Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.
Введение - 3
1. Социально – экономическая сущность государственных и муниципальных кредитов - 5
1.1 Сущность и значение государственных и муниципальных кредитов - 5
1.2 Финансовые правоотношения в области государственных и муниципальных кредитов - 14
2. Анализ и определение роли государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов - 21
2.1 Анализ структуры внутреннего и внешнего кредита России - 21
2.2 Особенности и тенденции развития государственного кредита в Белоруссии - 37
3. Направления государственного развития государственных и муниципальных кредитов в России - 45
Заключение - 48
Список использованной литературы - 49
Государственные
и муниципальные кредиты
Использование государственных и муниципальных заимствований и гарантий ведет к образованию государственного и муниципального долга. Предоставленные государственные и муниципальные кредиты формируют государственные (муниципальные) финансовые активы или долг перед соответствующим органом власти.
Государственный и муниципальный кредит выражает собой финансовые обязательства, вытекающие из государственных и муниципальных заимствований и гарантий, предоставленных органами власти по обязательствам других лиц. Государственные и муниципальные финансовые активы - это финансовые обязательства экономических субъектов, иностранных государств, международных организаций и других дебиторов, вытекающие их получаемых ими государственных и муниципальных кредитов. Разница между государственным (муниципальным) кредитом и соответствующими финансовыми активами представляет собой чистый долг.
В реальной практике государственный и муниципальный кредит выражает на определенную дату результат взаимосвязей органов власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами и международными организациями в части формирования заимствованных и гарантированных средств для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей Российской Федерации.
Различают капитальный, основной и текущий государственный и муниципальный кредит. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государственных и местных органов власти и гарантированных ими долговых обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств органов власти и гарантированных ими заимствований; текущий - предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государственными и муниципальными органами, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Как и сами долговые отношения государственный и муниципальный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний кредит формируется на основе отношений с юридическими и физическими лицами - резидентами, внешний - на основе отношений с иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами, международными организациями.
Согласно существующим уровням власти различают государственный долг федеральный и региональный, муниципальный кредит. Государственные и муниципальные финансовые активы представляют собой результат на определенную дату взаимосвязей органов власти с организациями-резидентами, органами власти других уровней, иностранными государствами и их юридическими лицами, международными организациями по поводу использования бюджетных средств на возвратной основе. Финансовые активы могут быть внутренними и внешними, а по уровням власти - федеральными, региональными и муниципальными.
Функции и цели государственного и муниципального кредита.
1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.
Перераспределение осуществляется между:
- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.
Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:
- контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- контроль за соблюдением условий кредитного договора;
- контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
- контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.
К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:
- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
- проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
- поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
- поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Выражаемые
государственным и
1.2 Финансовые
правоотношения в области
Отношения, возникающие в области государственного и муниципального кредита, носят сложный характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного и др. Финансовые отношения в указанной сфере складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутреннего долга. На федеральном уровне эти отношения формируются и по поводу внешнего долга и регулируются также нормами международного права. Все указанные отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Объектом данных правоотношений являются финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.
Отличительные черты финансовых правоотношений, возникающих в сфере государственного кредита:
1. обязательное участие государства (в том числе в лице уполномоченных органов) в качестве субъекта отношений по госкредиту (займу);
2. денежные средства, взятые взаймы в отношениях по государственному кредиту, поступают в распоряжение органов государственной власти и используются на публичные, социально значимые цели, т. е. госкредит (заем) не имеет конкретного целевого характера;
3. привлеченные денежные средства представляют дополнительные (специальные) финансовые ресурсы для погашения бюджетного дефицита, т. е. поступают в бюджетный фонд;
4. источником погашения государственных займов служат средства государственного бюджета или новые займы;
5. посредством госкредитных отношений государство осуществляет функции по бюджетному и денежно-кредитному регулированию, относящиеся к его исключительным полномочиям по реализации государственного суверенитета;
6. госкредиты и займы гарантируются всем имуществом государства, составляющим государственную казну;
7. государственный заем (кредит) по сути не может быть не исполнен, так как заемщик (государство) обладает исключительным правом эмиссии денег. Указанные признаки характерны и для муниципального кредита (за исключением, как правило, целевого характера муниципальных займов). Приведенные сущностные черты государственного кредита позволяют отличить его от банковского кредита, а возникающие в этой сфере финансовые правоотношения - от гражданских.
В сферу государственного кредита входят отношения между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями, а в некоторых случаях и Банком России по поводу предоставления кредитов; отношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе в случаях, предусмотренных Законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательствам субъектов Федерации и ряд других, складывающиеся в связи с образованием,
распределением
и использованием финансовых ресурсов
государства и носящих
В этих правоотношениях участвуют также Банк России, Минфин России. Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ представляет предложения по государственному кредиту представительному органу власти РФ для определения им политики в этой сфере. На Банк России возложена и функция по обслуживанию госдолга РФ, по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате Доходов кредиторам. В соответствии с БК РФ (ст. 119) Банку России отводится роль генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга.
Минфин России проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг; осуществляет операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ и т. п. Совместно с Центральным банком Минфин России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ.
Долговые обязательства и активы.
По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.
Долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.
При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.
Законом о бюджете утверждаются:
- суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
- размер долга иностранных государств на конец финансового года;
- предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;
Информация о работе Роль государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов