Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – анализ теоретических и практических основ регулирования РЦБ и на его основе предложить перспективные пути его регулирования.
Сформулированная цель обозначила задачи курсовой работы:
изучить создание и эволюцию нормативно-правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг в Казахстане;
рассмотреть функционирование фондовой биржи KASE как основной саморегулируемой организации;
исследовать Региональный финансовый центр г. Алматы, как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Регулирование рынка ценных бумаг отеч. и зарубеж опыт.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Отдел рыночного регулирования (Division of Market Regulation) устанавливает и поддерживает стандарты, обеспечивающие честную, упорядоченную и эффективную работу рынков. Он осуществляет эту функцию посредством регулирования деятельности крупнейших участников рынков, в число которых входят брокерско-дилерские фирмы, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (National Association of Securities Dealers, NASD), Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг (Municipal Securities Rule Making Board, MSRB), а также клиринговые агентства, такие как Depository Trust and Clearing Corporation, DTCC, и National Securities Clearing Corporation, NSCC, трансфертные агенты и учреждения, занимающиеся обработкой информации о ценных бумагах. Отдел рыночного регулирования также контролирует Корпорацию по защите инвесторов в ценные бумаги (Securities Investor Protection Corporation, SIPC), которая является частной некоммерческой организацией, в чьи задачи входит страхование ценных бумаг и средств на счетах клиентов брокерских фирм – членов корпорации от банкротства этих фирм. SIPC не занимается страхованием от потерь, возникших в результате падения рынка или мошенничества.

Отдел инвестиционного менеджмента (Division of Investment Management)контролирует и регулирует индустрию управления капиталовложениями, объем которой составляет порядка $15 трлн., и занимается применением на практике законов о ценных бумагах в том, что касается деятельности инвестиционных компаний, включая взаимные фонды и консультантов по инвестициям.

Отдел правоприменения (Division of Enforcement) ведет расследования нарушений законов о ценных бумагах; в случае необходимости дает Комиссии по ценным бумагам и биржам рекомендации по поводу постановки вопроса о дисциплинарных мерах воздействия либо в федеральном суде, либо в суде по административным правонарушениям; ведет переговоры об урегулировании проблем с нарушителями от имени SEC. Как отмечено выше, SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа [5, c.263].

SEC также включает в себя 18 управлений, среди которых одним из наиболее  известных является Управление  проверки и контроля соответствия (Office of Compliance Inspections and Examinations, OCIE). OCIE регулярно  осуществляет тщательные проверки и инспекции участников фондового рынка. Исследования, проводимые OCIE, позволяют SEC обнаруживать случаи недостаточно четкого выполнения или нарушения законов о ценных бумагах. На базе предоставляемой OCIE информации SEC направляет так называемые deficiency letters, т.е. уведомления в адрес эмитента ценных бумаг о том, что проспект эмиссии требует пересмотра, дополнения или исправления. OCIE сообщает о серьезных нарушениях Отделу правоприменения, с тем чтобы он предпринял дальнейшие действия по их устранению.

Регулирующие органы штатов. Следует отметить, что все штаты США имеют собственные ведомства, осуществляющие регулирование сферы ценных бумаг. Их сотрудники расследуют случаи нарушения принятых в данном штате законов о ценных бумагах (которые часто совпадают с федеральными законами). Эти организации нередко работают “в тандеме” с федеральными регулирующими органами, особенно когда меры, принимаемые для устранения нарушений, создают прецеденты для национальной политики.

В большинстве случаев органы, занимающиеся регулированием торговли ценными бумагами в отдельных штатах, невелики и не располагают значительными ресурсами. Отдельные штаты обладают полномочиями ведения уголовных процессов в соответствии со своими собственными законами о ценных бумагах. Однако штаты могут требовать исполнения данных законов только в пределах своих границ; поэтому случаи, в большей степени носящие общенациональный характер, передаются на рассмотрение в Отдел правоприменения SEC.

Система регулирования ценных бумаг Германии значительно слабее, чем в других странах, несмотря на ряд мер, принятых в последние годы.

Незначительность регулирования процесса инвестиционной деятельности объяснялась следующими факторами: небольшим количеством компаний, занимающихся деятельностью по размещению ценных бумаг (в основном это были крупные коммерческие банки); полным доминированием на рынке институциональных инвесторов; в целом неразвитостью рынка ценных бумаг.

Вплоть до 1990-х годов в Германии не было федерального закона, регулирующего Фондовый рынок, а существовали лишь правила, установленные в 1970г. и дополненныe в 1988г. Они были приняты широким кругом банков и другими участниками бирж. В новом законодательстве нашли отражение вопросы создания федерального органа наблюдения за рынком денных бумаг; введения ряда запретов на внутренние операции с ценными бумагами; улучшения прозрачности рынков ценных бумаг путем более строгих нотификаций и раскрытия информации по требованию главных держателей акций зарегистрированных компаний; установления правил поведения инвестиционных служб, включая обязанность действовать в интересах клиента; усиления наблюдения за фондовой биржей в федеральных землях.  В одном из основных законодательных актов - Законе о торговле ценными бумагами была установлена система контроля за операциями с ценными бумагами, выделено несколько уровней контроля за фондовым рынком.

  1. Федеральный уровень, на котором контроль осуществляется Федеральным ведомством по надзору за торговлей ценными бумагами. Основные задачи этого ведомства: контроль за проведением внутренних операций на фондовом рынке; контроль за правильностью публикаций отчетности компаний-эмитентов или компаний, чьи ценные бумаги котируются на бирже; контроль за соблюдением правил поведения участников фондового рынка; международное сотрудничество при обсуждении проблем контроля за торговлей ценными бумагами. Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами самостоятельно осуществляет деятельность в пределах своих полномочий и подчинено Министерству финансов.
  2. Уровень субъектов федерации. На уровне земель регулирующими органами выступают учреждения по надзору за биржами. Это государственные учреждения, созданные на уровне федеральных земель и осуществляющие административно-правовой надзор и текущий контроль. Они подразделяются на учреждения по контролю, которые следят за текущими сделками с ценными бумагами, в частности, они проверяют правильность установления курсов ценных бумаг и наблюдают за деятельностью брокеров, и учреждения по надзору, которые имеют право обращаться в соответствующие суды в случае выявления правонарушений, выдают разрешение на создание биржи и распоряжения о ее ликвидации. Кроме того, правительства земель имеют право создавать комитеты по санкциям, которые могут налагать штрафы или исключать из участия в торгах тех профессиональных участников, которые нарушили порядок и правила проведения торгов.
  3. Биржевой уровень представлен отделами по контролю за торговлей ценными бумагами, которые формируются на самой бирже. Члены отдела назначаются советом биржи по предложению ее руководства и с согласия соответствующего учреждения по надзору за биржами. Oтдел по контролю за торговлей ценными бумагами осуществляет текущее наблюдение за операциями с ценными бумагами, а именно: собирает данные о биржевых операциях, контролирует правильность котировок, наблюдает за соблюдением биржевых обычаев и выполняет ряд других функций.
  4. Банковский уровень представлен отделами по контролю за операциями с ценными бумагами. Основной функцией таких отделов является управление потоками информации и надзор за надлежащим поведением служащих, занятых операциями с ценными бумагами. Контрольные службы уже созданы в крупных коммерческих банках Deutsche Bank, Deadener Bank, Kommerz Ваnk, создаются в небольших и средних немецких банках. Объектом контроля этих служб являются операции не только с ценными бумагами, но и с валютой, драгоценными металлами, производными финансовыми инструментами.

В настоящее время в Германии сложилась многозвенная система регулирования фондового рынка. Традиционно контроль за соблюдением честных правил торговли осуществляется специальными подразделениями в министерствах экономики федеральных земель, где находится та или иная биржа. Надзором за соблюдением банкам (а сейчас - и небанковским  компаниями), требований по размеру капитала, структуре активов и пассивов занимается Надзорное управление за кредитными учреждениями, подчиненное Министерству финансов

В Великобритании в 1986 году был принят Закон о финансовых услугах, который формально установил контроль  государства над фондовым рынком. Этот закон предусматривает обязательное лицензирование деятельности с ценными бумагами (инвестиционного бизнеса).

Согласно данному Закону деятельность без лицензии является  уголовно наказуемым преступлением. Также Закон о финансовых услугах предусматривает уголовную ответственность за распространение ложной или вводящей в заблуждение информации, сокрытие существенной информации. Максимальным наказанием в обоих случаях может быть тюремное заключение (на 7 лет) или штраф в неограниченном размере, либо то и другое одновременно.

В соответствии с Законом о финансовых услугах был создан специальный орган – Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment Board). Он наделен исключительными полномочиями регулирования рынка. По своему статусу он является некоммерческой компанией, участниками которой являются представители различных фирм, работающих на финансовом рынке. Говоря другими словами – это саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг. Формально Совет подчиняется Казначейству, но на практике является независимым учреждением.

Совет делегирует свои полномочия более специализированным организациям, которые делятся на 2 группы: саморегулируемые организации и уполномоченные биржи.

К первой группе относятся: Совет по ценным бумагам и фьючерсам (SFA), Ассоциация финансовых посредников, менеджеров и брокеров (FIMBRA), Организация инвестиционных управляющих (IMRO), Организация компаний страхования  жизни и юнитрастов (LAUTRO).

Ко второй группе относятся: Лондонская товарная биржа, Международная нефтяная биржа (LPE), Лондонская биржа металлов, Лондонская фондовая биржа.

Работать на рынке ценных бумаг можно лишь являясь членом какой-либо или нескольких саморегулирующихся организаций. Те правила, которые разрабатываются какой-либо из этих организаций являются обязательными для исполнения всеми ее профессиональными участниками. Например все члены Совета по ценным бумагам и фьючерсам должны представлять разнообразную информацию о своей деятельности.

 

 

2 АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РК

 

2.1 Создание и эволюция нормативной  и правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг в Казахстане

 

 

Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы.

Параллельно усилиям, которые предпринимались в направлении развития организованного рынка ценных бумаг, биржей проводилась работы по развитию срочного рынка. В начале 1996 года была проведена работа по созданию нормативной базы, регулирующей биржевой рынок срочных контрактов, и в мае этого года состоялось открытие рынка валютных фьючерсов. К сожалению, первая попытка открытия данного рынка оказалась в то время нежизнеспособной, и торги срочными контрактами были остановлены в феврале 1998 года. И только в марте 1999 года удалось восстановить данный сектор рынка.

1998 год  был отмечен восстановлением  биржевого рынка государственных  ценных бумаг, произошедшим за  счет появления новой группы  профессиональных участников рынка ценных бумаг – компаний по управлению пенсионными активами, которые в силу требований законодательства обязаны оперировать только на организованном фондовом рынке. В этом же году при помощи Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в Казахстане был сформирован организованный вторичный рынок суверенных еврооблигаций Республики Казахстан. Первые торги этими еврооблигациями состоялись на бирже 19 октября 1998 года. С 15 июля этого же года биржей была запущена в эксплуатацию котировочная торговая система, что, по сути, разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной организации.

Таким образом, всю историю становления рынка ценных бумаг в Казахстане, начавшуюся в 1991 г., можно подразделить на несколько характерных периодов:

  • «рыночной инициативы»;
  • «кабинетный»;
  • ожидания;
  • адаптации [12, c.19].

Рассмотрим подробнее каждый период.

1. Период  «Рыночной инициативы» (1990-1991 гг.). На  волне общественного подъема, вызванного  процессами демократизации, появляются  первые акционерные общества, которые  выпустили первые в истории  Казахстана акции.

Создаются фондовые биржи - Алматинская и Казахстанская. В 1991 г. введен в действие закон «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР», вслед за которым правительство утверждает разработанное Министерством финансов «Положение о ценных бумагах». Регистрация, выпуск и обращение ценных бумаг регулируются в 1992 г. вначале временными правилами, затем «Инструкцией о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг акционерных обществ и инвестиционных фондов» [12, c.19].

2. Период  «Кабинетный» (1993-1995 гг.). В обществе возникает понимание неподготовленности как государства, так и хозяйствующих субъектов к работе с ценными бумагами. Начинается подготовка первой «волны» специалистов, призванных сыграть решающую роль в становлении инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом и законодательной базы в особенности. Обучение происходит в известных высших учебных заведениях за рубежом, путем стажировок в институтах рынков ценных бумаг Японии, Великобритании, США, Турции, России и других стран. В Казахстан приглашаются эксперты международных организаций, с участием известных специалистов проводятся семинары [12, c.20].

3. Период  ожидания. (1996-1997 гг.) Именно на этот  период приходится выход в  свет наиболее законченных документов - законов, постановлений правительства  и Национального Банка Республики Казахстан, инструкций и иных документов Национального Банка и других институтов, которые в совокупности впервые образовали конструктивную «оболочку» правовой и нормативной инфраструктуры рынка ценных бумаг Казахстана, позволяющую строить участникам рынка ценных бумаг вполне цивилизованные отношения [12].

В руководстве государства созрело понимание огромной роли рынка ценных бумаг в экономике, источники наполнения бюджета либо скудеют и закрываются, либо их появление откладывается. Тормозится процесс приватизации, которая не дает бюджету ожидаемых доходов. Правительство, как крупнейший собственник, готовит план масштабного прорыва на рынок ценных бумаг. Всю свою огромную и пока малополезную собственность оно разделяет на три категории:

  • «голубые фишки»;
  • «второй эшелон»;
  • прочие.

В числе «голубых фишек» крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, нефтедобычи и нефтепереработки, энергетики и связи. Замысел состоял в том, что часть госпакетов акций этих компаний поступит в обращение на фондовую биржу. Хотя эта часть представляла небольшую долю собственности, ее общая номинальная стоимость была настолько велика, а компании настолько привлекательны для инвесторов, что обозреватели отмечали заметную концентрацию финансовых средств в ожидании залпового выброса акций в обращение. К декларированному правительством сроку (осень 1997 г.) НКЦБ, Национальным Банком, другими государственными институтами, Казахстанской фондовой биржей, всеми профессиональными участниками рынка ценных бумаг была проделана огромная подготовительная работа в создании цельной технологии торговли, отвечающей высоким требованиям мирового рынка ценных бумаг.

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг: отечественный и зарубежный опыт