Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – анализ теоретических и практических основ регулирования РЦБ и на его основе предложить перспективные пути его регулирования.
Сформулированная цель обозначила задачи курсовой работы:
изучить создание и эволюцию нормативно-правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг в Казахстане;
рассмотреть функционирование фондовой биржи KASE как основной саморегулируемой организации;
исследовать Региональный финансовый центр г. Алматы, как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Регулирование рынка ценных бумаг отеч. и зарубеж опыт.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе не следует ожидать высоких темпов роста активизации казахстанского рынка ценных бумаг и его ликвидности. Вместе с тем, сохранится тенденция качественного и количественного развития рынка негосударственных облигаций.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 года предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

  • государственные органы регулирования;
  • саморегулирующиеся организации;
  • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • этику, традиции и обычаи рынка [25, c.89].

Государственное регулирование рынка ценных бумаг функционирует следующим образом. Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Направляющая и регулирующая роль в деятельности финансовых институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, отведена государственным органам. Регулирующие органы выполняют в основном 3 функции, направленные на защиту инвесторов от финансовых потерь. Это, во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией; и, в-третьих, осуществление контроля [26].

Национальный банк Республики Казахстан выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, выступая одновременно и его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, и государственным органом регулирования рынка ценных бумаг:

1. Являясь по сути агентом  государства по размещению государственных  займов, вправе по согласованию с Минфином РК участвовать в регулировании обращения госзаймов, а также покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные правительством РК.

2. Выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра  по операциям с отдельными  видами государственных ценных бумаг.

3. В установленном порядке проводит  обязательную экспертизу проспектов  эмиссий ценных бумаг акционерных  банков до их регистрации в  НКЦБ.

В соответствие с Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1270 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» (с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 10.12.04 г. N 1495), было реорганизовано государственное учреждение "Национальный Банк Республики Казахстан" путем выделения из него государственного учреждения "Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций".

Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций [25, c.268].

Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами.

Целями Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:

1) обеспечение финансовой стабильности  финансового рынка и финансовых  организаций и поддержание доверия  к финансовой системе в целом;

2) обеспечение надлежащего уровня  защиты интересов потребителей  финансовых услуг;

3) создание равноправных условий  для деятельности финансовых  организаций, направленных на поддержание  добросовестной конкуренции на  финансовом рынке.

Задачами Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:

1) реализация мер по недопущению  нарушений прав и законных  интересов потребителей финансовых  услуг;

2) создание равных условий для  функционирования соответствующих  видов финансовых организаций  на принципах добросовестной  конкуренции;

3) повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств;

4) установление стандартов деятельности  финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

5) мониторинг финансового рынка  и финансовых организаций в  целях сохранения устойчивости  финансовой системы;

6) сосредоточение ресурсов надзора  на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

7) стимулирование внедрения современных  технологий, обеспечение полноты  и доступности информации для  потребителей о деятельности  финансовых организаций и оказываемых  ими финансовых услугах.

Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, а также за рынком ценных бумаг [27].

В феврале 2007 года в Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций поступило 151 обращение (жалоб) физических и юридических лиц, а также других государственных органов. По поступившим обращениям представлены соответствующие разъяснения по 74 обращениям, на стадии рассмотрения находится 77 обращений. Из общего числа поступивших обращений 7,3% писем затрагивали вопросы деятельности субъектов рынка ценных бумаг (таблица 7).

Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке за отчетный период увеличился в 2 раза. А также увеличился объем первичных размещений на 39,86%, сделки "репо" в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами увеличились в 2,2 раза.

 

Таблица 7 – Сведения об обращения по вопросам регулирования фондового рынка в феврале 2007 года

 

№ п/п

Наименование

финансовой организации

В том числе по вопросам:

Количество

обращений

Удельный вес в соответствующем секторе финансового рынка

1

Невыплаты дивидендов

2

18,2

2

Приватизационных инвестиционных купонов

2

18,2

 

Брокерско-дилерской деятельности

3

27,3

 

Другие

4

36,3

 

ИТОГО:

11

7,3*

 

Разъяснения

17

11,3*

 

Итого

151

100,00


 

Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке за отчетный период увеличился в 2 раза. А также увеличился объем первичных размещений на 39,86%, сделки "репо" в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами увеличились в 2,2 раза.

На очередном заседании Правления Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в целях дальнейшего усовершенствования регуляторных и надзорных функций за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг был рассмотрен и принят ряд постановлений: «О внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам пруденциального регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг», «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 февраля 2006 года № 62 «Об утверждении Правил ведения системы реестров держателей ценных бумаг», «О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 октября 2003 года № 379 «О совмещении видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

 

 

2.2 Функционирование фондовой биржи  КАSЕ как основной саморегулируемой организации

 

 

Основным индикатором состояния фондового рынка в Казахстане является организованный рынок, представленный фондовой биржей – KASE.

В период с 2007 по 2008 годы количество казахстанских эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на KASE, является относительно стабильным. Основной удельный вес ценных бумаг, допущенных к обращению на Казахстанской фондовой бирже, составляют выпуски категории "А" – 77,19%, доля выпусков ценных бумаг по категории "В" - 22,81%.

Следует отметить, что значительная часть ценных бумаг в официальных списках категории "А" - выпуски банков второго уровня.

По состоянию на 1 января 2008 года в официальный список KASE по категории "А" включено 202 выпуска корпоративных облигаций и 45 выпусков акций, по категории "В" – 28 и 45 выпусков, соответственно (таблица 8).

 

Таблица 8 - Ценные бумаги, допущенные к торгам на KASE

 

 

на 1 января 2007 года

на 1 января 2008 года

количество выпусков

количество эмитентов

количество выпусков

количество эмитентов

Листинг "А"

229

92

247

93

Листинг "В"

66

55

73

67

Итого:

295147

320160


 

По состоянию на 1 января 2008 года общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам, включенным в официальный список по категориям "А" и "В", составила 8 005 664 млн. тенге и 258 732 млн. тенге, соответственно. При этом капитализация фондового рынка по облигациям увеличилась на 9,23%, по акциям уменьшилась на 9,93%.

Общая капитализация KASE составила 8 264 396 млн. тенге, что составило 62,07% от ВВП*. Аналогичный показатель по состоянию на 1 января 2007 года составил 87,06%. Таким образом, наблюдается уменьшение капитализации фондового рынка в абсолютном выражении, также наблюдается снижение показателя капитализации фондового рынка к ВВП (рисунок 7).

 

 

Рис. 7 - Капитализация KASE к ВВП*

 

За 2007 год объем сделок с негосударственными ценными бумагами вырос на 87,5%. При этом объем сделок, включенных в официальный список, по категории "А" увеличился на 89,23%, по категории "В" - на 27,44%, по сектору "Нелистинговые ценные бумаги" произошло уменьшение на 42,1% (таблица 9).

 

Таблица 9 - Объемы сделок на KASE с негосударственными ценными бумагами

(млн. тенге)

 

За 2006 г.

За 2007 г.

Изменение за год

1

2

3

4

По официальному списку "А" в том числе:

 

3 492 868

 

6 609 501

 

89,23

первичные размещения:

245 892

283 510

15,30

– по акциям

231 650

255 432

10,27

– по облигациям

14 242

28 078

97,15

Продолжение таблицы 9

1

2

3

4

вторичное обращение:

619 076

1 192 463

92,62

– по акциям

252 953

761 212

в 3 раза

– по облигациям

366 124

431 251

17,79

сделки "репо":

2 627 899

5 133 529

95,35

– по акциям

1 744 561

3 241 234

85,79

– по облигациям

883 338

1 892 294

в 2 раза

По официальному списку "В" в том числе:

 

94 059

 

119 871

 

27,44

первичные размещения

0

0

 

– по акциям

0

0

 

– по облигациям

0

0

 

вторичное обращение:

46 807

73 754

57,57

– по акциям

37 427

55 419

48,07

– по облигациям

9 380

18 335

95,47

сделки "репо":

47 252

46 118

-2,40

– по акциям

41 806

92 924

в 2,2 раза

– по облигациям

5 446

9 981

83,27

По сектору "Нелистинговые ценные бумаги"

 

2 891

 

1 674

 

-42,10

Итого

3 589 818

6 731 047

87,50

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт