Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В условиях глобализации национальных экономик существенно возрастает роль платежного баланса и его регулирования в поддержании макроэкономической стабильности в странах. Необходимость рассмотрения проблем платежного баланса и его взаимосвязи с внутренней экономикой вызвана серьезными проблемами воспроизводства в ряде стран. Общая черта национальных проблем, при всем их разнообразии состоит в том, что в течение последних лет экономика большинства стран мира находится в состоянии хронического неравновесия. С одной стороны, наблюдается нарушение равновесия на внутренних рынках товаров и услуг, которое выражается в более высоких темпах инфляции в экономике развивающихся стран. С другой стороны, имеют место нарушения в конъюнктуре рынка капитала, находящие отражение в норме предпринимательской прибыли. Следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе проблема регулирования платежного баланса исследована в недостаточной степени.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы исследования платежного баланса 8
1.1 Подходы к определению платежного баланса с позиции
различных экономических школ 8
1.2 Показатели и структура платежного баланса 10
1.3 Основные методы регулирования платежного баланса 13
2 Оценка современного состояния и перспективы
формирования платежного баланса Российской Федерации 17
2.1 Влияние внешней торговли товарами и услугами на состояние
счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации 17
2.2 Воздействие глобального финансового кризиса на счет
операций с капиталом и финансовыми инструментами 32
2.3 Анализ состояния государственного внешнего долга
Российской Федерации в условиях финансового кризиса 36
2.4 Основные направления совершенствования структуры
платежного баланса 38
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Образец курсовой работы по платежному балансу.doc

— 3.98 Мб (Скачать файл)

2.2 Воздействие глобального финансового кризиса на счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

 

В докризисный период сокращение сальдо чистого экспорта товаров и услуг благодаря росту импорта и снижению экспорта, улучшение баланса услуг и инвестиционных доходов, а также сокращению оттока капитала позволило нарастить спрос внутри российской экономики за счет роста конечного потребления домашних хозяйств (на 2,1% ВВП) и роста инвестиций в основной капитал (на 10,4% ВВП) (таблица 3)40.

Таблица 3 − Индексы объема элементов использования валового внутреннего продукта за 2005-2010 гг., %

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

1

2

3

4

5

6

7

ВВП

106,4

108,2

108,5

105,2

92,2

104,0

Расходы на конечное потребление:

109,1

109,5

111,2

108,6

96,5

102,5

-домашних хозяйств

112,2

112,2

114,3

110,6

95,2

103,0

-государственного управления

101,4

102,3

102,7

103,4

100,2

101,4

-некоммерческих организаций

81,7

98,3

102,7

98,6

91,8

98,5

Валовое накопление:

109,5

117,7

122,0

110,5

59,0

128,4

-основного капитала

110,6

118,0

121,0

110,6

85,6

106,1

Экспорт

106,5

107,3

106,3

100,6

95,3

107,1

Импорт

116,6

121,3

126,2

114,8

69,6

125,6


 

В посткризисный период спрос внутри экономики расширялся преимущественно за счет государственных денег, третья часть из которых потреблялась импортом и огромным оттоком капитала.

Совместные действия государственного и частного секторов позволили в 2005-2008 гг. привлечь значительные финансовые ресурсы как за счет размещения корпоративных обязательств и покупки государством иностранных

обязательств на мировом фондовом рынке, так и за счет разнообразных кредитных и долговых инструментов. В итоге объем внешнего долга частного сектора перед кризисом был сопоставим с золотовалютными резервами страны, что послужило серьезной опорой для российской экономики в период кризиса и позволило государству рефинансировать в посткризисный период часть долга частного сектора перед нерезидентами (рисунок 19)41.

Рисунок 19 – Соотношение основных компонентов счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса Российской Федерации за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

 

Перед мировым финансовым кризисом качественно изменилось содержание чистой международной инвестиционной позиции страны не только благодаря росту зарубежных активов и обязательств, в связи с увеличением активности российских резидентов на мировом финансовом рынке, но и благодаря расширению перечня инструментов, используемых резидентами в обороте (прямые, портфельные и прочие инвестиции, резервные активы) (рисунок 21)42. Так, прямые инвестиции в Россию увеличились в период 2005-2008 г. на 62,1 млрд. долларов США, которые сопровождались уменьшением притока капитала до 2011 г. на 51,6 млрд.долларов США. Тем не менее инвестиции за границу в период  2005-2008 гг. возросли на 43,4 млрд. долларов США, которые также были снижены до 2011 г. на 22,2 млрд.долларов США (рисунок  20, рисунок 21)43.

 

Рисунок 20 – Показатели международной инвестиционной позиции Российской Федерации за 2005-2011 гг. (активы), млрд. долл. США

 

 

Рисунок 21 – Показатели международной инвестиционной  позиции

Российской Федерации за 2005-2011 гг. (обязательства), млрд. долл. США

 

Несмотря на то, что в 2005-2008 гг. чистая международная инвестиционная позиция имела отрицательное сальдо, достигнув в начале 2008 г. рекордного значения 150,6 млрд. долларов США, сформированное преимущественно значительными частыми заимствованиями. Приток иностранного капитала в страну свидетельствовал, с одной стороны, о росте доверия со стороны международных финансовых структур к российской экономике, а с другой стороны − о накоплении и росте внешнего долга страны перед нерезидентами (рисунок 22).

 

Рисунок 22 − Международная инвестиционная позиция Российской Федерации по секторам за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

 

В 2005-2007 гг. наблюдался значительный рост резервных активов (в 2005 г. - 61,6 млрд. долларов США и по итогам 2007 г. - 148,9 млрд. долларов США) за счет благоприятной конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых рынках в условиях значительных выплат по внешнему долгу и усиленного вывоза капитала (в форме зарубежных активов) частным сектором российской экономики (рисунок  22)44.

 

Рисунок 23 − Международная инвестиционная доходность по секторам Российской Федерации за 2007-2011 гг., млрд. долл. США

В 2009 г. чистая международная инвестиционная позиция страны, впервые с 2005 г., стала положительной (254,8 млрд. долларов США) благодаря значительному сокращению (с 90,8 млрд. долл. США в 2008 г. до 59,5 млрд. долл. США в 2009 г.) обязательств частного сектора экономики при несущественном сокращении (с 2,03 млрд.долл. США до 1,8 млрд. долл. США в 2009 г.) обязательств государственного сектора (рисунок 23)45.

Анализ запасов и их доходности по секторам российской экономики свидетельствует о неэффективности государственных и частных вложений на протяжении всего рассматриваемого периода.

В частном секторе нарастание отрицательной чистой международной инвестиционной позиций страны наравне с низкой доходностью от вложенных средств свидетельствует о том, что в большинстве случаев отечественный частный капитал, уходя из страны, замещается более затратными иностранными инвестициями. Государственный сектор экономики, имевший в 2007-2011 гг. позитивную чистую инвестиционную позицию, так же, как и частный сектор, с отрицательной эффективностью осуществлял государственные инвестиции, то есть доходность государственных обязательств была выше доходности государственных активов46.

 

2.3 Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации в условиях финансового кризиса

 

Согласно денежно-кредитной статистике в результате воздействия мирового финансово-экономического кризиса  в конце 2008 г. в российской экономике сложилась ситуация превышения внутренней кредитной экспансии над снижающимся объемом денежной массы. Эта ситуация в условиях кризиса выглядела довольно сомнительной из-за общего снижения стоимости активов, падения цен на товарно-сырьевых рынках и рекордного оттока капитала из страны47.

 

Рисунок 24 – Внешний долг Российской Федерации за 2005-2011 гг., млрд. долл. США

 

Анализируя состояние государственного долга, отметим что, внешний  долг  органов  государственного  управления в период  2005-2008 гг. снижался, однако до 2011 г. увеличился на 7,07 млрд. долларов США, что обусловлено  осуществлением  государственных  внешних  заимствований  Российской Федерации на внешних финансовых рынках. Внешний  долг  органов  денежно-кредитного регулирования  в 2011 г.  увеличился до 12,8 млрд. долларов США. Наметилась  тенденция  сокращения  внешней  задолженности  банков,  которая  за 2009 г. резко сократилась на 39,1 млрд. долларов США. Внешний  долг  нефинансового  сектора  экономики  (прочие  сектора)  в период 2005-2011 г. сохранила тенденцию роста, за счет увеличения долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, а также долговых ценных бумаг и кредитов (рисунок 24)48.

Таким образом, рост консолидированного внешнего долга не только

повышает зависимость  экономики  от  внешней  конъюнктуры  и  способствует  усилению уязвимости экономического  и  финансового  положения  страны, отрицательно  сказывается  на макроэкономических показателях страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности.  

 

2.4 Основные направления  совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации

 

Итоги посткризисного периода свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики, который сопровождается увеличением валового ВВП на 11,2 млрд. долларов США, объема инвестиций в основные фонды  - 6,3 млрд. долларов США.

В предстоящие годы в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

− обеспечить эффективное функционирование системы государственного страхования и гарантирования экспортных кредитов;

− обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

− улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений;

− осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;

−  обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной- партнером;

− активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.

Таким образом, важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений с другими странами необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:

− активизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими как Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения задолженности;

− расширять сотрудничество с динамично развивающимися странами Юго- Восточной Азии, предъявляющими растущий спрос на многие виды отечественной продукции и предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику и вооружения. Платежеспособные государства этого региона, такие как, Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России.

Довольно продолжительное время основным источником денежных поступлений является экспорт нефти и газа. Хотя доходы по этой статье значительны, но России необходимо перенимать иностранный опыт и внедрять в производство новые технологические решения, что позволит отечественным товарам резко повысить конкурентоспособность на мировом рынке. Об этом говорит то, что в экспорте России доля товаров, созданных с использованием высоких технологий чрезвычайно мала.

Важно решить следующие задачи для совершенствования показателей платежного баланса Российской Федерации:

− необходимо создать современную материально-техническую базу национальной экономики. Средний срок службы оборудования должен составить 8 - 10 лет. Требуются масштабная модернизация и обновление основных фондов, в первую очередь машин и оборудования, постепенный перевод всех отраслей на новейшие технологии.

− нужно изменить структуру экономики, в которой  должно преобладать производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Надо резко повысить долю высокотехнологичных, наукоемких и инновационных отраслей - примерно с 10% в настоящее время до 25 - 30%. Это избавит нашу страну от чрезмерной зависимости от топливного и сырьевого секторов экономики.

− в экономике должен доминировать высокоразвитый частный сектор, обеспечивающий производство не менее 70% ВВП. В настоящее время преобладает государственная собственность - около 40% ВВП составляет государственный бюджет и еще 25 - 30% приходится на долю других государственных предприятий.

Информация о работе Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации