Роль государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание

Введение - 3
1. Социально – экономическая сущность государственных и муниципальных кредитов - 5
1.1 Сущность и значение государственных и муниципальных кредитов - 5
1.2 Финансовые правоотношения в области государственных и муниципальных кредитов - 14
2. Анализ и определение роли государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов - 21
2.1 Анализ структуры внутреннего и внешнего кредита России - 21
2.2 Особенности и тенденции развития государственного кредита в Белоруссии - 37
3. Направления государственного развития государственных и муниципальных кредитов в России - 45
Заключение - 48
Список использованной литературы - 49

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

-    предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;

-    программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам - участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основного долга по ранее предоставленным кредитам [Химичева, Н.И., Покачалова, Е. В. Финансовое право [Текст]: Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева.— М.: Норма, 2008. — 331 с.].

Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.

Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

Договоры о  предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Договоры о  предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона в следующих случаях:

1. если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;

2. если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

3.   других, предусмотренных законодательством.

Договоры о  реструктуризации задолженности или  списании задолженности иностранных  государств перед РФ ратифицируем Государственная  Дума,  кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Возможна уступка  прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Государственный и муниципальный кредит является одним из инструментов для достижения баланса между доходами и расходами, осуществляется в национальной валюте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  проблем связанных с ролью  государственных и муниципальных  кредитов в формировании бюджетных  ресурсов

 

2.1 Анализ  структуры внутреннего и внешнего кредита России

 

 

Структура современного внешнего кредита РФ состоит из:

Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);

Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Покупателями  их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО  осуществляется в форме отдельных  выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации  существуют только в виде записи на счетах

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура  способствовала снижению объема долга  в виде ГКО, поскольку необходимость  финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема кредита произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.

В структуре  погашения кредита относительно ровная кривая складывается после 2022 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков. За последние годы объем государственного кредита, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. – 14,19%

Вместе с  тем в структуре госкредита России при некотором снижении внешней  задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки  зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госкредит становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

На 1 октября 2008 года объем внутреннего долга, выраженного  в государственных бумагах, составил 1227,2 млрд. руб., тогда как по состоянию  на 1 октября 2008 года он составлял 965,4 млрд. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего кредита за этот период составило 21,3 % или 261,8 млрд. руб.

По состоянию  на 1 октября 2008 года размер задолженности: по ОФЗ-ПД увеличился на 96,88 млрд. руб. и  составил 281,2 млрд. руб.; ОФЗ-ФК – уменьшился на 43,43 млрд. руб. и составил 51,4 млрд. руб.; ОФЗ-АД – увеличился на 136,85 млрд. руб. до 799,1 млрд. руб., по ГСО-ППС снизился на 5 млрд. руб. до 10,4 млрд. руб., ГСО-ФПС увеличился на 76,41 млрд. руб. и составил 85 млрд. руб.

Структура внутреннего  долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1октября 2008 года

Государственный внешний кредит Российской Федерации складывается из: задолженности странам - участницам Парижского клуба; задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб; задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм; задолженности перед международными финансовыми организациями; задолженности бывшим странам СЭВ; еврооблигационных займов; ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа); кредитов Центрального Банка России.

Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу  РФ, накопленная с 1992 г, составила 2,4 млрд. долл., странам, не вошедшим в клуб - 3,0 млрд. долл.

Внешний кредит РФ 1 января 2008 г составил 310,6 млрд. долл. Об этом свидетельствуют материалы, опубликованные ЦБ РФ

Внешний кредит органов государственного управления за 1-й квартал 2008 г сократился с 44,7 млрд. долл. до 43,4 млрд. долл., в том числе федеральных органов управления - с 43,2 млрд. долл. до 41,9 млрд. долл.

Новый российский долг федеральных органов управления уменьшился за 1-й квартал 2008 г с 33,8 млрд. долл. до 33 млрд. долл. В структуре  собственно российского долга на 1 апреля 2008 г 5,3 млрд. долл. составляли кредиты международных финансовых организаций 4,6 млрд. долл., МБРР 0,7 млрд. долл. - прочие, 2,4 млрд. долл. - прочие кредиты, 24,2 млрд. долл. - ценные бумаги в иностранной валюте 4,7 млрд. долл. - еврооблигации, размещенные по открытой подписке и выпущенные при реструктуризации ГКО; 18,6 млрд. долл. - еврооблигации, выпущенные для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом; 1 млрд. долл. - ОВВЗ, ценные бумаги в рублях - 0,7 млрд. долл.

Внешний муниципальных кредитов РФ в 1-м квартале 2008 г сохранился в размере 1,5 млрд. долл., из которых 1 млрд. долл. приходилось на кредиты и 0,5 млрд. долл. - ценные бумаги в рублях.

Внешний кредит органов денежно-кредитного регулирования за 1-й квартал 2008 г сократился с 3,9 млрд. долл. до 1 млрд. долл.

Внешние кредиты банковской системы /без участия в капитале/ за 1-й квартал 2008 г возросли со 101,2 млрд. долл. до 110,9 млрд. долл. В структуре долгов банковской системы на 1 апреля 2008 г 0,5 млрд. долл. составляли долговые обязательства перед прямыми инвесторами, 74,4 млрд. долл. - кредиты, 29,3 млрд. долл. - текущие счета и депозиты, 4,1 млрд. долл. - долговые ценные бумаги.

Внешние кредиты нефинансовых предприятий /без участия в капитале/ возросли за 1-й квартал 2007 г со 160,7 млрд. долл. до 185 млрд. долл. Из этой суммы 28,6 млрд. долл. составляли долговые обязательства перед прямыми инвесторами, 134,4 млрд. долл. - кредиты, 18,5 млрд. долл. - долговые ценные бумаги, 3,1 млрд. долл. - задолженность по финансовому лизингу.

По срокам погашения  внешний кредит РФ на 1 апреля 2008 г распределялся следующим образом: 280,6 млрд. долл. составляли долгосрочные обязательства и 58,7 млрд. долл. – краткосрочные.

Минфин РФ объявило о начале второго этапа обмена допущенной к урегулированию коммерческой задолженности СССР на еврооблигации  РФ с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг. /"облигации 2010 и 2030"/. На дату завершения обмена участвующие кредиторы получат все выплаты по основному долгу и процентам, причитающиеся до этой даты в соответствии с графиками погашения облигаций 2010 и 2030 гг.

Средства, сэкономленные в результате досрочного погашения кредита в сумме 7,7 млрд. долл. планируется направить в инвестиционный фонд. В 2008 г экономия составила 1,2 млрд. долл., в 2009 г - 1,1 млрд. долл., в 2010 г - 1 млрд. долл. В 2008-2010 г в инвестиционный фонд от досрочного погашения долга перед Парижским клубом кредиторов будет направлено 39,6 млрд. руб. в том числе в 2008 г - 14,8 млрд. руб., 12,9 млрд. руб. - в 2009 г и 11,9 млрд. руб. - в 2010 г.

В последние  годы наметилась тенденция к сокращению внешнего кредита Российской Федерации. В 2000г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006г. снизился до 104,9 млрд. долл.

Для погашения  внешнего государственного кредита, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г.

У России в отличие от западных стран внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, т.к. в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует отметить также низкую эффективность внешних заимствований России. Их нельзя рассматривать как помощь народному хозяйству. Это связано с неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы, с отсутствием концепции управления внешним долгом.

Анализ динамики и структуры  внутреннего госдолга РФ

Рынок внутреннего долга  не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Структура современного внутреннего  долга РФ состоит:

1. Государственных бескупонных краткосрочных облигаций     (ГКО);

2. Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и  с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

 ГКО эмитируются с  мая 1993г. Гарантом функционирования  ГКО выступает ЦБ России, который  обеспечивает размещение, сбережение  и погашение облигаций. Покупателями  могут выступать юридические  и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют в виде записи на счетах.

До августа 1998г. государство  ни разу не нарушило сроков погашения  по ГКО и обязательств по выплате  процентов. После внутреннего дефолта (17 августа 1998г.) расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Впоследствии  была проведена реструктуризация этой задолженности путем проведения новации. Работы по реструктуризации ГКО регулировались Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.

В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг с длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке. Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на внутренний госдолг. Последовавшее за кризисом 1998г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2005г. Внутренний долг за последние 6 лет увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд.. руб. и к 2008 году достиг почти 27% в общей структуре долга.

Информация о работе Роль государственных и муниципальных кредитов в формировании бюджетных ресурсов