. Согласно ст.21 закона "О нацбанке" НБ РК независим в своей деятельности в пределах предоставленных ему в пределах законодательных актах полномочий. Органы исполнительной представительной власти не вправе вмешиваться в деятельность НБ РК, его филиалов, представительств и организаций по реализации его законодательно закрепленных полномочий. Аналогичная норма о независимости АФН от других органов власти содержится в статье 15 Закона РК "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций".
Принцип независимости Нацбанка и Агентства означает следующее.
Во-первых, ни один из органов власти не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции НБ РК и Агентства.
Во-вторых, ни один из органов государственной власти не вправе принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения НБ РК и Агентством по вопросам, отнесенным к полномочиям последних.
НБ РК и Агентство подотчетны лишь Президенту РК. Отношения между НБ, Агентством и Парламентом нельзя считать вертикальными. Вмешательство в деятельность НБ, Агентства со стороны Правительства вообще исключено. Их отношения между собой носят лишь координационный характер и построены как горизонтальные.
Разрешительный принцип осуществления банковской деятельности заключается в том, что необходимым условием осуществления банковской деятельности является наличие:
1) разрешения на открытие банка;
2) лицензии на осуществление
соответствующих банковских
Необходимо заметить, что отсутствие данного принципа позволяло бы практически любому субъекту осуществлять банковскую деятельность без получения каких-либо разрешений. Органом, осуществляющим выдачу разрешений на открытие банков является АФН. Оно же наряду с НБ РК является и лицензиаром, то есть государственным органом выдающим лицензии на осуществление банковских операций.
Принцип исключительной правоспособности банков предполагает:
во-первых, запрет на осуществление банками иной деятельности в качестве предпринимательской, кроме как прямо разрешенной законом;
во-вторых, запрет на участие банков в уставных капиталах других юридических лиц, кроме случаев, прямо разрешенных законом;
в третьих, возможность осуществления банковских, а также иных операций, указанных в законе.
Принцип недопустимости вмешательства в оперативную деятельность банков со стороны органов государственной власти и их должностных лиц провозглашен п3 ст.7 Закона "О банках и банковской деятельности в РК". В соответствии с которым запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РК.
Все коммерческие банки в Казахстане, фактически, подразделяются на эмиссионные, универсальные и специализированные. Закон "О банках" как таковую классификацию не содержит, тем не менее в Казахстане деление банков на универсальные и специализированные уже наблюдается, например жилищные строительные сберегательные банки по сути являются специализированными. Их основными видами деятельности являются [4, c.157]:
1) прием вкладов в
жилищные строительные
1) предоставление вкладчикам
жилищных, коммунальных займов на
проведение мероприятий по
Жилищные строительные сберегательные банки осуществляют операции на основании лицензии АФН.
Также учеными-практиками банковского дела особо выделяется межгосударственный банк. Он создан и действует на основании международного договора, учредителями которого являются Правительство РК (или уполномоченный им государственный орган) и правительство государства, подписавшее данный договор. Одной из особенностей функционирования данного банка является то, что в силу закона казахстанское государство гарантирует сохранность депозитов, принятых межгосударственными банками – резидентами РК и отвечает по их обязательствам в уставном капитале таких банков. В зависимости от присутствия иностранного элемента в уставном капитале можно выделить:
- банки с участием нерезидентов РК;
- дочерние банки банков-
Для указанных категорий
банков законом установлены
Необходимо добавить, что одной из особенностей функционирования отечественной банковской системы является то, что отсутствует классификация банков второго уровня на государственные и частные.1 Установив разрешительный порядок создания банков, государство ввело ограничение свободного доступа к субъектов к осуществлению банковской деятельности: не всякий субъект вправе обладать статусом банка и осуществлять предпринимательскую деятельность в банковской сфере, а только лишь тот, кто будет соответствовать определенным критериям финансового, правового, организационного характера. Это лишний раз, я полагаю, свидетельствует об ответственности банков при осуществлении своих функций.
Президент Назарбаев Н. в своем послании «Стратегия «Казахстан-2050» указал: новый политический курс состоявшегося государства»: Учитывая неблагоприятную обстановку в мировой экономике, мы должны будем обеспечить защиту доходов каждого казахстанца и удерживать приемлемый для экономического роста уровень инфляции. Это не просто макроэкономический вопрос, это вопрос социальной безопасности страны. И это – главный вопрос работы Национального банка и Правительства уже начиная с 2013 года. Казахстанские банки в свою очередь должны выполнять свое предназначение и обеспечивать потребность реального сектора экономики в кредитных ресурсах. При этом нельзя ослаблять контроль за финансовой системой, необходимо очищать банки от проблемных кредитов и вплотную заниматься вопросами фондирования. Для этого Национальному банку и Правительству при координации Администрации Президента необходимо разработать концептуально новую систему денежно-кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами.»
Зависимость казахстанской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Национального Банка действиями Правительства Республики Казахстан в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.
Таким образом развитие
системы регулирования
Выделим следующие важные аспекты развития экономики Казахстана в свете дальнейшего развития банковской системы:
В настоящее время
необходима разработка
Альтернативная основа
выбора варианта эффективности
банковских операций (лизинговой, факторинговой,
трастовой) предполагают
Развитие системы
регулирования банковских
2.2 Структура инвестиционного портфеля коммерческих банков и проблемы их формирования
Казахстанская банковская система, несмотря на несколько лет существования в благоприятных условиях, фактически не смогла достичь такого уровня развития, который позволил бы банкам уверенно чувствовать себя в условиях кризиса ликвидности. Доступ к дешевым ресурсам, наблюдавшийся последние несколько лет, предоставил банкам возможность не задумываться о проблемах формирования ресурсного портфеля. Наступивший финансовый кризис показал ошибочность такого подхода, не позволившего вести продуманную политику формирования пассивов.
Поскольку быстрый рост кредитования шел темпами, опережающими рост базы депозитов (особенно с более длинными сроками погашения), несколько крупных казахстанских банков все активнее финансируют этот рост за счет привлечения внешних заимствований. Так, в 2003 году банковская система привлекла более 2 млрд. долларов США, главным образом через выпуск еврооблигаций и среднесрочных облигаций, а также привлечение синдицированных кредитов. По данным Нацбанка, банковские внешние займы в 2004 году повысились еще на 3,6 млрд. долларов США [66, с. 1]
Наибольшая часть такого
финансирования является долгосрочной
и расценивается как
Увеличение внешних
заимствований банками
В 2014 году наступает и срок погашения облигаций компании "КазТрансОйл" в размере 1,1млрд. долларов США, выпущенных в конце 2004 года.
С учетом благоприятных
долгосрочных перспектив развития экономики
(которые подкреплены
Помимо внешнего фондирования банков, более 40% депозитов на внутреннем рынке номинированы в иностранной валюте. Однако прямые валютные риски, которым подвержены банки, сдерживаются тем, что большая доля их кредитных портфелей также номинирована в иностранной валюте или индексируется относительно иностранной валюты. Так, в иностранной валюте номинирована примерно половина всех внутренних банковских кредитов и почти 60% долгосрочных кредитов. И все же, учитывая, что не все клиенты банков имеют стабильные источники поступлений в иностранной валюте, по таким кредитам банки подвержены более высоким кредитным рискам. При регулировании валютного курса это может неблагоприятно отразиться на качестве активов. В то же время данные риски смягчаются ввиду прогнозируемого Fitch укрепления валютного курса в долгосрочной перспективе.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков