Развитие рынка розничных банковских продуктов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков и т.д. В свою очередь, хорошая репутация известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Содержание

Введение ..............................................................................................................3
Глава 1. Организация розничного бизнеса в банке.........................................6
1.1. Специфика розничных банковских продуктов и их виды ...................6
1.2. Разработка и продвижение банковских розничных продуктов на
рынок..............................................................................................................21
1.3. Роль информационных технологий в предоставлении банковских
розничных продуктов и услуг......................................................................27
Глава 2. Функции рынка банковских розничных продуктов и условия его
развития .............................................................................................................34
2.1. Роль рынка розничных банковских продуктов в современной
экономике.......................................................................................................34
2.2. Факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских
продуктов .......................................................................................................37
2.3. Риски розничных операций банков в России......................................51
Глава 3. Перспективы развития рынка банковских розничных продуктов и
услуг в России...................................................................................................59
3.1. Развитие рынка розничных банковских продуктов в докризисный
период.............................................................................................................59
3.2. Особенности ведения розничного бизнеса в российских банках (на
примере UniCredit Bank)...............................................................................64
3.3. Роль государства в развитии рынка банковских розничных
продуктов и услуг .........................................................................................72
Заключение........................................................................................................74
Список литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему- «Развитие рынка розничных банковских п.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Как видно из вышесказанного, банки должны серьезно относиться к проблеме операционного риска и для оценки его уровня должен быть определен большой объем критериев оценки. На основании оценки адекватности вышеуказанных факторов, а также специальных матриц оценки, сотрудники банковского надзора смогут не только оценить количество операционного риска и качество управления им, но и дать оценку тенденции уровня операционного риска в будущих периодах.

Задача департамента риск-менеджмента - стратегическое управление рисками и оперативное управление или координация действий профильных отделов. Это позволяет получать синергетический эффект, оперативно принимать правильные решения. С сожалением приходится констатировать, что в большинстве российских банков системный подход в риск-менеджменте отсутствует. Управление рисками зачастую сводится к выполнению нормативов надзора, написанию огромного количества внутренних документов (которые большей частью не выполняются) и созданию службы безопасности, пытающейся контролировать сотрудников и контрагентов. Все это достаточно далеко от полноценной системы риск-менеджмента.

Можно выделить специфический функциональный риск ритейловой кредитной организации. С учётом глубокой новационности выделения такого риска мы в данном изложении ограничиваемся лишь общими рассуждениями34.

Ритейловый банк, осознавая свою роль социального стратификатора, должен к каждому клиенту-физическому лицу относиться с точки зрения перемещения «вверх» в рамках своего стратификационного статуса или даже перехода на следующую стратификационную ступень. Здесь должен работать принцип: «Клиент банка должен становиться богаче». На практике это должно означать следующее:

1. Клиент-депозитор.

Коммерческий банк по мере возможности должен отслеживать целевое назначение вкладов (накопление на предстоящее приобретение жилья, мебели, автомобиля, предметов длительного пользования и пр.). Такой клиент не должен выпасть из внимания банка, когда примет решение приобрести нужную вещь. Для этого у коммерческого банка есть партнёры в торговле, строительстве жилья и т.д. Решается двуединая проблема — при разблокировании вкладного счёта по желанию клиента снижается ресурсная база банка, но есть комиссионный и иной доход от посредничества или выдачи дополнительного кредита этому вкладчику при нехватке накопленных средств. Клиент из банка не уходит.

2. Клиент-заёмщик.

Предоставление такому клиенту кредита на условиях максимально выгодных обеим сторонам. В данном случае розничный банк не просто ставит перед собой задачу получить проценты за кредит, но и помочь ему таким образом разместить средства, чтобы риски клиента, а значит и банка, были приемлемыми.

Основной риск розничного банка в данном случае — полное невыполнение им функции социального стратифицирования. Это может произойти, например, из-за трудного финансового состояния кредитной организации, когда игнорируются многие принципы социально-рыночного ведения хозяйства с целью максимизации прибыли. На наш взгляд, выделенную нами функцию социального стратифицирования руководству банков надо ещё осмыслить. Тем более, что она не противоречит основной цели коммерческого банка — получения прибыли.

Данный вид риска тесно связан с рисками досрочного изъятия вкладов и кредитными рисками, причём второй вид рисков значительно весомее35.

 

Глава 3. Перспективы развития рынка банковских розничных продуктов и услуг в России

 

3.1. Развитие рынка розничных банковских  продуктов в докризисный период

 

Финансовые институты прежде всего обращают свое внимание именно на те сегменты рынка, которые демонстрируют динамичный рост спроса. Также немаловажным фактором является простота проникновения на рынок. Годы развития потребительского кредитования в России позволяют сейчас выстроить отлаженную модель вхождения в этот бизнес и избежать тех рисков и затрат, которые предполагает развитие нового вида бизнеса, выход на новые сегменты рынка.

В рамках острой конкурентной борьбы, в погоне за прибылью банки стараются скопировать наиболее удачные решения своих конкурентов, что приводит к появлению массы практически идентичных продуктов. В связи с этим перед банками-лидерами (или собирающимися стать таковыми) особенно остро встает вопрос не о совершенствовании имеющихся в продуктовой линейке предложений, а о создании принципиально новых, оригинальных и интересных для потребителя продуктов.

Говоря о подобного рода розничных продуктах, можно упомянуть как популярные на западе и практически не встречающиеся в России кредиты на обучение (образовательные кредиты), так и кредитные продукты, рассчитанные на специализированные клиентские сегменты (например, -автокредитование).

Десять банков за первую половину 2008 г. улучшили свои позиции на рынке розничных банковских продуктов. В ряде случаев рывок был значительным: так, МДМ-Банк поднялся на 22 позиции до второго места, став лидером роста. Первое место сохранил за собой "Альфа-банк". Еще два банка - ВТБ-24 и Промсвязьбанк - сохранили свои позиции (13 и 17 место соответственно). С учетом того, что общий список банков, охваченных исследованием, был увеличен с 31 до 51, сохранение позиции можно считать как ее улучшение.

Стоит отметить, что первые три места в рейтинге занимают именно российские банки: Альфа-Банк, МДМ-Банк и Абсолют Банк.

В целом банки повысили внимательность к клиентам (категория "культура" получила самый высокий балл - 3,57) и расширили линейку предложений. В то же время оценки эффективности маркетинговых стратегий банков ("коммуникации") и продвижения бренда по сравнению с 2007 г. снизились, хотя параметр "бренд" все же получил вторую максимально высокую оценку (3,35).  Ниже всего второй год подряд оценен комфорт в отделениях банка (3,25).

Разница в комиссии за обслуживания MasterCard и Visa Classic между первой и последней пятерками банков превышает 50%. Т.е. банкам, демонстрирующим высокие показатели в рейтинге, удается устанавливать высокие цены на некоторые свои продукты, не участвуя в ценовой войне, в которую втянуты большинство банков.

В связи с этим примечателен тот факт, что в этом году и иностранные и российские банки получили самые высокие баллы именно за внимательность к клиентам. В будущем иностранным банкам в России потребуется обратить внимание на такие элементы, как "бренд" и "предложение", в то время как российским банкам следует повысить эффективность в областях "коммуникации" и "окружение", отмечается в исследовании. Увеличение спектра услуг банком, безусловно, повышает его конкурентоспособность, но делать это нужно постепенно, чтобы не клиент не запутался.

Страны с быстроразвивающейся экономикой играют ведущую роль в развитии глобального банковского сектора. Следствием такого экономического бума является активная конкурентная борьба среди банков, обслуживающих физических лиц в России. В итоге, два основных фактора - качество предоставляемых услуг и эффективность затрат - станут залогом победы в условиях высокой конкуренции".

Анализ рейтинга банков по автокредитам. Первое место занял Сбербанк, выдавший за шесть месяцев автокредитов на сумму 48,8 млрд руб. против 18,8 млрд по сравнению с первым полугодием 2007 года. Портфель автокредитов банка на 1 июля 2008 года составил 86,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в четыре раза. В итоге Сбербанк обогнал в этом сегменте прежних лидеров. Сбербанк осенью 2006 года существенно усовершенствовал условия автокредитования, отменив обязательный первоначальный взнос, обязательное страхование жизни и трудоспособности заемщика, поручительство и расширив перечень доходов заемщика. По информации Сбербанка, эти изменения существенно повысили привлекательность автокредитов.

Второе место в рейтинге занял Русфинансбанк, нарастивший за год портфель автокредитов на 132%, до 56,6 млрд руб. В первом полугодии текущего года банк выдал автокредиты на сумму 26,3 млрд руб. против 13,4 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. В то же время за год свои позиции в рейтинге потеряли банк «Русский стандарт» и МДМ-банк, опустившись со второго на седьмое место и с четвертого на восьмое соответственно. Так, за первое полугодие 2008 года «Русский стандарт» выдал автокредитов на сумму 2,8 млрд руб. против 14,1 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, портфель автокредитов банка, по данным на 1 июля 2008 года, составил 25,2 млрд руб., снизившись за год на 10%. Замедление темпов роста автокредитов в банке «Русский стандарт» произошло из-за ужесточения требований к заемщикам по этим программам.

МДМ-банк за первые шесть месяцев текущего года выдал автокредитов на сумму 4,3 млрд руб. против 9,2 млрд руб. в первом полугодии прошлого года, объем портфеля автокредитов на 1 июля 2008 года составил 24,4 млрд руб., снизившись за год на 4,2%. Снижение роста портфеля автокредитов можно объяснить отменой программ экспресс-автокредитования.

Анализ рейтинга банков по автокредитам. Объёмы выданных ипотечных кредитов продолжают расти, обеспечивая банкам хорошую динамику прироста всего кредитного портфеля. По итогам первого полугодия 2008 г., в рамках ипотеки выдано около 390 млрд. руб. против порядка 267 млрд. руб., собранных за аналогичный период 2007 года.

По сравнению с первым полугодием 2007 года, тройка лидеров ипотечного кредитования сильно не изменилась. Первое и второе место за двумя государственными банками - безусловным лидером рынка кредитования «Сбербанком», с объёмом выданных ипотечных кредитов в 66 млрд. руб., и «Группой ВТБ» с объёмом в 22 млрд. руб. Третье место занял «Москоммерцбанк», сместив банк «Дельтакредит» на шестую позицию в рейтинге, выдав ипотечных кредитов почти на 15 млрд. руб.

Некоторым участникам рынка в первом полугодии удалось показать динамику прироста в несколько сот раз. Рост в 500% показала «Компания Розничного Кредитования», которая увеличила по сравнению с первым полугодием 2007 года объём выданных кредитов с 415 млн. руб. до 2075 млн. руб. Почти в 4 раза, с 8,7 млн. руб. до 36 млрд. руб., выросли объёмы выдаваемых кредитов у «УРСА Банк».

Рост количества банков, занимающихся ипотечным кредитованием, значительно усилил конкуренцию на рынке, что выражается как в снижении ставок, так и в усилении маркетинговых кампаний банков. За последние 2 года количество банков-участников ипотечного рынка выросло с 30 до 400, т.е. уровень конкуренции вырос более чем в 10 раз. Правда, многие из новых игроков больше вносят сумятицу, нежели вклад в развитие ипотечного кредитования. Тем не менее, рост конкуренции принес свои плоды: банки повернулись лицом к своим клиентам, что отразилось на ставках и др. условиях, привело к появлению специальных программ и акций.

 

 

 

3.2. Особенности ведения розничного бизнеса в российских банках (на примере UniCredit Bank)

 

ЮниКредит Банк работает в России с 1989 года, до конца 2007 года под названием Международный Московский Банк (ММБ). С 2005 года Банк входит в крупнейшую европейскую финансовую группу - UniCredit. Банк специализируется на обслуживании корпоративных и частных клиентов, корпоративном финансировании и казначейских операциях. Под именем ММБ ЮниКредит Банк стал одним из лидеров на российском рынке финансовых услуг и продолжает сохранять это лидерство при поддержке влиятельного акционера. Главным конкурентным преимуществом Банка всегда был и остается личностный подход к клиентам, стремление сделать так, чтобы каждый клиент чувствовал себя главным для Банка.

В настоящее время ЮниКредит Банк предоставляет своим клиентам следующие розничные услуги:

  • Пластиковые карты;
  • Вклады;
  • Кредитование;
  • Интернет-эквайринг;
  • Денежные переводы;
  • Депозитные сейфы;
  • Платежи через банкоматы;
  • Кассовое обслуживание;
  • Личные банковские счета;
  • Прием платежей и выплаты;
  • Дорожные чеки;
  • Услуги на фондовом рынке;
  • SMS-Банк.

Из множества предоставляемых ЮниКредит Банком физическим лицам розничных банковских услуг подробно остановимся на рассмотрении кредитных услуг физическим лицам.

Потребительское кредитование охватывает следующие виды услуг:

  • кредитные карты (кредит на пополнение банковского счета - овердрафт);
  • экспресс-кредит;
  • кредит до зарплаты;
  • кредит на неотложные нужды.

По кредитным картам кредиты предоставляются в долларах США, евро и рублях. Сумма кредита: от 50 долларов США до 3 тыс. долларов США, от 50 до 3 тыс. евро, от 500 до 100 тыс. рублей. Срок предоставления кредита - 1 или 2 года. Процентные ставки: в рублях - 29% в год, в валюте - 19% в год.

При экспресс-кредитовании поручителей и залогов не требуется, необходимо предъявить российский паспорт и еще один документ - например, водительские права. Условия предоставления кредита следующие. Кредит выдается в долларах США, евро и рублях. Сумма кредита от 3 тыс. до 10 тыс. рублей выдается сроком на 6 месяцев. Сумма кредита от 10 тыс. до 200 тыс. рублей выдается сроком по выбору: на 6 месяцев или на 1 год. В последнем случае для получения кредита в сумме до 100 тыс. рублей необходимо внесение на банковский специальный счет первоначального взноса в размере не менее 20% суммы предоставляемого кредита. Для получения кредита в сумме свыше 100 тыс. рублей необходимо внесение на банковский специальный счет первоначального взноса в размере не менее 40% суммы предоставляемого кредита. Кредит выдается без предоставления справки о доходах (форма № 2-НДФЛ). Процентная ставка по кредиту в сумме до 100 тыс. рублей - 29% годовых; по кредиту в сумме свыше 100 тыс. рублей - 33% годовых.

Недавно у банка появился новый продукт — «кредит до зарплаты»: можно без декларирования цели получить от 3 до 15 тыс. руб. на срок от одного до четырех месяцев под 33%. Услуга пользуется популярностью: на один «экспресс-кредит» приходится полтора «кредита до зарплаты». Оказалось, что очень большое количество граждан испытывает краткосрочную потребность в деньгах.

Информация о работе Развитие рынка розничных банковских продуктов в России