Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:45, курсовая работа
Цель дипломной работы – анализ теоретических и практических основ регулирования РЦБ и на его основе предложить перспективные пути его регулирования.
Сформулированная цель обозначила задачи курсовой работы:
изучить создание и эволюцию нормативно-правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг в Казахстане;
рассмотреть функционирование фондовой биржи KASE как основной саморегулируемой организации;
исследовать Региональный финансовый центр г. Алматы, как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка;
Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе не следует ожидать высоких темпов роста активизации казахстанского рынка ценных бумаг и его ликвидности. Вместе с тем, сохранится тенденция качественного и количественного развития рынка негосударственных облигаций.
Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 года предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
Государственное регулирование рынка ценных бумаг функционирует следующим образом. Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Направляющая и регулирующая роль в деятельности финансовых институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, отведена государственным органам. Регулирующие органы выполняют в основном 3 функции, направленные на защиту инвесторов от финансовых потерь. Это, во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией; и, в-третьих, осуществление контроля [26].
Национальный банк Республики Казахстан выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, выступая одновременно и его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, и государственным органом регулирования рынка ценных бумаг:
1. Являясь по сути агентом
государства по размещению
2. Выполняет функции депозитария,
клирингового и расчетного
3. В установленном порядке
В соответствие с Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1270 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» (с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 10.12.04 г. N 1495), было реорганизовано государственное учреждение "Национальный Банк Республики Казахстан" путем выделения из него государственного учреждения "Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций".
Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций [25, c.268].
Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами.
Целями Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) обеспечение финансовой
2) обеспечение надлежащего
3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
Задачами Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) реализация мер по недопущению
нарушений прав и законных
интересов потребителей
2) создание равных условий для
функционирования
3) повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств;
4) установление стандартов
5) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
6) сосредоточение ресурсов
7) стимулирование внедрения
Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, а также за рынком ценных бумаг [27].
В феврале 2007 года в Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций поступило 151 обращение (жалоб) физических и юридических лиц, а также других государственных органов. По поступившим обращениям представлены соответствующие разъяснения по 74 обращениям, на стадии рассмотрения находится 77 обращений. Из общего числа поступивших обращений 7,3% писем затрагивали вопросы деятельности субъектов рынка ценных бумаг (таблица 7).
Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке за отчетный период увеличился в 2 раза. А также увеличился объем первичных размещений на 39,86%, сделки "репо" в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами увеличились в 2,2 раза.
Таблица 7 – Сведения об обращения по вопросам регулирования фондового рынка в феврале 2007 года
№ п/п |
Наименование финансовой организации В том числе по вопросам: |
Количество обращений |
Удельный вес в соответствующем секторе финансового рынка |
1 |
Невыплаты дивидендов |
2 |
18,2 |
2 |
Приватизационных инвестиционных купонов |
2 |
18,2 |
Брокерско-дилерской деятельности |
3 |
27,3 | |
Другие |
4 |
36,3 | |
ИТОГО: |
11 |
7,3* | |
Разъяснения |
17 |
11,3* | |
Итого |
151 |
100,00 |
Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке за отчетный период увеличился в 2 раза. А также увеличился объем первичных размещений на 39,86%, сделки "репо" в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами увеличились в 2,2 раза.
На очередном заседании Правления Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в целях дальнейшего усовершенствования регуляторных и надзорных функций за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг был рассмотрен и принят ряд постановлений: «О внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам пруденциального регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг», «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 62 «Об утверждении Правил ведения системы реестров держателей ценных бумаг», «О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 октября 2003 года № 379 «О совмещении видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».
Основным индикатором состояния фондового рынка в Казахстане является организованный рынок, представленный фондовой биржей – KASE.
В период с 2007 по 2008 годы количество казахстанских эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на KASE, является относительно стабильным. Основной удельный вес ценных бумаг, допущенных к обращению на Казахстанской фондовой бирже, составляют выпуски категории "А" – 77,19%, доля выпусков ценных бумаг по категории "В" - 22,81%.
Следует отметить, что значительная часть ценных бумаг в официальных списках категории "А" - выпуски банков второго уровня.
По состоянию на 1 января 2008 года в официальный список KASE по категории "А" включено 202 выпуска корпоративных облигаций и 45 выпусков акций, по категории "В" – 28 и 45 выпусков, соответственно (таблица 8).
Таблица 8 - Ценные бумаги, допущенные к торгам на KASE
на 1 января 2007 года |
на 1 января 2008 года | |||
количество выпусков |
количество эмитентов |
количество выпусков |
количество эмитентов | |
Листинг "А" |
229 |
92 |
247 |
93 |
Листинг "В" |
66 |
55 |
73 |
67 |
Итого: |
295147 |
320160 |
По состоянию на 1 января 2008 года общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам, включенным в официальный список по категориям "А" и "В", составила 8 005 664 млн. тенге и 258 732 млн. тенге, соответственно. При этом капитализация фондового рынка по облигациям увеличилась на 9,23%, по акциям уменьшилась на 9,93%.
Общая капитализация KASE составила 8 264 396 млн. тенге, что составило 62,07% от ВВП*. Аналогичный показатель по состоянию на 1 января 2007 года составил 87,06%. Таким образом, наблюдается уменьшение капитализации фондового рынка в абсолютном выражении, также наблюдается снижение показателя капитализации фондового рынка к ВВП (рисунок 7).
Рис. 7 - Капитализация KASE к ВВП*
За 2007 год объем сделок с негосударственными ценными бумагами вырос на 87,5%. При этом объем сделок, включенных в официальный список, по категории "А" увеличился на 89,23%, по категории "В" - на 27,44%, по сектору "Нелистинговые ценные бумаги" произошло уменьшение на 42,1% (таблица 9).
Таблица 9 - Объемы сделок на KASE с негосударственными ценными бумагами
(млн. тенге)
За 2006 г. |
За 2007 г. |
Изменение за год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
По официальному списку "А" в том числе: |
3 492 868 |
6 609 501 |
89,23 |
первичные размещения: |
245 892 |
283 510 |
15,30 |
– по акциям |
231 650 |
255 432 |
10,27 |
– по облигациям |
14 242 |
28 078 |
97,15 |
Продолжение таблицы 9 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
вторичное обращение: |
619 076 |
1 192 463 |
92,62 |
– по акциям |
252 953 |
761 212 |
в 3 раза |
– по облигациям |
366 124 |
431 251 |
17,79 |
сделки "репо": |
2 627 899 |
5 133 529 |
95,35 |
– по акциям |
1 744 561 |
3 241 234 |
85,79 |
– по облигациям |
883 338 |
1 892 294 |
в 2 раза |
По официальному списку "В" в том числе: |
94 059 |
119 871 |
27,44 |
первичные размещения |
0 |
0 |
|
– по акциям |
0 |
0 |
|
– по облигациям |
0 |
0 |
|
вторичное обращение: |
46 807 |
73 754 |
57,57 |
– по акциям |
37 427 |
55 419 |
48,07 |
– по облигациям |
9 380 |
18 335 |
95,47 |
сделки "репо": |
47 252 |
46 118 |
-2,40 |
– по акциям |
41 806 |
92 924 |
в 2,2 раза |
– по облигациям |
5 446 |
9 981 |
83,27 |
По сектору "Нелистинговые ценные бумаги" |
2 891 |
1 674 |
-42,10 |
Итого |
3 589 818 |
6 731 047 |
87,50 |
Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт