Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – анализ теоретических и практических основ регулирования РЦБ и на его основе предложить перспективные пути его регулирования.
Сформулированная цель обозначила задачи курсовой работы:
изучить создание и эволюцию нормативно-правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг в Казахстане;
рассмотреть функционирование фондовой биржи KASE как основной саморегулируемой организации;
исследовать Региональный финансовый центр г. Алматы, как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Регулирование рынка ценных бумаг отеч. и зарубеж опыт.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Государственное участие в регулировании рынка ценных бумаг необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Цель государственного регулирования – это содействие формированию и развитию фондового рынка, контроль отношений, складывающихся на фондовом рынке, защита участников рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется путём:

  • установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и стандартов профессиональной деятельности;
  • регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений;
  • создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;
  • постановления предельных объёмов эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня представительными органами государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обеспечение системы контроля за достоверность информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг.
  • контроля за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.
  • Структура государственного регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:
  • нормативную подсистему - совокупность соответствующих законов и иных правовых актов, нормативных актов, которые устанавливают условия осуществления государственного регулирования, условия и порядок осуществления государственного регулирования, систему государственных органов ремиссиям их деятельности. Нормативная подсистема была рассмотрена выше.
  • организационную подсистему в виде:
      1. Государства и его роли в регулировании различных сегментов рынка ценных бумаг.
      1. Самой структуры государственных органов, отвечающих за регулирование различных сегментов рынка ценных бумаг в их взаимодействии, их статус, функции [11, c.134-146].

РЦБ в отличие от других организованных рынков обычно является одним из наиболее жестко регулируемых и регламентируемых государственными органами рынком. Можно кратко перечислить следующие основные причины, вызывающие необходимость активного государственного регулирования РЦБ:

      1. На РЦБ в значительной мере реализуются экономические интересы государства, под которым понимается широкий комплекс макроэкономических и политических приоритетов государства и общества.
      2. На РЦБ постоянно присутствуют и взаимодействуют различные участники рынка. Их интересы могут вступать в противоречия и для стабилизации и правового упорядочения рынка, регламентирования действий этих участников, государство должно вводить достаточно строгую систему регулирования и контроля.
      3. Главными действующими лицами, определяющими активность и масштабы РЦБ, выступают инвесторы. В качестве которых могут быть юридические и физические лица. Поэтому возникает необходимость создания надежной системы защиты прав и интересов инвесторов, без этого невозможно обеспечить необходимое развитие рынка капиталов. Более того, в качестве инвестора у нас часто выступает само государство, которое тем более должно защищать свои интересы, интересы общества.

Специфика рынка ценных бумаг такова, что многие решения могут квалифицированно принять только непосредственные участники рынка. Они лучше других знают конкретные проблемы и пути их решения, обнаруживают махинации, которые просто невозможно заранее предусмотреть в нормативных документах, в состоянии оценить поведение участников. Для того, чтобы профессиональные участники рынка ценных могли принять непосредственное участие в регулировании, организуются так называемые саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их цель – выработка конкретных требований к своим членам и надзор за их соблюдением, а также помощь в организации работы, представление их интересов в государственных органах и другие [11, c.149].

Саморегулируемая организация –это юридическое лицо, созданное профессиональными участниками РЦБ в форме ассоциации (союза)с целью установления единых правил и стандартов их деятельности на РЦБ. Обычно это добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ЦБ и др. участников РЦБ. Эту форму регулирования РЦБ часто называют институционально-правовой, и она является вспомогательной по отношению к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством.

Саморегулируемые организации во многих странах мира созданы с целью участия в разработке правил действиями контроля над их соблюдением со стороны самих участников рынка. Более того, часто это позволяет преодолеть определенные недостатки законодательства и действий контролирующих органов, снизить опасность недобросовестной конкуренции.

На начальном этапе они занимаются в основном проблемами образования, организацией и обмена опытом, предоставлением консультаций и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако их значение часто выходит за внутренние рамки этих организаций.

На следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники РЦБ, т.к. система способствует внедрению мирового опыта деятельности рынка, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.

СРО должны осуществлять контроль над соблюдением членами этих организаций этических норм и за предотвращения случаев нарушения законодательства. Внутренний взаимный контроль быватет эффективней бюрократического, отличается меньшим запаздыванием.

Основной задачей саморегулируемой организации являются защита прав и интересов членов саморегулируемой организации и их клиентов, а также обеспечение создания единых условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан.

Основными целями саморегулируемой организации являются:

    1. установление единых правил и стандартов профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации;
    2. осуществление контроля и надзора за деятельностью членов саморегулируемой организации и соблюдением ими законодательства Республики Казахстан о рынки ценных бумаг;
    3. защита прав и интересов членов саморегулируемой организации и их клиентов;
    4. разрешение споров между членами саморегулируемой организации, а также споров между членами и их клиентами;
    5. представительство интересов членов саморегулируемой организации в органах государственной власти и управления, в судах и иных организациях.

Основой деятельности саморегулируемой организации является взаимная заинтересованность профессиональных участников рынка в том, чтобы все они выполняли некие общие правила поведения и стандарты. При этом выработка деталей этих правил и стандартов настолько тесно связана с повседневной практикой, что не может быть достаточно оперативно сделана государственными органами регулирования. Они в состоянии лишь установить общие правила работы, обеспечивающие устойчивость системы в целом, осуществлять контроль за выполнением формальных требований участниками рынка, координировать и направлять его развитие.

 

 

1.4 Мировой опыт в регулировании  рынка ценных бумаг

 

Как свидетельствует исторический опыт, инвестирование на рынках ценных бумаг является увлекательным, но при этом довольно сложным и весьма рискованным занятием. Оно может приносить как солидную прибыль, так и ощутимые потери, и при этом никто не может гарантировать инвестору возврата вложенных средств. В связи с этим принципиальное значение для инвестора получает достоверность информации, на основе которой он принимает решения о проведении операций с ценными бумагами, а также эффективность регулирования процесса предоставления этой информации.

Главным органом, осуществляющим функции надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг, является Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC). Комиссия была создана в 1934 г. при президенте Франклине Делано Рузвельте (Franklin Delano Roosevelt) в ответ на резкое падение доверия инвесторов к фондовому рынку в период Великой депрессии. Первым председателем SEC стал Джозеф Кеннеди (Joseph Kennedy), отец будущего президента страны Джона  Кеннеди (John Kennedy).

Согласно документам, основная миссия SEC заключается в том, чтобы “защищать инвесторов и поддерживать целостность рынка ценных бумаг”. Комиссия контролирует деятельность ключевых участников рынка, в том числе фондовые биржи, брокеров и дилеров, консультантов по вопросам инвестиций, взаимные фонды. Законы и правила, регулирующие американскую индустрию ценных бумаг, основываются на идее о том, что все инвесторы – как крупные институты, так и частные лица – должны иметь доступ к основной информации, касающейся того или иного объекта капиталовложений, прежде чем они инвестируют в него свои средства. Соответственно, одна из главных обязанностей SEC состоит в том, чтобы обеспечивать предоставление компаниями честной, точной и своевременной информации относительно проводимых ими деловых операциях [5, c.203].

SEC ежегодно осуществляет от 400 до 500 правоприменительных акций, направленных  против частных лиц и компаний, нарушивших законы о ценных  бумагах. Эти нарушения обычно  включают трейдинг инсайдеров (нарушение доверительных отношений путем извлечения прибыли из торговли ценными бумагами, осуществляемой на базе информации, неизвестной широкой публике); манипуляции рынком (участие в транзакциях, которые не имеют другого экономического оправдания, помимо стремления стимулировать движение рынка в направлении, выгодном нарушителю); бухгалтерские злоупотребления (намеренное исключение из финансовых отчетов существенной информации или прямое искажение представляемых данных); предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации относительно ценных бумаг и компаний, которые их эмитируют.  

Во всех этих случаях SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т.е. сама по себе она не имеет права налагать уголовные санкции на частных или юридических лиц, а значит, не может отправить кого-либо в тюрьму за нарушение законов о ценных бумагах. SEC обладает властью определять размеры штрафов, изымать прибыль, полученную нелегальным путем, запрещать частным лицам и компаниям проводить операции с ценными бумагами и налагать запрет на незаконные действия. В случаях, когда встает вопрос об уголовном преследовании, SEC объединяет усилия с министерством юстиции США, Федеральным бюро расследований или с прокуратурами штатов.

Руководство SEC состоит из пяти членов, назначаемых президентом США с учетом рекомендаций Сената и после получения его согласия. Срок пребывания на посту члена SEC составляет пять лет. При этом сроки распределяются таким образом, что 5 июня каждого года заканчивается срок одного из членов Комиссии. С целью обеспечить сохранение независимости SEC предусмотрено, что не более трех ее членов могут принадлежать к одной и той же партии. Президент также назначает одного из членов Комиссии ее председателем. Комиссия проводит регулярные заседания, в ходе которых рассматривает федеральные законы о ценных бумагах, вносит изменения в существующие правила, предлагает новые правила, соответствующие меняющимся рыночным условиям, и применяет на практике правовые нормы и законы. По американским стандартам, SEC является небольшим федеральным агентством, общий штат которого составляет около 3100 человек. Штаб-квартира SEC находится в Вашингтоне, округ Колумбия, но она также располагает 11 региональными и окружными офисами на территории США. Годовой бюджет этого учреждения составляет около $650 млн.

Комиссия по ценным бумагам и биржам подразделяется на четыре отдела: отдел корпоративных финансов, отдел рыночного регулирования, отдел инвестиционного менеджмента и отдел правоприменения. Отдел корпоративных финансов (Division of Corporation Finance) контролирует предоставление информации, в том числе таких документов, как заявление о регистрации, годовые и квартальные отчеты, материалы о голосовании по доверенности, рассылаемые держателям акций перед ежегодным собранием акционеров. Помимо этого, отдел корпоративных финансов занимается интерпретацией законов о ценных бумагах и поправок к ним. В функции отдела, в тесном сотрудничестве с офисом главного бухгалтера SEC, входит отслеживание деятельности бухгалтерских учреждений, особенно Совета по стандартам бухгалтерского учета (Financial Accounting Standards Board, FASB), результатом которой является формулирование общепринятых стандартов бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP).

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт