Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В условиях глобализации национальных экономик существенно возрастает роль платежного баланса и его регулирования в поддержании макроэкономической стабильности в странах. Необходимость рассмотрения проблем платежного баланса и его взаимосвязи с внутренней экономикой вызвана серьезными проблемами воспроизводства в ряде стран. Общая черта национальных проблем, при всем их разнообразии состоит в том, что в течение последних лет экономика большинства стран мира находится в состоянии хронического неравновесия. С одной стороны, наблюдается нарушение равновесия на внутренних рынках товаров и услуг, которое выражается в более высоких темпах инфляции в экономике развивающихся стран. С другой стороны, имеют место нарушения в конъюнктуре рынка капитала, находящие отражение в норме предпринимательской прибыли. Следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе проблема регулирования платежного баланса исследована в недостаточной степени.
Введение 4
1 Теоретические основы исследования платежного баланса 8
1.1 Подходы к определению платежного баланса с позиции
различных экономических школ 8
1.2 Показатели и структура платежного баланса 10
1.3 Основные методы регулирования платежного баланса 13
2 Оценка современного состояния и перспективы
формирования платежного баланса Российской Федерации 17
2.1 Влияние внешней торговли товарами и услугами на состояние
счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации 17
2.2 Воздействие глобального финансового кризиса на счет
операций с капиталом и финансовыми инструментами 32
2.3 Анализ состояния государственного внешнего долга
Российской Федерации в условиях финансового кризиса 36
2.4 Основные направления совершенствования структуры
платежного баланса 38
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В Международная инвестиционная позиция Российской Федерации за 2005-2011 гг., млн. долларов США
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||
Активы |
406 635 |
516 294 |
731 341 |
1 092 182 |
1 010 694 |
1 089 512 |
1 173 185 | |
Прямые инвестиции за границу |
107 291 |
146 679 |
216 474 |
370 129 |
205 547 |
302 542 |
369 076 | |
Участие в капитале и реинвестированные доходы |
100 402 |
139 046 |
213 535 |
355 713 |
189 379 |
276 830 |
321 709 | |
Прочий капитал |
6 888 |
7 633 |
2 939 |
14 416 |
16 168 |
25 712 |
47 367 | |
Портфельные инвестиции |
7 922 |
17 772 |
12 268 |
19 893 |
24 182 |
38 116 |
37 300 | |
Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов |
129 |
334 |
509 |
4 082 |
2 698 |
2 333 |
3 963 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Банки |
33 |
272 |
271 |
2 053 |
1 512 |
1 561 |
2 737 | |
Прочие секторы |
84 |
61 |
238 |
2 029 |
1 187 |
771 |
1 226 | |
Паи инвестиционных фондов |
… |
… |
… |
… |
118 |
160 |
666 | |
Прочие секторы |
… |
… |
… |
… |
118 |
160 |
666 | |
Долговые ценные бумаги |
7 793 |
17 438 |
11 759 |
15 812 |
21 365 |
35 623 |
32 671 | |
Долгосрочные |
7 056 |
16 000 |
10 421 |
14 230 |
19 031 |
32 860 |
30 190 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
3 923 |
10 223 |
2 992 |
0 |
0 |
2 364 |
0 | |
Банки |
3 015 |
5 310 |
6 374 |
10 384 |
13 909 |
24 558 |
26 665 | |
Прочие секторы |
117 |
467 |
1 054 |
3 846 |
5 122 |
5 937 |
3 525 | |
Краткосрочные |
738 |
1 438 |
1 338 |
1 581 |
2 334 |
2 763 |
2 481 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Банки |
665 |
1 382 |
1 000 |
417 |
353 |
138 |
325 | |
Прочие секторы |
72 |
56 |
338 |
1 164 |
1 982 |
2 626 |
2 156 | |
Финансовые производные |
153 |
51 |
222 |
1 423 |
5 302 |
2 240 |
1 639 | |
Банки |
153 |
51 |
222 |
1 423 |
5 302 |
2 222 |
1 609 | |
Опционы |
0 |
2 |
0 |
55 |
432 |
12 |
87 | |
Контракты форвардного типа |
153 |
49 |
222 |
1 368 |
4 870 |
2 210 |
1 522 | |
Прочие секторы |
… |
… |
… |
… |
… |
18 |
30 | |
Опционы |
… |
… |
… |
… |
… |
0 |
5 | |
Контракты форвардного типа |
… |
… |
… |
… |
… |
18 |
25 | |
Прочие инвестиции |
166 728 |
169 553 |
198 645 |
221 973 |
349 383 |
307 163 |
285 790 | |
Торговые кредиты и авансы |
8 930 |
16 363 |
14 839 |
11 682 |
18 426 |
5 002 |
4 755 | |
Органы государственного управления |
1 720 |
1 626 |
1 637 |
1 573 |
1 552 |
355 |
310 | |
Долгосрочные |
1 720 |
1 626 |
1 637 |
1 573 |
1 552 |
355 |
310 | |
Прочие секторы |
7 210 |
14 737 |
13 203 |
10 109 |
16 875 |
4 648 |
4 445 | |
Краткосрочные |
7 210 |
14 737 |
13 203 |
10 109 |
16 875 |
4 648 |
4 445 | |
Ссуды и займы |
23 831 |
29 007 |
57 675 |
93 361 |
139 752 |
127 877 |
136 304 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
49 | |
Долгосрочные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
49 | |
Краткосрочные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
| ||||||||
Органы государственного управления |
15 402 |
14 238 |
18 235 |
20 003 |
20 290 |
22 274 |
21 670 | |
Долгосрочные |
15 402 |
14 238 |
18 235 |
20 003 |
20 290 |
22 274 |
21 670 | |
Банки |
6 660 |
11 706 |
22 422 |
34 312 |
58 543 |
54 743 |
68 236 | |
Долгосрочные |
1 587 |
4 399 |
8 120 |
16 598 |
24 987 |
32 759 |
43 028 | |
Краткосрочные |
5 073 |
7 306 |
14 302 |
17 714 |
33 556 |
21 984 |
25 208 | |
Прочие секторы |
1 769 |
3 064 |
17 018 |
39 045 |
60 919 |
50 860 |
46 349 | |
Долгосрочные |
1 287 |
2 634 |
9 535 |
24 788 |
40 195 |
36 435 |
31 164 | |
Краткосрочные |
482 |
430 |
7 483 |
14 258 |
20 724 |
14 426 |
15 185 | |
Наличная иностранная валюта и депозиты |
61 002 |
66 274 |
70 219 |
67 533 |
135 644 |
123 601 |
96 415 | |
Наличная иностранная валюта |
47 959 |
49 092 |
39 747 |
24 653 |
53 740 |
47 579 |
30 915 | |
Банки |
2 013 |
2 406 |
3 037 |
2 896 |
7 445 |
5 399 |
4 628 | |
Прочие секторы |
45 947 |
46 686 |
36 710 |
21 757 |
46 295 |
42 181 |
26 288 | |
Долгосрочные депозиты |
727 |
890 |
3 311 |
8 402 |
10 407 |
9 243 |
9 974 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
50 |
50 |
40 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
Банки |
677 |
840 |
3 271 |
8 372 |
10 377 |
9 213 |
9 944 | |
Текущие счета и краткосрочные депозиты |
12 316 |
16 292 |
27 161 |
34 477 |
71 497 |
66 778 |
55 526 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
701 |
435 |
313 |
35 |
88 |
31 |
11 | |
Органы государственного управления |
42 |
475 |
487 |
513 |
561 |
20 |
22 | |
Банки |
11 126 |
15 025 |
25 986 |
32 195 |
63 122 |
57 271 |
44 950 | |
Прочие секторы |
447 |
358 |
375 |
1 734 |
7 726 |
9 457 |
10 543 | |
Просроченная задолженность |
67 970 |
54 877 |
52 087 |
43 375 |
44 610 |
36 903 |
36 301 | |
Органы государственного управления |
67 931 |
54 846 |
52 044 |
43 340 |
44 397 |
35 373 |
35 742 | |
Банки |
39 |
32 |
43 |
36 |
213 |
1 530 |
559 | |
Сомнительные операции |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
3 526 |
1 633 |
1 559 |
1 828 |
1 812 |
3 655 |
4 543 | |
Прочие активы |
1 468 |
1 398 |
2 267 |
4 195 |
9 139 |
10 125 |
7 472 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
41 |
45 |
46 |
46 |
46 |
46 |
46 | |
Долгосрочные |
39 |
43 |
43 |
44 |
46 |
46 |
46 | |
Краткосрочные |
3 |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 | |
Органы государственного управления |
637 |
686 |
1 052 |
1 136 |
1 704 |
1 862 |
2 128 | |
Долгосрочные |
586 |
590 |
820 |
893 |
1 545 |
1 590 |
1 894 | |
Краткосрочные |
51 |
96 |
232 |
243 |
159 |
272 |
235 | |
Банки |
789 |
661 |
1 155 |
2 221 |
3 636 |
4 267 |
3 894 | |
Долгосрочные |
76 |
28 |
107 |
392 |
1 343 |
1 446 |
1 690 | |
Краткосрочные |
713 |
633 |
1 048 |
1 828 |
2 293 |
2 822 |
2 204 | |
Прочие секторы |
1 |
7 |
15 |
792 |
3 753 |
3 949 |
1 403 | |
Долгосрочные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Краткосрочные |
1 |
7 |
15 |
792 |
3 753 |
3 949 |
1 403 | |
Резервные активы |
124 541 |
182 240 |
303 732 |
478 762 |
426 281 |
439 450 |
479 379 | |
Монетарное золото |
3 732 |
6 349 |
8 164 |
12 012 |
14 533 |
22 798 |
35 788 | |
Специальные права заимствования (СДР) |
1 |
6 |
7 |
1 |
1 |
8 901 |
8 749 | |
Резервная позиция в МВФ |
3 |
196 |
283 |
374 |
1 052 |
1 927 |
1 893 | |
Прочие валютные активы |
120 805 |
175 690 |
295 277 |
466 376 |
410 695 |
405 825 |
432 949 | |
Обязательства |
417 270 |
547 861 |
770 134 |
1 242 781 |
755 906 |
986 082 |
1 157 500 | |
| ||||||||
Прямые инвестиции в Россию |
122 295 |
180 228 |
265 873 |
491 052 |
215 756 |
378 837 |
493 354 | |
Участие в капитале и реинвестированные доходы |
111 269 |
167 706 |
244 349 |
464 164 |
183 357 |
331 695 |
428 589 | |
Прочий капитал |
11 026 |
12 522 |
21 524 |
26 888 |
32 398 |
47 142 |
64 765 | |
Портфельные инвестиции |
130 822 |
166 340 |
265 800 |
367 546 |
112 560 |
217 317 |
278 332 | |
Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов |
89 178 |
118 072 |
207 133 |
307 179 |
83 051 |
176 865 |
230 835 | |
Банки |
1 927 |
5 032 |
13 870 |
35 800 |
8 602 |
22 415 |
30 433 | |
Прочие секторы |
87 251 |
113 040 |
193 263 |
271 379 |
74 449 |
154 451 |
200 403 | |
Паи инвестиционных фондов |
40 |
225 |
747 |
1 732 |
1 476 |
1 235 |
2 011 | |
Прочие секторы |
40 |
225 |
747 |
1 732 |
1 476 |
1 235 |
2 011 | |
Долговые ценные бумаги |
41 605 |
48 043 |
57 919 |
58 634 |
28 034 |
39 217 |
45 486 | |
Долгосрочные |
40 573 |
46 856 |
56 392 |
56 171 |
26 478 |
38 179 |
44 760 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Органы государственного управления |
33 877 |
33 644 |
32 575 |
28 635 |
16 157 |
25 710 |
30 532 | |
Банки |
798 |
638 |
1 773 |
3 599 |
2 002 |
3 063 |
3 581 | |
Прочие секторы |
5 898 |
12 574 |
22 043 |
23 937 |
8 318 |
9 406 |
10 647 | |
Краткосрочные |
1 032 |
1 188 |
1 528 |
2 463 |
1 556 |
1 038 |
726 | |
Органы государственного управления |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Банки |
1 032 |
1 188 |
1 528 |
2 463 |
1 556 |
1 038 |
726 | |
Финансовые производные |
189 |
52 |
178 |
875 |
10 396 |
5 205 |
2 840 | |
Банки |
189 |
52 |
178 |
875 |
10 396 |
5 082 |
2 814 | |
Опционы |
0 |
1 |
1 |
66 |
2 830 |
1 781 |
790 | |
Контракты форвардного типа |
189 |
51 |
177 |
809 |
7 566 |
3 302 |
2 024 | |
Прочие секторы |
… |
… |
… |
… |
… |
123 |
26 | |
Опционы |
… |
… |
… |
… |
… |
0 |
0 | |
Контракты форвардного типа |
… |
… |
… |
… |
… |
123 |
26 | |
Прочие инвестиции |
163 964 |
201 240 |
238 283 |
383 309 |
417 194 |
384 723 |
382 973 | |
Торговые кредиты и авансы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 102 |
2 156 | |
Прочие секторы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 102 |
2 156 | |
Краткосрочные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 102 |
2 156 | |
Ссуды и займы |
146 027 |
180 313 |
205 195 |
334 521 |
373 751 |
335 600 |
325 073 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
7 503 |
10 158 |
2 985 |
0 |
0 |
2 370 |
0 | |
Долгосрочные - кредиты МВФ |
3 562 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Краткосрочные |
3 941 |
10 158 |
2 985 |
0 |
0 |
2 370 |
0 | |
Органы государственного управления |
59 127 |
35 590 |
14 258 |
11 579 |
10 218 |
8 975 |
7 726 | |
Долгосрочные |
59 127 |
35 590 |
14 258 |
11 579 |
10 218 |
8 975 |
7 726 | |
Банки |
19 810 |
34 511 |
67 757 |
113 236 |
124 654 |
89 343 |
96 454 | |
Долгосрочные |
11 653 |
26 350 |
50 199 |
89 384 |
103 398 |
80 208 |
81 974 | |
Краткосрочные |
8 157 |
8 161 |
17 558 |
23 853 |
21 256 |
9 135 |
14 480 | |
Прочие секторы |
59 586 |
100 054 |
120 195 |
209 706 |
238 880 |
234 913 |
220 894 | |
Долгосрочные |
53 313 |
94 511 |
109 756 |
168 934 |
216 493 |
219 768 |
207 060 | |
Краткосрочные |
6 274 |
5 542 |
10 439 |
40 772 |
22 386 |
15 145 |
13 834 | |
Наличная национальная валюта и депозиты |
10 700 |
13 262 |
28 760 |
42 591 |
35 665 |
33 416 |
43 009 | |
Наличная национальная валюта |
499 |
572 |
919 |
1 863 |
2 718 |
3 324 |
3 265 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
499 |
572 |
919 |
1 863 |
2 718 |
3 324 |
3 265 | |
Долгосрочные депозиты |
1 578 |
2 519 |
9 041 |
15 741 |
15 805 |
14 652 |
17 330 | |
Банки |
1 578 |
2 519 |
9 041 |
15 741 |
15 805 |
14 652 |
17 330 | |
Текущие счета и краткосрочные депозиты |
8 623 |
10 172 |
18 800 |
24 987 |
17 142 |
15 440 |
22 414 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
242 |
223 |
23 |
48 |
44 |
40 |
30 | |
| ||||||||
Органы государственного управления |
283 |
24 |
25 |
26 |
26 |
26 |
27 | |
Банки |
8 098 |
9 924 |
18 752 |
24 913 |
17 073 |
15 374 |
22 358 | |
Просроченная задолженность |
6 316 |
6 463 |
2 390 |
1 625 |
3 335 |
1 012 |
657 | |
Органы государственного управления |
6 312 |
6 458 |
2 382 |
1 621 |
1 518 |
324 |
322 | |
Банки |
4 |
5 |
7 |
4 |
2 |
9 |
7 | |
Прочие секторы |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 815 |
680 |
329 | |
Прочие обязательства |
921 |
1 202 |
1 938 |
4 572 |
4 442 |
12 593 |
12 078 | |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 895 |
8 740 | |
Долгосрочные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 895 |
8 740 | |
в т.ч. распределение специальных прав заимствования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 895 |
8 740 | |
Краткосрочные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Органы государственного управления |
30 |
27 |
30 |
67 |
106 |
112 |
100 | |
Долгосрочные |
19 |
12 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Краткосрочные |
12 |
15 |
23 |
67 |
106 |
112 |
100 | |
Банки |
881 |
1 164 |
1 894 |
2 876 |
3 500 |
2 237 |
2 244 | |
Долгосрочные |
125 |
178 |
267 |
478 |
592 |
521 |
621 | |
Краткосрочные |
756 |
986 |
1 627 |
2 398 |
2 908 |
1 715 |
1 623 | |
Прочие секторы |
10 |
10 |
15 |
1 630 |
836 |
1 349 |
994 | |
Краткосрочные |
10 |
10 |
15 |
1 630 |
836 |
1 349 |
994 | |
Чистая международная инвестиционная позиция |
-10 635 |
-31 566 |
-38 793 |
-150600 |
254 788 |
103 430 |
15 684 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Основные макроэкономические показатели Российской Федерации за 2005-2011гг., %
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
ВВП |
6,4 |
8,2 |
8,5 |
5,2 |
-7,8 |
4,0 |
Промышленное производство |
5,1 |
6,3 |
6,8 |
0,6 |
-9,3 |
8,2 |
Инвестиции в основной капитал |
10,9 |
16,7 |
22,7 |
9,9 |
-16,2 |
6,0 |
Реальные доходы населения |
12,4 |
13,5 |
12,1 |
2,3 |
2,1 |
4,2 |
Инфляция |
10,9 |
9,0 |
11,9 |
13,3 |
8,8 |
8,8 |
Безработица |
7,6 |
7,2 |
6,1 |
6,4 |
8,4 |
7,5 |
Федеральный бюджет: |
||||||
Доходы |
23,7 |
23,3 |
23,4 |
22,5 |
18,9 |
18,5 |
Профицит |
7,5 |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-5,9 |
-4,0 |
Экспорт |
31,9 |
30,7 |
27,3 |
28,3 |
24,8 |
27,1 |
Импорт |
16,4 |
16,6 |
17,2 |
17,5 |
15,7 |
16,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Индексы физического объема элементов использования ВВП за 2005-2011гг., %
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Валовой внутренний продукт |
106,4 |
108,2 |
108,5 |
105,2 |
92,2 |
104,0 |
расходы на конечное потребление |
109,1 |
109,5 |
111,2 |
108,6 |
96,5 |
102,5 |
домашних хозяйств |
112,2 |
112,2 |
114,3 |
110,6 |
95,2 |
103,0 |
государственного управления |
101,4 |
102,3 |
102,7 |
103,4 |
100,2 |
101,4 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
81,7 |
98,3 |
102,7 |
98,6 |
91,8 |
98,5 |
валовое накопление |
109,5 |
117,7 |
122,0 |
110,5 |
59,0 |
128,4 |
валовое накопление основного капитала |
110,6 |
118,0 |
121,0 |
110,6 |
85,6 |
106,1 |
изменение запасов материальных оборотных средств |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
экспорт |
106,5 |
107,3 |
106,3 |
100,6 |
95,3 |
107,1 |
импорт (-) |
116,6 |
121,3 |
126,2 |
114,8 |
69,6 |
125,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Внешний долг Российской Федерации за 2005-2011 гг., млн.долларов США
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Всего |
257 156 |
313 176 |
463 915 |
480 541 |
467 245 |
488 940 |
538 572 |
Органы государственного управления |
71 104 |
44 720 |
37 381 |
29 478 |
31 309 |
34 525 |
35 120 |
Федеральные органы управления |
69 919 |
43 234 |
35 847 |
28 166 |
29 475 |
32 166 |
32 640 |
Новый российский долг |
35 652 |
33 844 |
28 747 |
23 615 |
26 286 |
29 266 |
29 943 |
кредиты международных финансовых организаций |
5 610 |
5 443 |
5 009 |
4 494 |
3 788 |
3 137 |
2 797 |
МБРР |
5 091 |
4 759 |
4 291 |
3 842 |
3 210 |
2 617 |
2 310 |
прочие |
519 |
684 |
718 |
652 |
578 |
520 |
487 |
прочие кредиты |
2 995 |
2 595 |
1 746 |
1 381 |
1 000 |
777 |
641 |
ценные бумаги в иностранной валюте |
26 743 |
24 966 |
21 329 |
17 253 |
20 348 |
23 111 |
22 234 |
еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения |
23 909 |
23 963 |
20 388 |
16 847 |
19 921 |
6 091 |
6 175 |
ОВГВЗ - VI, VII, VIII транши |
2 835 |
1 003 |
941 |
406 |
427 |
431 |
0 |
ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) |
37 |
537 |
347 |
146 |
811 |
1 914 |
3947 |
прочая задолженность |
266 |
302 |
316 |
341 |
340 |
328 |
324 |
Долг бывшего СССР |
34 268 |
9 390 | <td cl |
Информация о работе Проблемы совершенствования структуры платежного баланса Российской Федерации