Роль государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение - 3
1. Социально – экономическая сущность государственных и муниципальных кредитов - 5
1.1 Сущность и значение государственных и муниципальных кредитов - 5
1.2 Финансовые правоотношения в области государственных и муниципальных кредитов - 14
2. Анализ и определение роли государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов - 21
2.1 Анализ структуры внутреннего и внешнего кредита России - 21
2.2 Особенности и тенденции развития государственного кредита в Белоруссии - 37
3. Направления государственного развития государственных и муниципальных кредитов в России - 45
Заключение - 48
Список использованной литературы - 49

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Нижеприведенная таблица позволяет оценить размеры внешнего и внутреннего государственного долга в сравнении с доходами Правительства, полученными за год.

Бюджетно –  налоговый сектор в 2007 году

Категория (компонент) согласно Специальному стандарту распространения  данных

 

Операции расширенного Правительства

Доходы и  гранты

11 084,6

Расходы

11 071,4

в том числе, обслуживание государственного долга (процентные расходы)

154,2

Баланс, дефицит (-)/профицит (+)

13,2

Финансирование  дефицита

-13,2

в том числе, чистое внутреннее финансирование

9,8

чистое внешнее  финансирование

-23

Операции центрального Правительства *

Доходы и  гранты

7 384,7

Расходы

7 304,9

в том числе, обслуживание государственного долга (процентные расходы)

154,2

Баланс, дефицит (-)/профицит (+)

79,8

Финансирование дефицита

-79,8

в том числе, чистое внутреннее финансирование

-56,8

чистое внешнее  финансирование

-23

Долг центрального Правительства

Внутренний  долг

1 663,6

в том числе, займы

604,6

государственные ценные бумаги

565,0

прочие

494,0

Внешний долг

813

1 561,0

в том числе, по обязательствам Правительства

389,7

748,2

по обязательствам резидентов Республики Беларусь под  гарантии Правительства

423,3

812,8

Внешний долг по срокам погашения

 

в том числе, краткосрочные займы

0

средне - и долгосрочные займы

813,0


* включая государственный  внебюджетный фонд (Фонд социальной  защиты населения)

Важная составляющая экономической безопасности Беларуси — энергетическая безопасность. Общеизвестно, что львиная доля энергоресурсов (кроме, пожалуй, торфа) импортируется из-за рубежа, в первую очередь из России. Также уже все привыкли к тому, что долг республики за энергоносители является явлением постоянным.

В этой связи  можно считать достижением тот  факт, что Беларусь в 2007 г. впервые обеспечила стопроцентную оплату за текущее потребление импортируемых российских энергоресурсов и, кроме того, сократила долг за предшествовавшие годы на 87,6 млн. долларов США.

Чего это  стоило республике? Наведение относительного порядка во внутренних расчетах (оплата потребителями за газ составила в минувшем году 103,2  %, а за электроэнергию — 93,8 %) обернулось резким падением рентабельности предприятий электроэнергетики. Количество убыточных предприятий электроэнергетики в январе 2008 г. составило 62,5 %, а общая рентабельность отрасли стала отрицательной – 0,7 %. В феврале ситуация несколько улучшилась: доля убыточных предприятий сократилась до 50 %, а рентабельность несколько повысилась и составила 1,8 %. Примечательно, что на долю электроэнергетики приходится более половины всей просроченной кредиторской задолженности по промышленности страны (см. таблицу). Просроченная дебиторская задолженность также велика —на 01.03.2008 г. она составила 67 % от всей задолженности промышленных предприятий.

 

На 1 января

На 1 февраля

На 1 марта

Просроченная  кредиторская задолженность

Вся промышленность

2549,6

2611,8

2579,6

в том числе:

электроэнергетика

1499,3

1507,3

1482,6

58,8 %

57,7 %

57,5 %

Просроченная  дебиторская задолженность

Вся промышленность

1859,9

1878,1

1851,5

в том числе:

электроэнергетика

1271,4

1281,9

1240,9

68,4 %

68,3 %

67,0 %


 

 

41,2 % от общей суммы задолженности поставщикам за товары, работы, услуги. За январь - февраль 2008 г. задолженность за энергоресурсы уменьшилась на 0,2 %, скорректированная на индекс потребительских цен она снизилась на 6 %.

Состояние расчетов за основные виды энергоресурсов на 1 марта 2008 г. приводится в таблице:

 

Задолженность за энергоресурсы

природный газ

нефть

электроэнергию

Всего

3420,7

1686,1

25,7

1550,6

в том числе:

       

внутриреспубликанские расчеты

3069,9

1459,2

-

1457,2

внешняя задолженность

350,8

226,9

25,7

93,4


На внутриреспубликанские  расчеты приходилось 89,7 % всей задолженности за энергоресурсы, в том числе за природный газ — 42,7 %, за электроэнергию — 42,6 %.

Проанализировав государственные кредиты Белоруссии можно сделать вывод, что государственный внешний кредит не на много больше кредита внешнего на 01.01.2008 г. — 866 и 813 млн. долларов США соответственно. В Беларуси государственный кредит увеличился за 2008 г. на 6,6 % до 813 млн. долларов США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления  государственного развития государственных  и муниципальных кредитов в  России

 

 

Правительство Российской Федерации в 2008 году вправе принимать решения о направлении  средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации;

В России наблюдается  не постоянная сумма заимствований  денежных средству. В 2006-2012 гг. сумма  заимствований очень высокая, но в последствии начиная уже  с 2013 г. эта сумма будет значительно меньше и с 2029 г. сумма заимствования резко сократится и будет практически равна нулю.

Минфин РФ планирует  привлечь на внутреннем рынке государственных  ценных бумаг 496,7 миллиарда рублей в 2009 году и 673,2 миллиарда рублей - в 2010 году.

Развитие внутреннего  рынка государственных ценных бумаг  позволит без ухудшения условий  заимствования обеспечить в целях  сбалансированности федерального бюджета  чистое привлечение денежных средств  в объеме 396,3 миллиарда рублей в 2009 году и 524,8 миллиарда рублей в 2010 году.

В то же время  Россия не планирует в 2009-2010 годах  привлекать кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм. Однако предполагается использовать займы международных  финансовых организаций (МФО) в рамках уже заключенных соглашений. В частности, в 2009 году планируется использовать займы МФО в сумме $510,6 млн., в 2010 году - $413,6 млн. Вместе с тем, объем заимствований у МФО будет сокращаться в связи с тем, что проекты с участием МФО предполагается финансировать преимущественно за счет федерального бюджета.

В 2008–2010 годы предусматривает  резкое увеличение внутренних займов: с 293,6 млрд. рублей в 2007 году до 671,4 млрд. в 2010-м. Сейчас отношение госдолга к  ВВП снижается: с 9% в прошлом году до 8,5% в нынешнем. Но в результате наращивания займов этот процесс сначала затормозится, а затем сменится ростом – до 9,1% ВВП в 2010 году.

За счет налогоплательщиков будут поддерживаться приближенные к государству или отдельным  группам бюрократов финансовые институты, которые получат возможность предоставлять займы в первую очередь. Объем потенциальных доходов солиден: процентные расходы бюджета увеличены более чем в полтора раза – со 156,8 млрд рублей в 2007 году до 247,1 млрд в 2010-м.

В соответствии с федеральным бюджетом на 2008-2010 г., средства Резервного фонда могут быть использованы только на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. Но первенство в получении нефтегазовых доходов предоставлено нефтегазовому трансферту, размеры которого так же определены бюджетом в сумме по 2,1 трлн. руб. на 2008 и 2009 годы и 2 трлн. руб. на 2010 год. Бюджет будет получать эти средства ежемесячно.

Минфин России планирует в 2008 году разместить ГСО  на 105 млрд. руб. (в том числе на 10 млрд. руб. – по срокам погашения  в 2009 г.), в 2009 г на 140 млрд. руб (в том числе на 10 млрд. руб. – по срокам погашения в 2010 г.), и в 2010 – на 159,086,7 млрд. руб. (в том числе на 10 млрд. руб. – по срокам погашения в 2011 г.).

В 2007-2009 гг. являются уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга РФ путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг; использование инструментов долговой политики, в частности госгарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны; использование инструментов долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

Россия в 2008-2010 гг. погасит внешние долги на 14 млрд. 454,8 млн. долл. В проекте федерального бюджета на 2008 и на перспективу до 2010 г. погашение государственного внешнего долга в 2008 г. запланировано в объеме 6 млрд. 547,2 млн. долл. (169 млрд. 573,6 млн. руб.), в 2009 г. – 3 млрд. 981,3 млн. долл. (104 млрд. 311,1 млн. руб.) и в 2010 – 3 млрд. 926,3 млн. долл. (105 млрд. 224,8 млн. руб.). В 2008 г. ожидается погашение облигаций внутреннего государственного валютного займа в объеме 2 млрд. 837 млн. долл. (73 млрд. 478,3 млн. руб.). Кроме того, в 2008-2010 гг. планируется увеличение объемов погашения по еврооблигациям с окончательным сроком погашения в 2010 и 2030 гг., которые составит в 2008 г. – 868,3 млн. долл. (22 млрд. 489,5 млн. руб.), в 2009 г. – 1 млрд. 504,9 млн. долл. (34 млрд. 427,4 млн. руб.) и в 2010 – 1 млрд. 283,1 млн. долл. (34 млрд. 386 млн. руб.)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Государственный и муниципальный кредит представляют собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами или заемщиками. Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции: перераспределения денежных ресурсов, регулирующую, учета и контроля.

Основными целями государственного и муниципального кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик; поддержка муниципальных образований; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Межгосударственные  кредиты предоставляются Правительством РФ правительствам других государств в соответствии с двусторонними  межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета. Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы имущества, установленных процентов.

Поступления средств  в бюджет от заимствований и других долговых обязательств отражаются в  бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Государственной или муниципальной гарантией  является способ обеспечения обязательства, по которому Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, принят ГД ФС РФ 17.07.1998 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008 / М-во юстиции Рос. Федерации. - М: Маркетинг, 2008. - 159 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008.

3. Государственные и муниципальные финансы – А.М. Бабич, Л.М. Павлова Москва: Юнити, 2002. - 703 с.

4. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.- 479 с.

5. Ковалевой, А.М. Финансы [Текст]: учебное пособие / под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика ,2008 г.

6. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб.; пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изл-во РАГС, 2007. - 640 с.

Информация о работе Роль государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов