Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 12:58, курсовая работа
Цель работы
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Задачи:
Выявить сущность социально-культурной и досуговой деятельности;
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Введение 2
Глава 1. особенности финансирования социально-культурной деятельности 8
1.1.Сущность культурно-досуговой деятельности 8
1.2.Источники финансирования культурно-досуговых учреждений 14
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности в г.Рязани 28
2.1.Опыт оказания социально-культурных услуг на примере досуговых учреждений Рязанской области 28
2.2.Анализ деятельности МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» 35
Глава 3. Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений 40
3.1.Реализация платных услуг в культурно-досуговых учреждениях 40
3.2.Коммерческая деятельность в сфере культуры и ее нормативная база 45
3.3.Пути выхода музеев из финансового кризиса 48
Заключение 60
Список использованной литературы 66
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. особенности
финансирования социально-культурной
деятельности
1.1.Сущность культурно-
1.2.Источники финансирования
культурно-досуговых учреждений
Глава 2. Анализ организации
культурно-досуговой деятельности в г.Рязани
2.1.Опыт оказания социально-
2.2.Анализ деятельности
МУК «Мемориальный музей-
Глава 3. Пути совершенствования
финансирования культурно-досуговых учреждений
3.1.Реализация платных услуг
в культурно-досуговых учреждениях
3.2.Коммерческая деятельность
в сфере культуры и ее
3.3.Пути выхода музеев из финансового кризиса 48
Заключение
Список использованной литературы 66
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «культура» таит в себе емкий и глубокий смысл и используется в современной науке в трех основных значениях: в широком смысле (как всеохватывающее явление), в узком (совокупность отраслей) и отраслевом смыслах.1
Общество можно рассматривать как способ, и как форму существования и жизнедеятельности культуры – материальной, духовной, культуры бытия, культуры влияния на человека.
Существует несколько определений понятия «Культура». Одни ученые2 раскрывая понятие культуры, выделяют в нем следующий акцент: «Культура – это общественное явление, которое можно понять лишь в связи с материальной жизнью общества, и в первую очередь – с ролью общественного труда в преобразовании природы, материальной среды самого человека». В современных научных изданиях часто встречаются такие определения, как: «Культура – это совокупность достижений человечества в производственной жизни, уровень, степень развития человека, как члена общества»3.
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста-менеджера социально-культурной деятельности.
Обладая глубоким гуманитарным содержанием, эта профессия стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика любого государства. Специалисты в сфере социальной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятии решений.
Социальную работу правомерно определяют как организацию личностной, общественной, государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям.
Музеи выполняют очень важную роль, сохраняя и передавая историю нации, ее культурное наследие подрастающим поколениям. Музеи являются хранителями нашего художественного, социального, научного и политического наследия. Активное участие граждан в жизни государства выражается в праве свободного доступа к культурным источникам. Связано это с теми образовательными возможностями, которые предоставляют музеи гражданам различных возрастов. Недостаточная финансовая поддержка музеев государством приведет к снижению количества потенциальных посетителей музеев, прежде всего это относится к бедным гражданам, и тем, чьи возможности и так ограничены. Количество посетителей музея « Виктории и Альберта», который находится в Лондоне, сократилось на 15 % с введением оплаты за вход.
Содержание музеев очень дорого обходится государству. Оно включает стоимость новых приобретений, затраты на хранение, реконструкцию экспонатов, оплату труда работникам, проведение отдельных выставок. В большинстве случаев музеи финансируются государством, хотя музеи местного значения, также как и музеи национального значения, могут получать финансовую поддержку спонсоров. Дополнительными источниками финансирования могут быть магазины при музеях, коммерческие акции, частные вклады и, очень распространенный источник, оплата за вход.
В последнее время часто говорят о том, что отечественной культуре не уделяется должного внимания, она не получает необходимой для ее развития и нормального функционирования достаточной государственной поддержки, и поэтому отношение культуры и власти остается ключевой проблемой. Ведь во всех цивилизованных странах культура и наука находятся на государственной дотации. Вот почему считают, что если культура и наука в нашей стране окажутся без достаточной материальной поддержки, то возникнет реальная опасность нравственной деградации народа, которая создаст непреодолимую преграду на пути экономических реформ, на пути обновления и развития страны. Часто приходится слышать чуть ли не о крахе отечественной культуры, о безысходности того положения, в котором она оказалась и бесперспективности каких-либо организованных действий, способных спасти положение.
Однако многие исследователи современной культурной ситуации считают, что в период радикальных преобразований российской государственности нарастание кризисных явлений в российской культуре удалось ослабить и даже приостановить. Указывают на то, что была сохранена суть культурных институтов, началось создание негосударственных учреждений культуры, не произошло стихийной приватизации недвижимых памятников историко-культурного наследия, распыления и вывоза музейного фонда, в целом сохранился межрегиональный культурный обмен, началось формирование внутреннего художественного рынка. Действительно, есть отрадные факты культурной жизни. Вновь открыта Третьяковская галерея, филиал Малого театра, создан музейный комплекс на Поклонной горе, открыт музей Г.К. Жукова, воссозданы усадьбы А.С. Грибоедова и С.В. Рахманинова, завершено строительство здания Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, начался процесс формирования законодательства в сфере культуры и т.д.
Вместе с тем даже сторонники проводимого сегодня курса культурных преобразований, суть которого, по их мнению, определяется стремление сохранить культурное наследие России, системы государственных и государственно-общественных институтов, признают что к настоящему времени социально-экономическая ситуация в стране не позволяет разрешить проблемы, стоящие перед российской культурой.
В трудном положении оказались представители “свободных профессий”, обретшие свободу творчества, но потерявшие поддержку со стороны государства, что привело к резкому социальному расслоению в профессиональной среде и сокращению объемов деятельности учреждений культуры и искусства, вытеснению бесплатных форм культурной работы. Театры, музыкальные коллективы, киностудии и государственные телекомпании сократили постановку новых спектаклей, фильмов и программ. К минимуму сведены возможности библиотек, архивов, музеев пополнять свои фонды новыми изданиями, приобретать архивные документы, музейные экспонаты. Ухудшилось техническое оснащение учреждений культуры, искусства, кинематографии, архивов. Учебные заведения культуры и искусства находятся на “голодном пайке”. Под угрозой разрушения и полной утраты оказались многие памятники истории и архитектуры.
В речах руководителей государственных структур, ведающих культурой, зазвучали слова о том, что ставится под угрозу полноценное воспроизводство художественного потенциала общества. Всем стало понятно, что при желательности использовать все разумные источники финансирования культурной деятельности основой государственных гарантий сохранения и развития культуры остается государственное финансирование.
Финансирование - это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели. В результате финансирования образуются финансовые ресурсы предприятия - то есть денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Финансовые ресурсы служат для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, для экономического стимулирования работников предприятия. Кроме того, они используются для выполнения финансовых обязательств данной организации перед бюджетом, банками, страховыми и другими органами. Источниками формирования финансовых ресурсов являются как собственные средства предприятия, так и привлеченные им из различных источников.
В современной социально-культурной сфере существует многоканальная система финансирования. Основным ее источником является государственное финансирование. Как известно, действующее законодательство о культуре предусматривает финансирование культурной отрасли не менее, чем на 2 % из федерального бюджета и 6 % из местных бюджетов. Однако и этот минимум на практике не выполняется, что отрицательно сказывается на деятельности культурно-досуговых учреждений.4
В условиях экономического кризиса бюджетное финансирование существенно отстает от потребностей культурных отраслей. С другой стороны, и сама сфера культуры запаздывает с внедрением нового рыночного механизма использования и распределения финансовых средств. По существу, учреждения культуры поставлены перед необходимостью самостоятельно изыскивать способы экономического выживания.5
Актуальность. Посредничество социального работника в сфере досуга состоит в том, что он не ждет, когда кто-то из его подопечных обратится к нему за помощью, а сам стремится создать оптимальные условия досуга, столь необходимые для саморазвития, самоутверждения, самотворчества людей. Актуальность проблемы состоит в том, что чем больше развивается сегодня социальная работа, тем яснее становится потребность в повышении уровня профессионализма социального работника.
Объектом исследования в данной работе являются МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» города Рязани.
Предметом исследования является финансирование исследуемой организации и выработка путей совершенствования его финансирования.
Степень разработанности проблемы. До настоящего времени в литературе само понятие «досуг» часто толковалось и понималось как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют самые различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией.
Цель работы
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Задачи:
Практическая значимость работы. Данная работа может являться методическим руководством для других музеев г.Рязани и Рязанской области.
Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы:
База исследования. Данное исследование проводилось на базе МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Структура работы. Изложенные выше цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из Введения, Главы 1, Главы 2, Главы 3, Заключения, Списка литературы, Приложений.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Сущность культурно - досуговой деятельности
Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.
Информация о работе Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений