Развитие рынка розничных банковских продуктов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков и т.д. В свою очередь, хорошая репутация известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Содержание

Введение ..............................................................................................................3
Глава 1. Организация розничного бизнеса в банке.........................................6
1.1. Специфика розничных банковских продуктов и их виды ...................6
1.2. Разработка и продвижение банковских розничных продуктов на
рынок..............................................................................................................21
1.3. Роль информационных технологий в предоставлении банковских
розничных продуктов и услуг......................................................................27
Глава 2. Функции рынка банковских розничных продуктов и условия его
развития .............................................................................................................34
2.1. Роль рынка розничных банковских продуктов в современной
экономике.......................................................................................................34
2.2. Факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских
продуктов .......................................................................................................37
2.3. Риски розничных операций банков в России......................................51
Глава 3. Перспективы развития рынка банковских розничных продуктов и
услуг в России...................................................................................................59
3.1. Развитие рынка розничных банковских продуктов в докризисный
период.............................................................................................................59
3.2. Особенности ведения розничного бизнеса в российских банках (на
примере UniCredit Bank)...............................................................................64
3.3. Роль государства в развитии рынка банковских розничных
продуктов и услуг .........................................................................................72
Заключение........................................................................................................74
Список литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему- «Развитие рынка розничных банковских п.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

К средствам дистанционного доступа к банковскому счету относятся:

  • для оптовых платежных систем - это "толстый" банк-клиент, "тонкий" Интернет-банк, телебанк;
  • РОS-терминалы и банкоматы в совокупности с пластиковой картой также считаются средствами дистанционного доступа в розничных карточных платежных системах;
  • все перечисленные средства активно используются в экономически развитых странах, поэтому в их массовом внедрении нет ничего сложного. Можно рассуждать лишь о лучших перспективах того или иного средства, об их технологических особенностях и издержках использования. Например, наиболее перспективно выглядит применение для этих целей мобильного телефона, учитывая его микропроцессорные и защитные возможности, ожидания по обеспечению приемлемого доступа в Интернет.

У каждого средства дистанционной работы с банковским счетом есть свои преимущества и недостатки.

Так телебанк с использованием мобильного телефона позволяет поддерживать связь с банком из любой точки, где есть зона покрытия или роуминга вашего оператора мобильной связи без дополнительных затрат на подключение простым и быстрым звонком в адрес банка. Мобильный телефон обладает небольшим экраном и клавиатурой, а также процессором и памятью, из-за чего он более функционален, чем обычная пластиковая карта. Однако визуальные возможности и возможности хранения и обработки информации мобильного телефона уступают возможностям компьютеров.

Для постоянной работы или сложных действий лучше использовать компьютер, подключенный через Интернет к сайту платежной системы. Такой Интернет-банкинг прост в установке, требует минимальных навыков, а потому имеет преимущества в массовом использовании перед системами банк-клиент. Банк-клиент, который "привязывается", к конкретному компьютеру клиента специалистами банка, представляет лучшую защиту электронного документооборота.

Наконец, пластиковая карта - самое массовое и дешевое средство дистанционного доступа. Однако она малоприменима, если будет немного банкоматов и торговых точек с РОS-терминалами. Установка этого оборудования, особенно банкоматов, требует больших затрат, банкоматы также требуют текущего обслуживания, заправки купюрами.

В категориях капиталовложений и функциональности очевидны преимущества систем Интернет-банкинга и телебанка.

Большинство физических лиц традиционно будет использовать пластиковые карточки, поскольку те позволяют экономить деньги и не требуют сложных услуг платежных систем. Высокооплачиваемые слои населения, технологически "продвинутые" предприниматели предпочтут иметь выбор между Интернет-банком и телебанком, а также иметь пластиковую карту, чтобы сообразно обстоятельствам использовать преимущества каждого из этих средств. Уровень доходов позволит им оплачивать эту мультидоступность банковского счета, особенно если она будет предлагаться банками в пакете и за счет массового внедрения за меньшие тарифы.

В качестве аналогии мультидоступности банковского счета можно привести пример выпуска нескольких пластиковых карт к одному банковскому счету. Только здесь, например, одна из этих карт примет вид sim-карты для мобильного телефона и будет легко помещаться в любой мобильный телефон, тем более что уже не редкость мобильные телефоны с двумя sim-картами. В случае потери пластиковой карточки и до получения новой вы можете совершать платежи и снимать наличные традиционным способом через операциониста вашего банка.

При необходимости совершить платеж на оптовом рынке или узнать остаток счета предпринимателю лучше воспользоваться мобильным телефоном. Если ему необходимо оплатить покупку в супермаркете или ресторане, для этого он будет использовать пластиковую карту. Когда следует совершить массу обязательных платежей, обработать выписку по счету и составить бухгалтерскую отчетность, проверить ситуацию на фондовом рынке и скорректировать свой портфель бумаг, предприниматель предпочтет Интернет-банкинг.

Существуют решения по объединению РОS-терминалов и мобильных или радиотелефонов. Основой может быть сам РОS-терминал или когда к мобильному телефону предлагается специальная "насадка" для помещения пластиковой карты. Использование таких совмещенных устройств позволяет легко переносить средства дистанционного доступа в розничных системах, не быть привязанным к конкретному офису и традиционной линии связи. В нашей стране РОS-терминалы с мобильными телефонами используют службы доставки товаров, купленных через Интернет. Получается, что обеспечить прием платежа посредством пластиковой карты проще, чем пользоваться услугами систем электронных денег. Чтобы не затруднять клиента подходом к стойке и не забирать у него пластиковую карту, в ресторанах устанавливают РОS-терминалы с радиотелефонами.

С помощью мобильного телефона платеж осуществляется через оптовые платежные системы. Процедура проведения платежа оптовых систем, особенно если платеж будет совершаться со счета на счет в одном банковском учреждении, значительно проще, чем платеж в карточной системе. В оптовой системе платежный документ обрабатывается за один сеанс и движется от плательщика к получателю. В карточной системе сначала проходит авторизационная процедура, а затем платежная, в которой применяется требование платежа, более сложное в использовании, чем платежное поручение. Используя мобильный телефон для оплаты крупных покупок физических лиц, удастся сэкономить изрядное число транзакционных процедур. Необходимо лишь решить вопрос быстрого формирования платежной инструкции и ее передачи в платежную систему. В части инициализации платежа, очевидно, проще использовать пластиковую карту и РОS-терминал, которые собственно для этого и предназначены.

Таким образом, мобильный телефон выигрывает у пластиковой карты. Последняя будет использоваться в основном для получения наличных в банкоматах, в продовольственных магазинах или приверженцами традиционных технологий.

 

 

Глава 2. Функции рынка банковских розничных продуктов и условия его развития

 

2.1. Роль рынка розничных банковских продуктов в современной экономике

 

Разработка и внедрение новых продуктов важны для современной экономики, в частности, по следующим причинам:

1. Иногда банк создает новые  продукты, поскольку несет ответственность  в качестве лидера и обязан  это делать для сохранения статус кво. Инноваторы-лидеры — это банки, выступающие инициаторами нововведений. Последние потом используются другими банками-инноваторами последователями.

Инноваторы-лидеры функционируют в условиях повышенного риска, но при удачной реализации нового банковского продукта, формируют запас "экономической прочности", который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции и более низких по сравнениюсо средними удельными издержками производства.

Инноваторы-последователи, естественно, меньше рискуют. Их разработки являются, как правило, ответом на инновации лидеров, однако имеют соответственно более низкие экономические показатели и условия конкурентоспособности.

2. Новые продукты очень важны далее в целях расширения (или сохранения) доли рынка, а также для увеличения прибыли.

Отметим, что для обеспечения контроля за избранным сегментом рынка в течение достаточно долгого времени, банку необходимо уже на стадии зрелости услуги приступить к выведению на рынок ее модификации или нового аналога. Для этого в банке всегда должен быть хороший запас новых продуктов, т.е. именно такая продукция должна все время последовательно включаться в работу системы. Если в банке подобные условия не созданы, он не сможет оставаться лидером на рынке, владеть основной его долей, получать больше прибыли и с точки зрения конкуренции окажется в неблагоприятной позиции.

3. Банк не в состоянии быть полностью независимым от конъюнктуры рынка, от органов управления государством, влияющих на субъекты рынка как прямыми воздействиями, так и созданием соответственной экономической среды, в которой деятельность банков, предприятий заведомо подчинена интересам страны.

Банки, ориентируясь на разработку новых продуктов, призваны наряду со своими интересами учитывать в полной мере и воздействие внешней среды. Для российских коммерческих банков характерной чертой настоящего времени является диверсификация деятельности. В условиях нестабильности экономики, хозяйственной политики очень опасно концентрироваться на узком круге предоставляемых услуг. Поэтому банки предлагают своим клиентам все более широкий спектр банковских продуктов.

Понятие "новый банковский продукт" довольно условно. Если один банк внедряет для себя иной, ранее им не практикуемый вид услуг, то для других банков подобная практика может быть давно делом реальной жизнедеятельности. То же относится и к клиентуре. Если конкретный клиент раньше к данной банковской услуге не прибегал, то она для него новая. Для банка же внедрение в практику бизнеса новых продуктов — возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно качественно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот период обычно невелик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную услугу. Но и за короткое время можно, особенно в российских условиях, сделать "большие деньги", а, главное, привлечь к себе новых клиентов, существенно пополнить клиентскую базу.

4. Снижение транзакционных издержек за счёт безналичной оплаты. Экономия издержек на операциях с наличными будет действительно ощутимой, когда безналичные расчеты станут преобладать не только в доходах, но и в расходах населения. За счет перевода значительной части наличного денежного оборота физических лиц в безналичный пропорционально снизятся издержки на обслуживание выдачи наличных через банкоматы и обработку наличной выручки.

Проанализируем издержки процедур оплаты покупок населения в магазинах наличными и безналичными деньгами, определим потенциальный экономический эффект от снижения доли наличного оборота. Бухгалтерские программы, как и при выплате заработной платы, автоматически разносят по учетным регистрам операции с наличной выручкой и по ее зачислению на банковский счет. Расчеты пластиковыми картами практически повсеместно полностью автоматизированы от формирования слипа и передачи его электронного образа в процессинговую компанию до зачисления платежей на счет магазина. Магазину необходимо лишь сформировать «сшив» подписанных плательщиком слипов и обеспечить их временное хранение на случай требования возврата платежа. Процедуры со слипами занимают у работников магазина примерно столько же времени, сколько пересчет денег при сдаче кассы, обработка кассовой ленты или кассовых ордеров, оформление отчета кассира и записи в кассовой книге.

 

2.2. Факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских продуктов

 

Банковские продукты и услуги выступают элементом банковского рынка и как элемент системы находятся под воздействием многочисленных факторов, влияющих на рынок в целом. В этой связи считаем целесообразным, рассмотреть в совокупности факторы, влияющие как на развитие рынка розничных банковских продуктов и услуг, так и непосредственно на сами услуги.

Можно выделить следующие макроэкономические факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг: экономическая ситуация, доходы населения, социально-демографические тенденции, развитие информационных технологий, психологические факторы, правовое регулирование, наличие банковской инфраструктуры, конкуренция, уровень экономического образования. Влияние данных факторов многоплановое.

Экономическая ситуация в стране оказывает существенное влияние на возможности банков и поведение потребителей. Так, инфляция конца 70-х годов и глубокий экономический спад в начале 80-х годов в США привели к сокращению реальных доходов многих потребителей и существенному уменьшению дискреционного дохода (суммы, остающейся после приобретения предметов первой необходимости и уплаты налогов)19.

В России в 90-х годах проведение экономических реформ также сопровождалось высокой инфляцией, кризисом в экономике, снижением реальных доходов населения и личного потребления.

Снижение реальных доходов населения ведет к снижению личного потребления и сокращению розничной продажи товаров и услуг.

Макроэкономическая ситуация последних лет характеризуется положительными изменениями, такими как экономический рост, снижение инфляции, рост денежных доходов населения. По данным Федеральной службы государственной статистики, производство продукции и услуг в пяти базовых отраслях российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля) в 2007 году увеличилось на 7,3% по сравнению с 2006 годом. Прирост реальных денежных доходов населения, начиная с 2000 года, составляет ежегодно в среднем 10%.

Рост денежных доходов ведет к росту сбережений. У населения накопился достаточно большой объем денежных средств. И эти средства нужны банкам, так как могут служить дополнительными ресурсами для кредитования как физических лиц, так и корпоративных клиентов. Таким образом, положительные тенденции в экономике и рост доходов населения стимулируют развитие рынка розничных банковских услуг.

Одним из основных факторов, влияющих на банковскую деятельность, является конкуренция. Одно из определений конкуренции гласит: конкуренция - это процесс создания и распространения знаний среди участников рынка о том, как лучше вести свой бизнес. Те, кто создает новое знание о способах и приемах хозяйствования, получают кратковременное преимущество перед остальными, которые стремятся достичь уровня лучших. Те, кто не умеет учиться или не может в силу ряда причин, вынуждены покинуть рынок. В целом, таким образом, происходит рост уровня и качества услуг. Именно так действует рынок в условиях равноправной конкуренции.

Информация о работе Развитие рынка розничных банковских продуктов в России