Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Валютная интервенция — купля (продажа) центральным банком иностранной валюты с целью регулирования динамики валютного курса.
Внешний долг государства — государственная задолженность иностранным гражданам, предприятиям и другим странам.
Экономическая политика – это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития, представляет с собой сложный общественный механизм.
Бюджетно-финансовая политика – это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков …………11
1.1 Экономические предпосылки и история возникновения коммерческих банков…………………………………………………………………………….11
1.2 Основные функции коммерческих банков…………………………………19
1.3 Зарубежный опыт деятельности коммерческих банков…………………..24
2. Особенности функционирования и роль коммерческих банков в развитии экономики Республики Казахстан……………………………….32
2.1 Развитие коммерческих банков в условиях нового экономического курса страны…………………………………………………………………………….32
2.2. Структура инвестиционного портфеля коммерческих банков и проблемы их формирования………………………………………………………………...39
2.3. Оценка эффективности новых операций коммерческих банков (на примере «Kaspi bank» банка)…………………………………………………....51
3. Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков……………………………………………………………………………54
3.1 Причины, факторы и появление банковского кризиса в 2009-2010 годы.54
3.2 Антикризисные меры и государственная поддержка……………………..58
3.3 Посткризисные проблемы и перспективные направления деятельности коммерческих банков……………………………………………………………64

Заключение……………………………………………………………………….85
Использованная литература………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя диссертация123.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

За последние 10 лет банковская система РК претерпела существенные изменения, и это касается не только факта изменения количества, состава банков второго уровня и государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор за ними. Указанное будет включать в себя также и изменения в механизме, формах и методах банковского регулирования, контроля и надзора, правовом статусе и функциях субъектов банковской системы, содержании банковской деятельности, принципах правового регулирования банковской деятельности и пр.

Изучая тему развития коммерческих банков в условиях нового экономического курса страны, необходимо отметить и  принципы банковской системы  Республики Казахстан, согласно которым функционируют и осуществляют свою деятельность коммерческие банки.

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК является, наиболее распространенным принципом  построения современных банковских систем в мире. Первому уровню банковской системы присущи функции, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики государства, государственного контроля за банковской деятельностью, а также с обслуживанием государственного бюджета. Второму уровню банковской системы предписаны функции связанные с осуществлением предпринимательской деятельности [4, c.94].

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК провозглашен в статье 3 Закона "О банках".

Следующий принцип –  это принцип независимости НБ РК и АФН в своей деятельности от иных органов государственной власти и управления. Согласно ст.21 закона "О нацбанке" НБ РК независим в своей деятельности в пределах предоставленных ему в пределах законодательных актах полномочий. Органы исполнительной представительной власти не вправе вмешиваться в деятельность НБ РК, его филиалов, представительств и организаций по реализации его законодательно закрепленных полномочий. Аналогичная норма о независимости АФН от других органов власти содержится в статье 15 Закона РК "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций".

Принцип независимости  Нацбанка и Агентства означает следующее.

Во-первых, ни один из органов  власти не вправе принимать решения  по вопросам, отнесенным к компетенции  НБ РК и Агентства.

Во-вторых, ни один из органов государственной власти не вправе принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения НБ РК и Агентством по вопросам, отнесенным к полномочиям последних.

НБ РК и Агентство  подотчетны лишь Президенту РК. Отношения  между НБ, Агентством и Парламентом нельзя считать вертикальными. Вмешательство в деятельность НБ, Агентства со стороны Правительства вообще исключено. Их отношения между собой носят лишь координационный характер и построены как горизонтальные.

Разрешительный принцип  осуществления банковской деятельности заключается в том, что необходимым условием осуществления банковской деятельности является наличие:

1) разрешения на открытие  банка;

2) лицензии на осуществление  соответствующих банковских операций.

Необходимо заметить, что отсутствие данного принципа позволяло бы практически любому субъекту осуществлять банковскую деятельность без получения каких-либо разрешений. Органом, осуществляющим выдачу разрешений на открытие банков является АФН. Оно же наряду с НБ РК является и лицензиаром, то есть государственным органом выдающим лицензии на осуществление банковских операций.

Принцип исключительной правоспособности банков предполагает:

во-первых, запрет на осуществление  банками иной деятельности в качестве предпринимательской, кроме как прямо разрешенной законом;

во-вторых, запрет на участие  банков в уставных капиталах других юридических лиц, кроме случаев, прямо разрешенных законом;

в третьих, возможность  осуществления банковских, а также  иных операций, указанных в законе.

Принцип недопустимости вмешательства в оперативную деятельность банков со стороны органов государственной власти и их должностных лиц провозглашен п3 ст.7 Закона "О банках и банковской деятельности в РК". В соответствии с которым запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РК.

Все коммерческие банки в Казахстане, фактически, подразделяются на эмиссионные, универсальные и специализированные. Закон "О банках" как таковую классификацию не содержит, тем не менее в Казахстане деление банков на универсальные и специализированные уже наблюдается, например жилищные строительные сберегательные банки по сути являются специализированными. Их основными видами деятельности являются [4, c.157]:

1) прием вкладов в  жилищные строительные сбережения, открытие и ведение счетов  вкладчиков;

1) предоставление вкладчикам  жилищных, коммунальных займов на  проведение мероприятий по улучшению  жилищных условий.

Жилищные строительные сберегательные банки осуществляют операции на основании лицензии АФН.

Также учеными-практиками банковского дела особо выделяется межгосударственный банк. Он создан и  действует на основании международного договора, учредителями которого являются Правительство РК (или уполномоченный им государственный орган) и правительство государства, подписавшее данный договор. Одной из особенностей функционирования данного банка является то, что в силу закона казахстанское государство гарантирует сохранность депозитов, принятых межгосударственными банками – резидентами РК и отвечает по их обязательствам в уставном капитале таких банков. В зависимости от присутствия иностранного элемента в уставном капитале можно выделить:

- банки с участием  нерезидентов РК;

- дочерние банки банков-нерезидентов  РК.

Для указанных категорий  банков законом установлены дополнительные требования по порядку создания и  представляемым в АФН.

Необходимо добавить, что одной из особенностей функционирования отечественной банковской системы является то, что отсутствует классификация банков второго уровня на государственные и частные.1 Установив разрешительный порядок создания банков, государство ввело ограничение свободного доступа к субъектов к осуществлению банковской деятельности: не всякий субъект вправе обладать статусом банка и осуществлять предпринимательскую деятельность в банковской сфере, а только лишь тот, кто будет соответствовать определенным критериям финансового, правового, организационного характера. Это лишний раз, я полагаю, свидетельствует об ответственности банков при осуществлении своих функций.

 Президент Назарбаев  Н. в своем послании «Стратегия «Казахстан-2050» указал: новый политический курс состоявшегося государства»: Учитывая неблагоприятную обстановку в мировой экономике, мы должны будем обеспечить защиту доходов каждого казахстанца и удерживать приемлемый для экономического роста уровень инфляции. Это не просто макроэкономический вопрос, это вопрос социальной безопасности страны. И это – главный вопрос работы Национального банка и Правительства уже начиная с 2013 года. Казахстанские банки в свою очередь должны выполнять свое предназначение и обеспечивать потребность реального сектора экономики в кредитных ресурсах. При этом нельзя ослаблять контроль за финансовой системой, необходимо очищать банки от проблемных кредитов и вплотную заниматься вопросами фондирования.  Для этого Национальному банку и Правительству при координации Администрации Президента необходимо разработать концептуально новую систему денежно-кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами.»

Зависимость казахстанской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Национального Банка действиями Правительства Республики Казахстан в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.

Таким образом развитие системы регулирования банковских рисков невозможно без внедрения  в практику банков финансовых инноваций, которые в силу институциональных и законодательных проблем еще не получили распространения. В этой связи особое внимание должно уделяться секьюритизации активов, а также структурированным финансовым продуктам банков, позволяющих удовлетворять специфические потребности клиентов за счет сочетания традиционных (облигации, депозиты, векселя) и производных (форварды, свопы, опционы, кредитные деривативы) финансовых инструментов.

Выделим следующие важные аспекты развития экономики Казахстана в свете дальнейшего развития банковской системы:

 В настоящее время  необходима разработка организационно-экономического  механизма решения проблемы увеличения  капитала инвестиционных банков  и мероприятий в области увеличения  инвестиционного потенциала банковской системы в целом. Такие меры будут содействовать качественному выполнению определенных государственных функций, в первую очередь по мобилизации средств и их последующей трансформации в кредиты и инвестиции для обеспечения устойчивого развития реального сектора экономики.

 Альтернативная основа  выбора варианта эффективности  банковских операций (лизинговой, факторинговой,  трастовой) предполагают увязку  будущего результата данной операции  с основными целями ее реализации: либо это увеличение чистой прибыли, либо максимальный срок окупаемости при максимальной рентабельности, либо снижение текущих затрат, либо решение социальных программ различного уровня.

 Развитие системы  регулирования банковских рисков  невозможно без внедрения в  практику банков финансовых инноваций, которые в силу институциональных и законодательных проблем еще не получили большого распространения.

 

 

2.2 Структура инвестиционного портфеля коммерческих банков и проблемы их формирования

Казахстанская банковская система, несмотря на несколько лет существования в благоприятных условиях, фактически не смогла достичь такого уровня развития, который позволил бы банкам уверенно чувствовать себя в условиях кризиса ликвидности. Доступ к дешевым ресурсам, наблюдавшийся последние несколько лет, предоставил банкам возможность не задумываться о проблемах формирования ресурсного портфеля. Наступивший финансовый кризис показал ошибочность такого подхода, не позволившего вести продуманную политику формирования пассивов.

Поскольку  быстрый  рост кредитования шел темпами, опережающими рост базы депозитов (особенно с более длинными сроками погашения), несколько крупных казахстанских банков все активнее финансируют этот рост за счет привлечения внешних заимствований. Так, в 2003 году банковская система привлекла более 2 млрд. долларов США, главным образом через выпуск еврооблигаций и среднесрочных облигаций, а также привлечение синдицированных кредитов. По данным Нацбанка, банковские внешние займы в 2004 году повысились еще на 3,6 млрд. долларов США [66, с. 1]

Наибольшая часть такого финансирования является долгосрочной и расценивается как целесообразное фондирование, поскольку спрос на долгосрочные банковские кредиты повышается, в то время как долгосрочное финансирование внутри страны в подобных объемах недоступно. Тем не менее это вызывает некоторую обеспокоенность, так как способствует быстрому ухудшению позиции по чистой внешней задолженности банковского сектора в целом. Крупнейшим в Казахстане внешним дебитором остается небанковский частный сектор – объем его внешней задолженности превышает внешний долг банков более в чем в два раза. Однако это обусловлено значительной задолженностью между компаниями, что связано с развитием нефтегазового сектора. Без учета этих долгов крупнейшим дебитором все же можно считать банковский сектор.

Увеличение внешних  заимствований банками представляет собой новый элемент риска  для страны, так как многие из недавно выпущенных облигаций имеют  совпадающие или почти совпадающие  сроки погашения, и график погашения  внешнего долга банковской системы становится все более неравномерным. Например, сроки погашения всех банковских облигаций, подлежащих оплате в 2009 году, наступают в октябре–ноябре этого года. Аналогично по всем долгам, подлежащим оплате в 2014 году, сроки погашения наступают в марте–апреле. Учитывая эти вызывающие обеспокоенность факторы, органы власти рассматривают возможность введения новых требований. Так, например, внесение изменений в требования по резервам для сдерживания дальнейшего роста выпусков банковских облигаций.

В 2014 году наступает и  срок погашения облигаций компании "КазТрансОйл" в размере 1,1млрд. долларов США, выпущенных в конце 2004 года.

С учетом благоприятных  долгосрочных перспектив развития экономики (которые подкреплены значительными  нефтяными запасами) проблема пролонгации при существующем ныне уровне внешнего долга Казахстана при прочих равных условиях со временем, вероятно, будет уменьшаться. Местные банки не вовлечены непосредственно в нефтегазовый сектор, так как для последнего характерно привлечение средств за пределами страны. Однако они испытывают на себе позитивное воздействие роста в нефтяном секторе, поскольку он оказывает благоприятное влияние на развитие других отраслей экономики. Тем не менее неравномерный график погашения задолженности банковского сектора усиливает его уязвимость при внешних потрясениях и может оказать давление на платежный баланс страны в случае сложностей с пролонгацией кредитов. Стоит отметить, что при таком сценарии небанковский частный сектор может действовать как клапан давления, поскольку график выплат по обязательствам между компаниями четко не определен (он имеет тенденцию изменяться в зависимости от цены на нефть) и считается гибким, поскольку материнские компании в трудные периоды времени обычно продлевают сроки по обязательствам.

Помимо внешнего фондирования банков, более 40% депозитов на внутреннем рынке номинированы в иностранной  валюте. Однако прямые валютные риски, которым подвержены банки, сдерживаются тем, что большая доля их кредитных  портфелей также номинирована в иностранной валюте или индексируется относительно иностранной валюты. Так, в иностранной валюте номинирована примерно половина всех внутренних банковских кредитов и почти 60% долгосрочных кредитов. И все же, учитывая, что не все клиенты банков имеют стабильные источники поступлений в иностранной валюте, по таким кредитам банки подвержены более высоким кредитным рискам. При регулировании валютного курса это может неблагоприятно отразиться на качестве активов. В то же время данные риски смягчаются ввиду прогнозируемого Fitch укрепления валютного курса в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития казахстанских коммерческих банков